Общая профилактика преступлений и административных правонарушений на административном участке

Предупреждение правонарушений в целом базируется на решении обществом значительных социально-экономических и культурно-воспитательных задач его дальнейшего развития, т. е. оно зависит от возможностей общесоциальной профилактики. Чем эффективнее будет осуществляться общесоциальная профилактика, тем меньшая необходимость в применении специальной профилактики.

Общесоциальное предупреждение – это деятельность государственных и общественных организаций, направленная на прогрессивное развитие общества, улучшение жизнедеятельности населения в экономической, политической, социальной, духовной, семейно-бытовой и других сферах. Данная профилактика проводится применительно ко всему населению.

Важнейшим направлением общесоциального предупреждения правонарушений является социально-правовой контроль.

Социально-правовой контроль – это целенаправленная организация жизнедеятельности людей на основе законов, за нарушение которых неотвратимо следует гражданско-правовая, дисциплинарная, администра-тивная и уголовная ответственность.

Основные общесоциальные меры предупреждения:

- устранение деформаций в структуре российской экономики, преодоление спада производства, обеспечение занятости населения;

- активизация государственного контроля – сокращение экономической и должностной преступности, ограничение возможностей «отмывания» преступно нажитых средств и т.д.;

- своевременная выплата зарплаты, пособий, пенсий;

- определение прожиточного минимума в соответствии с реалиями;

- мероприятия по поддержке развития образования и культуры в обществе, сохранению и развитию духовно-нравственного наследия.

Субъекты предупредительной деятельности – это те органы, организации и отдельные граждане, которые должны осуществлять предупредительную деятельность. Субъектами предупредительной деятельности являются государство и все общество, они организуют, направляют, осуществляют в целом борьбу с правонарушениями: профилактику, предотвращение, пресечение преступлений.

По степени специализации в сфере предупреждения правонарушений выделяются:

1) законодательные органы, их задача – развивать правовое регулирование предупредительной деятельности. Это органы государственной власти (Государственная Дума, Совет Федерации, Правительство, Верховный и Конституционный Суды, Президент РФ и аналогичные структуры на местах);

2) Органы исполнительной власти (губернаторы);

3) Хозяйствующие структуры, некоммерческие организации, общественные и религиозные объединения, СМИ, учебные и трудовые коллективы, общественные формирования и др.

4) Органы социальной помощи и защиты. Задача – моральная, психолого-педагогическая, материальная и правовая поддержка и помощь лицам, попавшим в криминогенные условия жизни.

5) Органы и учреждения здравоохранения. Они наделены полномочиями по противодействию распространения заболеваний, представляющих опасность для окружающих. Наличие психического заболевания у лиц может способствовать их преступному поведению.

6) Органы и учреждения образования наряду с основными задачами по формированию у учащихся общей и профессиональной культуры, адаптации личности к жизни в обществе, воспитанию гражданственности должны противодействовать формированию у учащихся отклонений в развитии и поведении.

7) Контрольно-ревизионные органы, нотариат, аудит. Осуществляя проверки, оказывают дисциплинарное воздействие на должностных лиц и других служащих.

8) Частные охранные и детективные предприятия.

9) Правоохранительные органы – ОВД, ФСБ, органы прокуратуры, юстиции, суда, таможенного комитета.

10) отдельные граждане – предприниматели, администрации предприятий и учреждений, которым предоставлены определенные права в этой деятельности и которые несут ответственность за поведение тех, кто у них работает.

Особое место здесь занимают, конечно же, ОВД, относящиеся к ветви исполнительной власти в стране. В их компетенции находятся многие вопросы профилактики и почти все вопросы предотвращения и пресечения правонарушений.

Таким образом, в качестве субъекта профилактики правонарушений в целом выступает система государственных, общественных организаций и граждан, целенаправленно осуществляющих на различных уровнях и в различных масштабах руководство и планирование мероприятий по предупреждению правонарушений, их непосредственную реализацию, обеспечение этой реализации.

Объектом предупреждения правонарушений являются происходящие в обществе явления и процессы, влияющие на преступность, воздействуя на которые государство и общество стремятся достигнуть желаемого результата. Ими могут быть процессы и явления экономического, идеологического, демографического, социально-психологического и иного порядка, находящиеся в прямой либо косвенной связи с преступностью, обусловливающие ее состояние и динамику. К объектам могут относиться и индивиды как носители общественных отношений и связей.

К объектампредупредительной деятельности ОВД относятся:

1). Причины и условия, способствующие совершению преступления.

2). Юридические лица и граждане, которые нарушают правила, стандарты, нормативы.

3). Лица, подготовленные на совершение преступления.

4). Лица с устойчивым противоправным поведением.

5). Лица, являющиеся жертвами преступлений.

К предмету предупредительной деятельности относится:

1. Взаимодействие субъектов предупреждения. Данное взаимодействие должно охватывать деятельность правоохранительных и государственных органов и учреждений, учебных заведений и различных общественных объединений.

2. Определенное соотношение и взаимосвязь общих и специальных мер предупреждения преступности. Чем эффективнее будет осуществляться общее предупреждение, тем меньше необходимость в применении специальной профилактики.

3. Разработка профилактических мероприятий и целевых программ для различных уровней, масштабов и субъектов предупредительной деятельности как преступности в целом, так и отдельных ее видов.

4. Совершенствование системы индивидуальной профилактики преступлений, которая позволяет выделить нам так называемые «группы риска» – лиц, более предрасположенных к совершению преступлений, чем другие, поэтому им необходимо уделять больше внимания.

5. Планирование и координация мер предупреждения преступности. Система правоохранительных органов разнообразна. Каждый орган действует в пределах своих полномочий и разными методами. Поэтому, объединив усилия, можно достичь лучших результатов.

6. Разработка методического инструментария предупредительной деятельности. Здесь отражается накопленный положительный опыт предупреждения преступности.

Объекты профилактики – это причины и условия преступности, криминальные ситуации, правонарушители, либо антиобщественная среда.

Что касается воздействия на людей, то можно сказать, что к объектам профилактики будут относиться:

· общий объект профилактики – всё население страны;

· социальная среда, в которой находится личность (макросреда);

· объект индивидуальной профилактики – непосредственно личность.

Объектом предупреждения всегда является общество, в том случае, например, если принимаются законы, рассчитанные на всю страну, или глобальные экономические решения. Объектами могут быть отдельные регионы страны, федеральные округа и субъекты Российской Федерации. Предупредительные меры могут быть распространены на отдельные сферы общественной жизни, например, на сферу досуга или сферу учебы. Самостоятельным объектом являются те или иные отдельные социальные слои населения.

3-й учебный вопрос:


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: