Общество как предмет философского осмысления

Термин «общество» многозначен. Задача философии – установить категориальное, а не бытовое значение термина «общество». Существуют различные толкования общества:

- субъектное, которое рассматривает общество как особый самодеятельный коллектив людей;

- деятельностное, которое под обществом понимает не столько сам коллектив, сколько процесс коллективного бытия людей;

- организационное, которое характеризует общество как институциональную систему устойчивых связей между взаимодействующими людьми и социальными группами.

Синтезирующим все эти подходы является определение общества как системы человеческого существования, включающей в себя совокупность человека как субъекта действия, человеческую деятельность и условия существования субъекта и его деятельности, включенные в результате процесса труда в сферу общественной жизни.

Над тайнами своего бытия люди стали задумываться с тех пор, как вообще возникло человеческое общество. Все многообразие взглядов на развитие общества условно можно свести к следующим основным теоретическим моделям: натурализм (социал-дарвинизм; географический детерминизм), социальный идеализм, теоцентризм, диалектический материализм.

Общественное бытие – это материальная (объективная) основа человеческой жизнедеятельности. В структуру общественного бытия входят:

1) технико-технологические отношения (отношения человека к природе), выражением которых является уровень развития производительных сил;

2) производственные отношения (отношения производства, распределения, обмена, потребления);

3) воспроизводство самого человека как социального существа;

4) материальные отношения людей вне производственной деятельности (быт, семья).

Общественное сознание – это вся совокупность общественных идей, взглядов, теорий, чувств, настроений, мнений людей: отражение общественного бытия + общ. сознание оказывает на общество обратное воздействие.

Предметом социальной философии является познание общества как целостной системы, анализ взаимодействия всех ее структурных элементов и выяснение их роли в этом взаимодействии.

Сюда входят:

1) вопросы устройства общества, т.е. выяснение того, из каких «комплектующих» оно складывается и как они взаимосвязаны;

2) вопросы закономерностей общественного развития;

3) проблемы направленности исторического процесса;

4) проблемы периодизации истории;

5) вопросы источников и движущих сил развития общества

Философская теория общества понимает общество как сложную систему коллективного бытия людей и рассматривает его в трех взаимосвязанных аспектах:

- структурном (установление частей целого);

- функциональном (выявление способа взаимосвязи элементов, компонентов и подсистем общества)

- динамическом (анализ основных причин, факторов, механизмов и форм общественных изменений).

Итак, общество есть целостная система. Элементами этой системы могут выступать различные сферы общественной жизни (экономическая, политическая, правовая, духовная и др.), социальные группы и общности (классы, слои, сословия и т.п.), виды общественных отношений (экономические, политические, правовые, религиозные, эстетические и др.).

Общественные отношения – это многообразные связи между социальными группами, классами, нациями, а также внутри них, складывающиеся в процессе различных видов деятельности (экономической, социальной, политической, художественной и др.). Диалектико-материалистическая философия выделяет отношения первичные – материальные, базисные (производственные отношения) и вторичные – идеологические, надстроечные (политические, правовые, религиозные, эстетические и др.).

Материалистическая концепция характеризует развитие общества как закономерный процесс и исходит из того, что функционирование и развитие общества конкретно обнаруживает себя в виде общественно-исторической практики сменяющих друг друга поколений людей.

Соотношение исторической необходимости (закономерности) и сознательной деятельности людей раскрывается через призму категорий: объективные условия и субъективный фактор, свобода и необходимость. Объективные условия – это такие факторы, обстоятельства, предпосылки, которые не зависят от воли и сознания субъекта деятельности и определяют рамки и направление этой деятельности. Субъективный фактор – это интеллектуально-волевые, морально-психологические и организаторские свойства субъекта (компетентность, профессионализм, культура, ответственность, степень гражданской зрелости, нравственные качества и т.д.). Практическая деятельность людей всегда осуществляется в определенных объективных условиях, с которыми люди должны считаться, иначе их деятельность лишится своей важнейшей черты – продуктивности. Однако, как сознательные существа, люди в рамках, предлагаемых объективными обстоятельствами, сами выбирают линию своего поведения и в этом плане сами творят свою историю.

«необходимость» и «свобода». Необходимость выступает как синоним объективной закономерности. Если в обществе действует необходимость, то какова степень свободы человека?

Одни исследователи понимали под свободой полную независимость человека от чего-либо (Гоббс), другие считали, что человек всегда раб (Вольтер). Диалектико-материалис-тическое понимание диалектики необходимости и свободы выражено формулой Ф. Энгельса: «Свобода есть способность принимать решения со знанием дела».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: