Льготные основания, определяющие право на пенсию по старости

Пенсия по старости устанавливается по достижении определенного возраста, но ряд обстоятельств может влиять на пенсионный возраст, снижая его.

К таким обсто­я­­тельст­вам могут относиться особые условия труда, связанные с опасностью, вред­ностью или тяжестью, медико-биоло­гические и социальные факторы (материнство, воспитание ребен­ка-инвалида, состояние здоровья), а также климатические условия жизни и труда.

Льготное пенсионное обеспечение берет свое начало еще с 1932г. Последую­щее за­конодательство разви­валось по принципу расширения оснований для сниже­ния пенсионного возраста. Наряду со спецификой труда учитывались отраслевые, медико-биологические и ре­гиональные факторы. В 1956г. были утверж­дены Списки № 1 и № 2 льготных профессий и должностей, которые почти не меня­лись вплоть до 1991г. Коли­чество рабочих мест, относимых в соответствии со Спис­ками к не­благоприятным условиям труда, не сокращалось, но улучшение усло­вий труда не отменяло пенсионные льготы.

Кабинет Министров СССР постановлением от 26 января 1991г. № 10 утвердил новые Списки № 1 и № 2. Эти списки были пролонгированы постановле­нием Совмина РСФСР от 2 октября 1991г. № 517 и действуют до настоящего времени в России. Одновременно за периоды работы до 1 января 2002г. применяются Списки № 1 и № 2 1956г. в соответ­ствии с постановлением Правительства РФ от 24 апреля 2003г № 239.

Помимо Списков № 1 и № 2, в нашей стране имеют силу еще более 20 различ­ных списков и перечней производств, ра­бот, профессий и должностей, а также опре­де­ленных категорий ра­ботников, численность которых в целом в 2001г. состав­ляла более 5 млн. человек. Ежегодно на пенсионное обеспечение в связи с дос­рочным выходом на пенсию этих категорий трудящихся расходует­ся до 14% бюджета Пен­сионного фонда России.

Из получателей досрочных пенсий в связи с особыми условиями труда 66,7% трудились в промышленности; 16,3 — на транспорте; 8,6 — на строительстве и око­ло 8% - в непроизводственных отрас­лях (здравоохранение, коммунальное хозяйство, бытовое обслужи­вание населения, конструкторские и научно-исследовательские уч­реждения).

В условиях сегодняшней экономики России, когда более 80% выпускаемой продукции и услуг не относится к государственному сектору экономики, применение ранее действовавшей системы льготного пенсионного обеспечения становится очень затруднитель­ным. Требуется переход к системе, предусматривающей ответствен­ность работодателя за условия труда работников, их улучшение ли­бо компенсацию их опасности, тяжести и вредности.

В ранее действовавшем пенсионном законодательстве система предоставления пенсий работникам ряда отраслей, профессий и должностей при льготном исчис­лении трудового стажа или при снижении установленного законом возраста выхода на пенсию была формализована в качестве самостоятельного вида пенсии — пенсии за выслугу лет. Пенсии за выслугу лет назначались при наличии специального (профессионального) трудового стажа определенной продолжительности независимо от возраста получате­ля и фактического состояния трудоспособности, при оставлении ра­боты, дающей право на данный вид пенсии. Некоторым категориям работников пенсии выплачивались и при условии продолжения ра­боты по специ­альности.

Досрочные пенсии по старости назначаются за работу в течение определенного времени в неблагоприятных или опасных для чело­века условиях (специальный страховой стаж), со снижением пенси­онного возраста в основном на 5-10, а иногда и более лет.

Таким образом, досрочные трудовые пенсии по старости классифицируются на пенсии по старости на льготных основаниях (подп. 1, 3 – 5 п. 1 ст. 28 ФЗ № 173) и пенсии по старости в связи с особыми условиями труда (п. 1 ст. 27, подп. 6, 13 п. 1 ст. 28 ФЗ № 173).

Помимо специального страхового стажа (стаж на соответствующих видах ра­бот) необходим и трудовой (страховой) стаж определенной продол­жительности.

Наибольшей льготой по снижению пенсионного возраста пользу­ются инвалиды по зрению, имеющие ограничение способности к трудовой деятельности III степени (мужчины 50 лет, женщины 40 лет); лилипуты и диспропорциональные карлики (мужчины 45 лет, женщины 40 лет); спасатели аварийно-спасательных служб про­фес­­сиональных аварийно-спасательных формирований Министерства РФ по делам граж­данской обороны, чрезвычайным ситуациям и ли­квидации последствий стихий­ных бедствий (по достижении 40 лет всем независимо от пола).

Списки соответствующих работ (профессий, должностей), даю­щих право на пен­сию при пониженном пенсионном возрасте, утвер­ждаются в порядке, определяемом Правительством РФ по согласо­ванию с Пенсионным фондом России.

Лицам, указанным в подп. 1 и 2 п. 1 ст. 27, пенсии по старости назначаются в том случае, если они были заняты на работах, ука­занных в Списке № 1 производств, работ, профессий, должностей на подземных работах, и на работах с особо вредными и тяжелыми условиями труда и в Списке № 2 производств, работ, профессий, дол­ж­ностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями тру­да. Есть особенности при назначении пенсии в соответствии с абз. 2 подп. 1 п. 1 ст. 27, которыми допус­кается установление пенсии при пониженном возрасте и при неполном специальном стаже на под­земных работах, на работах с вредными условиями труда и в горя­чих цехах. Усло­ви­­ем для частичного снижения возраста при назна чении пенсии по подп. 1 п. 1 ст. 27 является наличие не менее поло­вины страхового стажа на подземных работах или на работах с вредными условиями труда в горячих цехах (Список № 1), когда стаж на со­ответствующих видах работ составляет не менее 5 лет у мужчин и 3 года 9 месяцев у женщин (половина от 10 лет и поло­вина от 7 лет 6 месяцев), а общий страховой стаж не менее 20 и 15 лет соответственно для мужчин и женщин. Таким лицам пен­сия назначается с уменьшением возраста на 1 год за каждый полный год такой работы.

Принимая во внимание, что Закон № 173-ФЗ сохраняет право на досрочную пенсию за всеми прежними льготниками, которым пенсия устанавливалась Законом 1990г., формирование профессио­нальных пенсионных систем предполагается передать в сферу взаи­модействий социальных партнеров. В соответствии с положениями коллективного договора профессиональная пенсионная система мо­жет быть создана с участием негосударственного пенсионного фон­да либо Пенсионного фонда РФ.

Учитывая особенности и сложности при назначении досрочных пенсий по подп. 13 п. 1 ст. 27 и подп. 10-11 п. 1 ст. 28, рассмотрим бо­лее полное разъяснение порядка их назначения некоторым из при­веденных категорий.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: