double arrow

Понятие, виды и юридическое значение правовых актов управления

Посредством правовых актов управления как нормативного, так и индивидуального характера реализуется компетенция органов испол­нительной власти в правовой форме. Актом управления признается под­законное, официальное решение, принятое органом исполнительной влас­ти в односторонне-властном порядке и с соблюдением установленной про­цедуры по тому или иному вопросу, отнесенному к его компетенции, обле­ченное в предусмотренную законом форму и порождающее юридические последствия.

Подзаконность акта исполнительной власти означает, что его юри­дическая сила ниже, чем закона, поскольку он принимается на основе и в соответствии с действующими законами, должен соответствовать по содержанию, форме и порядку издания установленным требовани­ям. Например, ст. 115 Конституции определяет, что Правительство из­дает постановления и распоряжения на основе и во исполнение Кон­ституции, федеральных законов, нормативных актов Президента.

Официальность акта исполнительной власти состоит в том, что ре­шение принимается органами или должностными лицами не от своего имени, а от имени государства. Во всех случаях воля, выраженная в актах управления, является государственной. Они издаются в процессе реализации государственной власти, государственно-властных полно­мочий. Отсюда — властный характер акта управления, обязательность содержащихся в нем предписаний. Неисполнение или ненадлежащее исполнение этих требований влечет соответствующую юридическую ответственность.

С точки зрения содержания, акт исполнительной власти — это управленческое решение, касающееся задач и функций исполнительной и распорядительной деятельности. Субъекты управления принимают такие акты в процессе повседневного и непосредственного руководства хозяйственной, социально-культурной и административно-полити­ческой сферами. К числу рассматриваемых актов относятся только правовые акты управления, а именно акты, издание которых влечет юридические последствия в виде установления (изменения, отмены) правовых норм или установления (изменения, прекращения) конкрет­ных правоотношений в сфере исполнительной власти. В этом заклю­чается отличие правовых от неправовых форм осуществления испол­нительной власти (организационных действий и материально-техни­ческих операций).

Акты исполнительной власти издаются ее субъектами и выражают их односторонне-властные решения, отличаясь, таким образом, напри­мер, от договоров, являющихся результатом соглашения сторон право­отношения. Односторонние действия выражают волю лишь одной сто­роны — органа исполнительной власти. Эта воля распространяется, естественно, лишь на подчиненные, подведомственные или подкон­трольные (поднадзорные) данному органу управления объекты. Мо­мент властности в актах управления выражен в наибольшей степени, что находит отражение в таких терминах, как «обязать», «запретить», «приказываю» и т. п.

Акты исполнительной власти отличаются от других правовых доку­ментов как по внешнему оформлению, так и по наименованию и про­цедуре принятия. Принимаются они только по вопросам исполнитель­ной и распорядительной деятельности и только в пределах соответст­вующей компетенции. Издаются они, как правило, в качестве пись­менного документа. Однако возможен и устный вариант, например в виде команд в системе военного управления. В определенных случаях используются условные знаки, изображения, например, запрещающие движение транспорта или предупреждающие о какой-либо угрозе техногенного характера.

Виды правовых актов управления классифицируются: по юридичес­ким свойствам; по органам, издающим акты, и их компетенции; по наименованию актов; по территории и сроку их действия (см. схему 13).

По юридическим свойствам правовые акты, как уже отмечалось, подразделяются на нормативные и индивидуальные.

Нормативный правовой акт — это письменный официальный доку­мент, принятый (изданный) в определенной форме правотворческим органом в пределах его компетенции и направленный на установление, изменение или отмену правовых норм. Например, ст. 4 Правил, ут­вержденных постановлением Правительства от 4 сентября 1995 г.*, ус­танавливает, что проект перечня сведений, составляющих государст­венную тайну, разрабатывается экспертной комиссией и представляет­ся на утверждение руководителю соответствующего государственного органа, который решает вопрос о целесообразности засекречивания

 
 


* СЗ РФ. 1995. №37. Ст. 3619.

Схема 13 Акты исполнительной власти

самого перечня. А постановлением Правительства от 6 ноября 1998 г.* внесены изменения в ряд постановлений Правительства в связи с при­нятием Федерального конституционного закона от 17 декабря 1997 г. «О Правительстве Российской Федерации»**.

 
 


* СЗ РФ. 1998. №47. Ст. 5771.

** СЗ РФ. 1997. №51. Ст. 5712;1998. № 1. Ст. 1.

Нормативные акты управления детализируют законы, содержат ме­ханизм их реализации, организуют функционирование органов испол­нительной власти, регулируют их взаимоотношения с другими участ­никами управленческих отношений. Нормативные акты управления устанавливают или изменяют общие правила поведения, которые носят безличный характер и рассчитаны на многократное применение ко всем предусмотренным ими случаям, например, правила привати­зации государственных предприятий, правила дорожного движения, правила противопожарной безопасности, правила стандартизации и определения качества продукции, правила воинского учета, таможен­ные правила и многие другие. В ряде случаев на основе нормативных актов управления возникают правоотношения других отраслей права (финансового, трудового, природоохранительного и др.) Особо следу­ет выделить нормативные акты управления, предусматривающие ад­министративную санкцию за их нарушение. Все эти нормативные акты являются одним из важнейших источников права Без них невозможно функционирование органов исполнительной власти и всего государст­венного аппарата в целом.

Нормативные акты служат правовой основой для издания индиви­дуальных актов — актов правоприменения. Четкое определение свойств и признаков нормативных и индивидуальных (ненорматив­ных) актов позволяет правильно оценить роль и значение того или иного вида акта в механизме правового регулирования. Без уяснения четкого отличия нормативных актов от индивидуальных (ненорматив­ных) немыслимы должное качество актов исполнительной власти, сис­тематизация, публикация и введение в действие правовых норм, учет действующего нормативного материала

Индивидуальные акты исполнительной власти не содержат общих правил, норм права. К таким актам относятся решения органов испол­нительной власти по конкретным вопросам, входящим в их компетен­цию. Это — акты применения норм права к конкретным лицам и слу­чаям. Они выступают в качестве юридических фактов, если законода­тельство связывает с ними возникновение, изменение или прекраще­ние конкретных административно-правовых отношений. С их помо­щью формируется персонал аппарата управления, обеспечивается оперативное устранение недостатков, осуществляется воздействие на на­рушителей государственной дисциплины и т. д. Например, юридичес­ким фактом является издание приказа (распоряжения) о назначении гражданина России на государственную должность государственной службы, так как с этим фактом связывается возникновение у него оп­ределенного объема полномочий. Значение юридического факта имеет постановление соответствующего органа (должностного лица) о нало­жении административного взыскания на лицо, виновное в совершении правонарушения.

Правовые акты управления могут издаваться федеральными орга­нами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъ­ектов Федерации и местной администрацией.

По компетенции (характеру разрешаемых вопросов) можно выде­лить акты органов исполнительной власти общей, межотраслевой (функциональной) и отраслевой компетенции.

По наименованию акты органов исполнительной власти и должност­ных лиц весьма разнообразны. Президент России издает указы и рас­поряжения; Правительство — постановления и распоряжения; феде­ральные министерства, государственные комитеты, федеральные службы и иные федеральные органы исполнительной власти — поста­новления, приказы, распоряжения, правила, инструкции и положения (нормативные акты), а также акты, изданные в ином виде, не имеющие нормативного правового характера (указания и др.). Руководители высших органов исполнительной власти субъектов Федерации (главы администраций) издают постановления и распоряжения, руководите­ли органов администраций — приказы и указания; местные админи­страции — постановления, распоряжения, приказы.

Правовые акты управления классифицируются и по другим основа­ниям: по территории, сроку действия, по способу защиты содержащих­ся в них требований и др.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: