double arrow

Роторный экскаватор

Роторный экскаватор (рис. 4.7) представляет собой самоходную машину непрерывного действия, черпающий горную породу ковшами, укрепленными на роторном колесе 1, и предназначенную для одновременной разработки и транспортирования вскрышных пород или полезного ископаемого.

Рис. 4.7. Конструктивная схема роторного экскаватора с выдвижной стрелой ЭРГ-1600-40/10.31 (НКМЗ):

1 – ротор; 2 – выдвижная стрела; 3 – подвеска стрелы; 4 – пилон; 5 – надстройка; 6 – стрела противовеса; 7 – выдвижная тележка; 8 – лебедка подъема стрелы; 9 – отвальная консоль; 10 – гусеничная тележка; 11 – поворотная платформа

В отличие от цепного экскаватора, транспортирование породы после разгрузки ее из ковшей осуществляется ленточным конвейером, расположенным на стреле 2.

Исполнительный орган – роторное колесо (ротор) – осуществляет движение в горизонтальной и вертикальной плоскостях. Основные рабочие движения: вращательное ротора в вертикальной плоскости и поворотное стрелы с ротором на платформе в горизонтальной плоскости вокруг вертикальной оси. Траектория перемещения ковша определяется скоростями резания Vр (wр) и подачи Vэ.о (wэ.о).

Роторные экскаваторы радиального и поперечного копания различают по технологическим признакам:

• по теоретической производительности в взрыхленной массе: малые (до 630 м3/ч); средние (до 2500 м3/ч); мощные (до 15000 м3/ч);

• по величине расчетного коэффициента сопротивления копанию (и назначению): с нормальным – до 0,7 МПа (вскрышные экскаваторы); с повышенным – до 1,4 МПа и высоким – до 2,1 МПа (добычные);

• по способу отработки забоя: верхнего черпания (с глубиной копания ниже горизонта установки машины не более 1/2 диаметра ротора); верхнего и нижнего черпания;

По компоновочным признакам роторные экскаваторы, приняв условные обозначения: СР – стрела ротора; СП – стрела противовеса; РК – разгрузочная консоль; ВС – верхнее строение с противовесом роторной стрелы; СРК – стрела разгрузочного конвейера; ОПУ – опорно-поворотное устройство; ПУ – погрузочное устройство, можно классифицировать:

• по общей компоновке экскаватора с расположением: СР и приемной части РК на поворотной платформе ВС (рис. 4.8, а-г). При этом приемная часть РК относительно оси поворота может располагаться как соосно (см. рис. 4.8, а-г), так и со смещением (рис. 4.8, д-е); СР на поворотной платформе ВС и приемной части РК на нижней раме (см. рис. 4.7); СР на поворотной платформе ВС и приемной части РК на промежуточной центральной платформе (рис. 4.8, д);

• по конструкции разгрузочного оборудования: с консольным разгрузочным конвейером; с мостовым разгрузочным конвейером;

Рис. 4.8. Схемы роторных экскаваторов:

а – ЭРГ-400; б – ЭР-1250; в – ЭРП-1600 (ДМЗ); г – ЭРП-2500 («АзовМаш»); д – ЭРШР-5000; е – ЭРП-5250 (НКМЗ);

1 – ротор; 2 и 3 – роторная и разгрузочная стрелы; 4 – консоль противовеса; 5 – поворотная платформа; 6 – верхнее строение; 7,8 – подвески роторной и разгрузочной стрел; 9 – опорно-поворотное устройство; 10,11 – гусеничное и шагающе-рельсовое оборудование; 12 – опорная база

• по конструкции стрелы ротора: с постоянным вылетом СР (рис. 4.8, а-е), с переменным вылетом СР. В первом случае стрела перемещается по направляющим ВС, во втором – раздвигается;

• по типу подвески стрелы ротора: с канатной (см. рис. 4.8) и с гидравлической подвесками;

• по уравновешиванию верхнего строения экскаватора: с уравновешиванием только СР (рис. 4.8, а-е); с уравновешиванием СР и соосным опиранием мостового разгрузочного пролета; с раздельным уравновешиванием СР и СРК; с взаимным уравновешиванием СР и СРК и размещением их на одной металлоконструкции (см. рис. 4.8, а-в); с уравновешиванием СРК и со смещением оси ее вращения относительно оси поворота;

• по конструкции нижней рамы: без горизонтирования ВС (рис. 4.8, а-в); с горизонтированием ВС (рис. 4.8, г-е). Для экскаваторов малой и средней мощности характерно соосное расположение мест разгрузки и крепления СР и РК, что упрощает транспортирование породы при любых углах поворота в плане. Наиболее мощные роторные экскаваторы имеют несоосное расположение РК с местомразгрузки СР, чтотребует установки передаточных конвейеров, но уменьшает высоту верхнего строения.

Современные роторные экскаваторы, как правило, делают с невыдвижными стрелами, что на 20÷25% снижает их массу по сравнению с экскаваторами, имеющими выдвижные стрелы. Отсутствие выдвижной стрелы на мощных отечественных экскаваторах компенсируется маневренностью машины на шагающе-рельсовом ходовом устройстве.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: