double arrow

Социальное обеспечение

1. Социальное обеспечение иностранцев тесно связано с их трудовыми правами. В странах ЕС и других стран Запада отношения по социальному обеспечению трудящихся-мигрантов регулируются прежде всего между­народными соглашениями (как многосторонними, так и двусторонними). К их числу относятся Европейская конвенция о социальном обеспечении мигрантов 1972 года, Конвенция северных стран о социальном обеспече­нии 1955 года и др. Однако, несмотря на заключение этих соглашений, в этих странах продолжает сохраняться прямая или косвенная дискримина­ция иностранных рабочих в этой области. Согласно Конвенции 1972 года, для получения пособий по безработице, болезни и материнству требуется


шестимесячный стаж работы в стране пребывания, для пенсий по старос­ти — пять лет работы. Из-за кратких сроков пребывания мигрантов в стране многие из них фактически не пользуются правом на социальное обеспечение, а выплачиваемые ими страховые взносы остаются в казне стран — импортеров иностранной рабочей силы.

Вообще лишены каких-либо прав на социальное обеспечение много-|нисленные рабочие-мигранты, прибывшие в страну нелегально, а во мно-Jfnx странах Европы также сельскохозяйственные рабочие, работники, за-1 Снятые на временных и случайных работах, трудящиеся с низкой заработной | платой.

^ 2. В отношении временно находящихся в РФ иностранцев следует иметь в виду следующее. В соответствии с Положением о привлечении и использовании в Российской Федерации иностранной рабочей силы, ут­вержденным Указом Президента РФ от 16 декабря 1993 г., социальное обеспечение и страхование иностранных лиц, привлекаемых на работу в Россию, определяются нормами законодательства РФ с учетом междуна­родных соглашений РФ с зарубежными странами. Нормативные акты по вопросам социального обеспечения предусматривают, что все работодате­ли, в том числе иностранные юридические и физические лица, нанимаю­щие на работу в России иностранцев, обязаны уплачивать взносы в фонд социального страхования, из которого работникам производятся выплаты пособий в случае временной нетрудоспособности. Работающие на терри­тории РФ иностранцы получают такие же пособия по временной нетрудо­способности, что и российские граждане.

В отношении государственных пособий на детей Законом о государст­венных пособиях гражданам, имеющим детей, от 26 апреля 1995 г. уста­новлено, что они назначаются и выплачиваются иностранным гражданам и лицам без гражданства, в том числе беженцам, проживающим на терри­тории РФ. Следовательно, иностранцы, временно пребывающие на тер­ритории России, по общему правилу право на эти пособия не имеют. Од­нако закон предусматривает, что иные категории лиц, проживающих на территории Российской Федерации, на которых действие этого закона не распространяется, могут быть признаны нуждающимися в получении го­сударственных пособий на детей в порядке и на условиях, которые уста­навливаются Правительством РФ (ст. 1).

По общему правилу временно находящиеся на территории РФ ино­странцы не имеют права на получение пенсии, поскольку право на назна-i; чение пенсии (включая вышеупомянутые правила по исчислению трудово-| го стажа для назначения пенсии по старости), порядок назначения и вы-|-' платы пенсий в РФ предполагают проживание в РФ, а не временное пре-I бывание в стране, сроки которого ограничены. Пенсионное обеспечение \ этих иностранцев осуществляется обычно государством, в котором они | \ проживают, в соответствии с действующим там законодательством. Это не


 

§ 4. Социальное обеспечение

 

Глава 16. Трудовые отношения



исключает, однако, возможности установления иных правил в междуна­родных соглашениях, в которых регулируются вопросы социального обес­печения с той или иной страной. Примером такого подхода может служить Соглашение о направлении и приеме вьетнамских граждан на профессио­нальное обучение и работу на предприятиях и в учреждениях СССР 1981 года (ныне уже не действующее), в котором предусматривалось при­менение советского права по вопросам выплаты пособий по временной не­трудоспособности, беременности и родам, пенсий по инвалидности и по случаю потери кормильца, вследствие трудового увечья или профессио­нального заболевания по вине предприятия. Однако в большинстве своем соглашения по вопросам социального обеспечения исходят из того, что пенсии предоставляются в стране проживания иностранного лица в соот­ветствии с ее законодательством.

Согласно нашему законодательству, иностранные граждане, постоянно проживающие в России, имеют право на пособия, пенсии и другие формы социального обеспечения на общих основаниях с гражданами РФ (ст. 4 Закона о государственных пенсиях в РСФСР от 20 ноября 1990 г.).

Иностранным гражданам и их семьям в тех случаях, когда для назначе­ния пенсии требуется определенный стаж работы, пенсии назначаются при условии, что не менее двух третей необходимого стажа приходятся на ра­боту в СССР (РФ), если иное не предусмотрено международным догово­ром (ст. 98 Закона о государственных пенсиях в РСФСР). Две трети стажа могут приходиться и на другую определенную законом деятельность (на­пример, на деятельность за рубежом политэмигранта в защиту интересов трудящихся и т.п.).

Если для назначения пенсии не требуется определенного трудового стажа (при инвалидности, вследствие трудового увечья или профессио­нального заболевания), то пенсии иностранным гражданам в РФ назнача­ются независимо от времени работы в РФ и за границей на равных с на­шими гражданами условиях.

Работающие в РФ на российских предприятиях и в организациях ино­странцы получают такие же пособия по временной нетрудоспособности, как и наши граждане.

2 июля 1993 г. был принят Закон о выплате пенсий гражданам, выехав­шим на постоянное место жительства за пределы России, которым уста­новлено, что перед отъездом им выплачиваются суммы назначенных пен­сий (независимо от вида) в российских рублях за шесть месяцев вперед. На основании письменного заявления гражданина, выезжающего на по­стоянное жительство за пределы России, сумма назначенной пенсии может переводиться за границу в иностранной валюте по курсу рубля, ус­танавливаемому Центральным банком РФ на день совершения операции.

При возвращении граждан на постоянное жительство в РФ суммы на­значенных пенсий, не полученные ими за время их проживания за преде-


лами России, выплачиваются в порядке, установленном российским зако­нодательством.

Действие закона не распространяется на граждан, выехавших на по­стоянное жительство за пределы России, если в отношении этих граждан республиканским законодательством или международным договором с участием РФ установлен иной порядок пенсионного обеспечения.

Согласно Закону о государственных пенсиях в РСФСР от 20 ноября 1990 г., в тех случаях, когда договорами России с другими странами пред­усматриваются иные правила, чем те, которые содержатся в этом законе, применяются правила, предусмотренные международными договорами.

С рядом стран были заключены соглашения о социальном обеспечении граждан (с Болгарией, Венгрией, Монголией, Румынией и Чехослова­кией). Эти соглашения сохраняют свое действие и распространяются на все виды социального обеспечения (пенсии и пособия), установленные за­конодательством договаривающихся сторон. •

Соглашения исходят из принципа национального режима: граждане одной страны, постоянно проживающие на территории другой, во всех во­просах социального обеспечения приравниваются к гражданам этой дру­гой страны.

При социальном обеспечении граждан применяется законодательство страны, на территории которой они проживают. Соглашения предусмат­ривают, что социальное обеспечение осуществляется компетентными ор­ганами той страны, на территории которой проживает гражданин, возбу­дивший ходатайство о назначении пенсии (пособия). Эти органы назнача­ют и выплачивают пенсии и пособия за свой счет. При назначении пенсий и пособий гражданам полностью засчитывается трудовой стаж, приобре­тенный на территории обеих стран. Если гражданин, получающий пенсию (пособие), переселился с территории одной страны на территорию другой страны, то выплата ему пенсии (пособия) прекращается и компетентные органы этой другой страны назначают ему пенсию (пособие) в соответст­вии со своим законодательством, причем право на пенсию не пересматри­вается. Расчеты между государствами не производятся. Договор между РФ и Испанией о социальном обеспечении был заключен в 1994 году (рати­фицирован 24 ноября 1995 г.). Им было предусмотрено, что пенсии ис­панцам-репатриантам из числа так называемых испанских детей, нашед­ших убежище в СССР во время гражданской войны 1936—1939 годов, будут переводиться из России в Испанию, а испанские власти будут добав­лять к ним недостающее до минимальной местной пенсии.

В отношении медицинского обслуживания для России действует Евро­пейское соглашение о предоставлении медицинского обслуживания лицам, временно пребывающим на территории другой страны, от 17 ок­тября 1980 г., которое было ратифицировано СССР в 1991 году.


Глава 16. Трудовые отношения

 



Глава 17 РАССМОТРЕНИЕ СПОРОВ В СУДЕБНОМ ПОРЯДКЕ. НОТАРИАЛЬНЫЕ ДЕЙСТВИЯ

Вопросы пенсионного обеспечения в отношении граждан СНГ регули­руются Соглашением о гарантиях прав граждан государств — участников СНГ в области пенсионного обеспечения от 13 марта 1992 г. и двусторон­ними соглашениями по этим вопросам.

Контрольные вопросы

1. Какими трудовыми правами пользуются в РФ иностранцы?

2. Какими трудовыми правами пользуются российские граждане за рубежом?

3. Каким должно быть содержание трудовых контрактов, заключаемых с иностран­ными работодателями?

4. Какие вопросы трудового характера определяются в отношении иностранных ра­ботников СП самими предприятиями?

5. Какие условия установлены для назначения в РФ пенсий иностранным гражда­нам?


§ I. Понятие международного гражданского процесса.

§ 2. Определение подсудности и пророгационные

соглашения. § 3. Право на судебную защиту и гражданские

процессуальные права иностранцев в Российской Федерации.

§ 4. Процессуальное положение иностранного государства.

§ 5. Установление содержания иностранного права.

§ 6. Исполнение судебных поручений. § 7. Признание

и исполнение решений иностранных судов.

§ 8. Нотариальные действия


ЛИТЕРАТУРА

Перетерский И.О., Крылов С.Б. Международное частное право. М., 1959. С. 188—216; Лунц Л.А., Марышева Н.И. Курс международного частного права. Международный гражданский процесс. М., 1976. С. 9—213; Лунц Л.А., Мары­шева Н.И., Садиков О.Н. Международное частное право. М., 1984. С. 269—306; Чешир Дж., Нарт П. Международное частное право. М., 1982; Курс советского гражданского процессуального права. М., 1981. Т. 2. С. 357—400; Советский гражданский процесс. М., 1985. С. 421—437; Гусеев Е.В. Производство по при­знанию и исполнению в СССР иностранных судебных решений (процессуальные стадии)-// Сов. государство и право. 1988. № 10. С. 120—125; Комментарий к Арбитражному процессуальному кодексу Российской Федерации // Вступ. статья В.Ф. Яковлева и М.К. Юкова. М., 1996; Сборник международных договоров Рос­сийской Федерации по оказанию правовой помощи. М., 1996; Международное частное право: Сб. документов / Сост. КА. Бекяшев. А.Г. Ходаков. М., 1997. С. 859—868, 911—920.


352 Глава 17. Рассмотрение споров в судебном порядке. Нотариальные действия § 1. Понятие международного гражданского процесса

Под международным гражданским процессом в науке международного частного права понимается совокупность вопросов процессуального ха­рактера, связанных с защитой прав иностранцев и иностранных юридичес­ких лиц в суде и арбитраже. Термин «международный гражданский про­цесс» носит условный характер. Обычно к международному гражданскому процессу относят следующие вопросы: 1) определение подсудности в от­ношении дел, возникающих по гражданским, семейным и трудовым пра­воотношениям с иностранным, или международным, элементом; 2) про­цессуальное положение иностранных граждан и иностранных юридических лиц в суде; 3) процессуальное положение иностранного государства и его дипломатических и консульских представителей; 4) установление содер­жания иностранного права; 5) обращение к иностранным судам с поруче­ниями о вручении документов и выполнении отдельных процессуальных действий и исполнение поручений иностранных судов; 6) признание и при­нудительное исполнение иностранных судебных решений; 7) совершение нотариальных действий; 8) признание иностранных арбитражных согла­шений; 9) рассмотрение споров в порядке арбитража; 10) принудительное исполнение решений иностранного арбитража.

Последние три вопроса представляют по своему содержанию целый комплекс проблем специфического характера, которому специально по­священа гл. 18. Остальные вопросы, относящиеся главным образом к су­дебному рассмотрению дел, освещаются в настоящей главе.

Вопросы международного гражданского процесса неразрывно связаны с регулированием самого содержания гражданско-правовых, семейных и иных отношений с иностранным элементом.

Рассматривая дела с иностранным элементом, суды в РФ, как и в других странах, в принципе применяют при решении гражданских процессуаль­ных вопросов право своей страны. При этом возможны случаи, когда то или иное понятие по российскому законодательству относится к матери­альному праву, а по праву какого-либо иностранного государства — к процессу, или наоборот. Иностранный закон, как правило, не подлежит применению в российском суде по тем вопросам, которые по нашему за­конодательству считаются процессуальными. И наоборот, то обстоятель­ство, что данная норма считается в другой стране процессуальной, не пре­пятствует ее применению нашим судом, если по российскому праву она рассматривается как норма материального гражданского права.

Характерный пример: английские сроки исковой давности при наличии отсылки к английскому праву применяются российским судом или арбит­ражем, несмотря на то, что весь институт давности по праву Англии отне­сен к процессуальному праву, исключая применение иностранных сроков исковой давности.


 

§ 2. Определение подсудности и пророгационные соглашения


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: