Понятие и значение валютного контроля. Полномочия субъектов, осуществляющих валютный контроль

Валютный контроль — деятельность органов валютного контроля и агентов валютного контроля, направленная на обеспечение соблюдения резидентами и нерезидентами требований валютного законодательства Республики Беларусь.

Основные направления валютного контроля следующие:

· определение соответствия проводимых валютных операций валютному законодательству;

· обеспечение контроля за перемещением иностранной валюты и иных валютных ценностей через таможенную границу Республики Беларусь;

· предотвращение легализации доходов, полученных незаконным путем, финансирования террористической деятельности и иной экстремистской деятельности;

· проверка полноты и достоверности учета и отчетности по валютным операциям;

· анализ данных учета, отчетности и информации по валютным операциям.

Организационно-правовое обеспечение валютного контроля в Республике Беларусь выполняют органы валютного контроля и агенты валютного контроля.

Система органов валютного контроля включает:

1) Совет Министров Республики Беларусь, который определяет компетенцию республиканских органов государственного управления и иных государственных организаций, подчиненных Правительству Республики Беларусь, областных (Минского городского) исполнительных комитетов по вопросам осуществления ими функций агентов валютного контроля, выполняет другие функции, предусмотренные законодательством;

2) Национальный банк Республики Беларусь, осуществляющий валютный контроль за совершением банками и небанковскими кредитно-финансовыми организациями валютных операций, выполняющий другие функции, предусмотренные законодательством;

3) Комитет государственного контроля Республики Беларусь, который формирует на основании информации, получаемой от иных органов валютного контроля, а также агентов валютного контроля, базу данных по вопросам валютного контроля, в пределах своей компетенции осуществляет контроль за выполнением органами валютного контроля и агентами валютного контроля своих функций, осуществляет другие функции, предусмотренные законодательством. Комитет государственного контроля осуществляет координацию деятельности органов валютного контроля, уполномоченных в соответствии с законодательством осуществлять контроль внешнеторговых операций;

4) Государственный таможенный комитет Республики Беларусь, осуществляющий организацию валютного контроля за перемещением резидентами и нерезидентами через таможенную границу Республики Беларусь валютных ценностей, а также другие функции, предусмотренные иным законодательством.

Вышеуказанные органы в пределах своей компетенции при осуществлении валютного контроля вправе:

· проводить в установленном законодательством порядке проверки осуществления резидентами и нерезидентами валютных операций, полноты и достоверности учета и отчетности по валютным операциям, а при наличии оснований — законности происхождения валютных ценностей;

· осуществлять контроль за своевременностью представления резидентами и нерезидентами отчетности по валютным операциям и соответствием ее требованиям валютного законодательства;

· получать в установленном порядке при проведении проверок документы, содержащие информацию о валютных операциях;

· приостанавливать операции по счетам резидентов и нерезидентов в банках и небанковских кредитно-финансовых организациях Республики Беларусь в случаях и порядке, установленных законодательными актами Республики Беларусь;

· осуществлять иные функции, предусмотренные законодательством.

Агентами валютного контроля являются:

1) республиканские органы государственного управления и иные государственные организации, подчиненные Правительству Республики Беларусь, областные (Минский городской) исполнительные комитеты, которые в пределах своей компетенции:

· осуществляют контроль за возвратом в Республику Беларусь и использованием подчиненными (подведомственными, входящими в состав) им юридическими лицами, а также индивидуальными предпринимателями выручки от экспорта;

· принимают меры по устранению подчиненными (подведомственными, входящими в состав) им юридическими лицами, а также индивидуальными предпринимателями выявленных нарушений валютного законодательства;

· представляют информацию о внешнеэкономической деятельности подведомственных им юридических лиц, а также индивидуальных предпринимателей в порядке и сроки, установленные законодательством;

· осуществляют иные функции, предусмотренные валютным законодательством;

2) таможни, которые:

· производят таможенное оформление экспортируемых (импортируемых) товаров в порядке, определенном законодательством;

· контролируют правильность оформления документов при экспорте (импорте) товаров;

· осуществляют контроль за соблюдением законодатель­ства, регламентирующего порядок ввоза и вывоза валютных ценностей;

· осуществляют иные функции, предусмотренные валют­ным законодательством;

3) банки и небанковские кредитно-финансовые организа­ции как агенты валютного контроля вправе:

· осуществлять контроль за полнотой и своевременно­стью представления клиентами информации, относящейся к валютным операциям, и соответствием ее требованиям ва­лютного законодательства;

· осуществлять контроль за соответствием проводимых клиентами валютных операций требованиям валютного зако­нодательства;

· получать документы, объяснения, справки и сведения об осуществлении валютных операций;

· осуществлять иные функции, предусмотренные валют­ным законодательством.

Банк и небанковская кредитно-финансовая организация не вправе выполнять распоряжение резидента или нерезидента о перечислении с его счета денежных средств:

· если такое перечисление не соответствует режиму функ­ционирования счета резидента или нерезидента;

· если проведение валютной операции допускается при наличии разрешения (лицензии) Национального банка, но такое разрешение (лицензия) резидентом или нерезидентом не представлено;

· если резидентом или нерезидентом не представлены документы, предусмотренные требованиями нормативных правовых актов Президента Республики Беларусь и (или) нормативных правовых актов Национального банка, либо представленные документы не соответствуют требованиям законодательства Республики Беларусь;

· в иных случаях, установленных законодательными актами Республики Беларусь и (или) нормативными право­выми актами Национального банка.

При поступлении резиденту или нерезиденту денежных средств по валютной операции, проводимой с нарушением законодательства Республики Беларусь, банки и небанков­ские кредитно-финансовые организации, если иное не уста­новлено законодательными актами Республики Беларусь, обязаны зачислять данные денежные средства на счет этого резидента или нерезидента с уведомлением соответствующих органов валютного контроля в порядке и сроки, определяе­мые Национальным банком Республики Беларусь.

Органы валютного контроля и агенты валютного контроля, а также их работники обязаны хранить коммерческую или банковскую тайну резидентов и нерезидентов, ставшую им известной при осуществлении валютного контроля.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: