Философия науки; ее предмет и основные проблемы. Взаимосвязь истории и философии науки

Философия науки - область философии, изучающая науку как специфическую сферу человеческой деятельности и как развивающуюся систему знаний; направление или философская дисциплина, которая изучает общие закономерности и тенденции научного знания как особую деятельность по производству науч. знаний, взятых в исторически изменяющемся социо-культурном контексте.

Философия науки как спец. дисциплина – 60-е гг. 20в.

Хотя философское и, в частности, гносеологическое и методологическое изучение научного знания имеет долгую историю, сам термин _Ф.н._ получил распространение лишь 20 в., первоначально - в работах представителей логического позитивизма, к-рые ограничивали философское исследование науки анализом её языка средствами формальной (математической) логики, стремясь свести научные теоретические понятия и высказывания к эмпирическим, допускающим проверку путем наблюдения или эксперимента. Наука при этом понимается как высший вид человеческой деятельности, а единственной функцией Ф.н. считалось логико-методологическое _обслуживание_ специальных наук. Ныне она все в большей мере обращается не только к структуре научного знания, но и к его истории; помимо проблем обоснования уже полученного знания изучаются проблемы получения нового знания; осознаются относительная самостоятельность теоретического уровня научного знания и несводимость его к эмпирическому уровню, необходимость опираться в ходе получения научного знания на мировоззренческие и методологические принципы и положения, не допускающие непосредственной эмпирической проверки. В эпоху НТР в круг интересов Ф.н. наряду с логико- гносеологическими включаются социально-философские и этические проблемы науки и её развитие. В то же время проблематика таких сфер знания как науковедение, социология науки, психология научного творчества, логика науки, отчасти методология, выходит за пределы философии и разрабатывается специально-научными методами. При этом связь данных сфер знания с философией усложняется, становится опосредованной, но отнюдь не обрывается.

Родиной науки явл. Западная культура. В историческом аспекте наука связана только с западной цивилизацией. Началом зарождения науки является 17 в., т.е. зарождение произошло в соврем. цивилизации. В основе развития соврем. Цивилизации лежит наука и все связанные с ней процессы. Родоначальник философии Ф. Бэкон (предполагается, что и родоначальник философии науки).

В конце 70-х годов 19 века Дьюринг ввел термин «философия науки». Гегель ввел оборот «философия…ч-либо» (1-я треть 19в.).

Философия – это мировоззрение, методология, идеология, наука, искусство, стремление к трансцендентному, образ жизни, мысли.

Во всей полноте философия проявляется не в каждом отдельном ее образе, философия это совокупность всех этих образов, аспектов явления. Главное для философии – это быть мировоззрением, а быть наукой наоборот не главное. Другое важное проявление философии методология. Функции философии:

мировоззренческие: гуманистическая, социально-аксеологическая, культурно-воспитательная.

методологические: эвристическая

(помогает совершить научные открытия), координирующая, логико-гносеологическая (познавательная).

Для нас важна координирующая функция, она устанавливает взаимосвязи, в первую очередь, м/у науками и м/у философией и науками, устанавливает отношения м/у наукой, философией и иными формами знания (искусство, религия).

Философия науки более всего проявляется в методологических функциях. Позитивизм определил философию как методологию науки и отрицал в ней мировоззрение. Сейчас же позитивизм это одно из направлений философии, до настоящего времени позитивизм считался единственной философией науки. В философии науки мировоззренческие функции остаются, но на втором плане, однако их важность от этого не уменьшается.

Этапы:

В качестве особого направления Ф.Н. формируется в трудах Уэвелла, Милля, Конта, Спенсера, Гершеля. Её возникновение знаменовало собой отчетливую постановку нормативно-критической задачи – привести научно-позновательную деятельность в соответствии с неким методологическим идеалом (начало Ф.Н. 1832г. Гершель, «введение в изучение естествознания»).

На первом этапе развития Ф.Н. главная проблема связана с исследованием психологических и индуктивно-логических процедур эмпирического познания. Проблема источника и механизма формирования нового научного знания.

Содержание второго этап развития Ф.Н. (1900-1920) определялось в основном осмысление революционных процессов, проходивших в основании науки на рубеже веков.(Мах, Планк, Пуанкаре, Дюэм, Кассирер, Эйнштейн). Главный предмет анализа – содержательные основоположения науки (теории относительности и квантовой механики).

Третий период 1920-1940. “Аналитический”. Этот этап определялся программой анализа языка науки, разработанного классическим неопозитивизмом. (свою задачу неопозитивская Ф.Н. видела в том, чтобы прояснить логическими методами отношение между эмпирическими и теоретическими уровнями знания, устранить из языка науки “псевдонаучные” утверждения и способствовать созданию унифицированной науки).

В рамках позднего неопозитивизма (1940-1950гг.) важное место занимает имманентная критика догм эмпиризма - эмпирического редукционизма и дихотомии аналитических и синтетических суждений. Этому способствует тщательное изучение логики научного объяснения, исследование вопроса редукции теорий и построении е реалистических и инструментальных моделей структуры научных знаний (Кемпбелл, Куайн, Селларс, Гемпель, Брейтвейт). Понятие науки расширяется, предметом исследования становится история, в частности статус исторических законов и функции исторического объяснения. Уже к 1950г. Подвергаются критике основные догмы неопозитивизма.

Постпозитивиский этап связан с дискуссиями между представителями “исторической школы” и “критического рационализма”. Главные темы: возможность реконструкции исторической динамики знаний и познания (на этом этапе Ф.Н. превращается в междисциплинарное исследование). Начинается взаимовлияние философии и ряда социальных и науковедческих дисциплин, в силу чего происходит размывание границ между Ф.Н., социальной историей науки, социальной психологией и когнитивной социологии науки.

В 1960-х проблематика Ф.Н. значительно обновляется. В рамках критики, а затем вообще от отказа фундаменталистких программ, предполагавшим принципиальную возможность редукции всей совокупности научного знания к неким далее неразложимым и достоверным элементам опыта, вводятся интегральные понятия, ориентирующие на социокультурный подход к проблеме оснований научного знания. От проблемы структуры научного знания анализ смещается к проблемам его роста, оспариваются кумулятивистские модели развития науки. Возникает устойчивая тенденция историзации Ф.Н., в связи с чем соотношение философии и истории науки выдвигается в число центральных проблем. Анализ мировоззренческих и социальных проблем науки.

На рубеже 1970-80 сдвиг проблематики в двух направлениях: 1. постпозитивисты стали более внимательны к эпистомологическим основаниям выдвигаемых ими моделей, что привело к оживлению дискуссий о реализме и инструментализме, к более детальному обсуждению проблемы концептуальных каркасов. Еще более заметный сдвиг связан с распространением наработанных в Ф.Н. моделей на анализ социальных и гуманитарных наук. 2. В дополнение к традиционному философско-методологическому анализу историчности науки стали развиваться методология экономической науки, философско-методологический анализ психологии, социологии, социальной антропологии, наук о человеке.

История науки:

ИН (область науки): кто, что, когда, где открыл., как они это открыли, как возник замысел, каково влияние других ученых, каковы значение и последствия открытия для культуры в целом., обобщение ин фактов, построение динамич образа науки в разные историч периоды.

ФН (область фс): общие характеристики системы научного знания, процессов получения знания, форм и структур организации процесса научн исследований, общих особенностей науки как формы духовной культуры.Общая характеристика методологии науки, форма и структура организации научных работ, наука как форма духовной культуры. ИН и ФН генетически взаимосвязаны


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: