Организация охраны труда в Российской Федерации

Охрана труда — система сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая в себя правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия.

Составляющие системы охраны труда:

Техника безопасности - свод правил и положений (приемов), направленный на обеспечение условий безопасного труда и/или проведения каких-либо других работ, т.е. обеспечивается защита от опасных производственных факторов.

Производственная санитария определяется как система организационных мероприятий и технических средств, предотвращающих или уменьшающих воздействие на работающих вредных производственных факторов.

Гигиена труда характеризуется как профилактическая медицина, изучающая условия и характер труда, их влияние на здоровье и функциональное состояние человека и разрабатывающая научные основы и практические меры, направленные на профилактику вредного и опасного воздействия факторов производственной среды и трудового процесса на работающих.

Охрана труда — система сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности
Техника безопасности - обеспечивается защита от опасных производственных факторов
Производственная санитария - защита от вредных производственных факторов
Гигиена труда - профилактика вредного и опасного воздействия факторов

Каждый из этих блоков (составляющих) предполагает проведение комплекса мероприятий, гарантировано обеспечивающих достижение основной цели охраны труда – сохранение жизни и здоровья работников.

Правовые: - законы -постановления -стандарты, нормативы - отраслевые правила по ОТ - санитарные правила и нормативы
Социально-экономические: -страхование - льготы -выплаты
Организационно-технические: -профотбор, обучение - оборудование рабочих мест; -безопасные приемы работы -применение средств защиты
Лечебно-профилактические- медосмотры; - профилактическое лечение
Реабилитационные -мед. помощь и лечение при травмах; - психологическая помощь
Иные мероприятия: -пожарная безопасность - электробезопасность - производственная безопасность
Санитарно –гигиенические: микроклимат освещение
Достигается проведением мероприятий

Под организацией охраны труда понимают:

- определение перечня мероприятий, обеспечивающих безопасные условия труда;

- разработку необходимой нормативно-правовой базы, регламентирующей выполнение указанных мероприятий;

- управление безопасностью труда;

- обеспечение контроля за состоянием охраны труда на предприятии (в учреждении).

Для определения перечня мероприятий, обеспечивающих безопасные условия труда необходимо:

а) провести анализ всего технологического (образовательного) процесса и установить присущие ему вредные и опасные производственные факторы, их интенсивность, уровень, вероятность проявления, возможные последствия т.е провести аттестацию рабочих мест по условиям труда. Частично такой анализ студенты проводили при выполнении домашнего задания по теме «Вредные и опасные производственные факторы».

Полученные данные являются основой для разработки приемов безопасной работы и мер по нормализации параметров рабочей среды.

б) разработать приемы безопасной работы. На этом этапе осуществляется:

- определение соответствия требованиям безопасности применяемых оборудования, приспособлений и инструмента;

- изучение конструктивных особенностей и эффективности средств защиты, которые могут быть использованы при выполнении соответствующих работ;

- изучение статистики аварий и несчастных случаев на производстве;

- проведение анализа причин производственного травматизма, аварийных ситуаций и профессиональных заболеваний для данной профессии (вида работ);

- определение безопасных методов и приемов работ, их последовательности, а также технических и организационных мероприятий, подлежащих включению в инструкцию;

- определение режимов труда и отдыха на основе утвержденных норм.

При разработке нормативно-правовых документов руководствуются следующими основными законодательными актами Российской Федерации об охране труда:

Конституция Российской Федерации;

Трудовой кодекс Российской Федерации (ТК РФ);

Гражданский кодекс Российской Федерации (ГК РФ);

Уголовный кодекс Российской Федерации (УК РФ).

Основным нормативным актом, устанавливающим требования безопасности и порядок проведения работ в местах выполнения работниками своих служебных обязанностей является инструкция по охране труда.

Инструкции подразделяют на типовые (отраслевые) и локальные (местные), составляемые для работников предприятий. Кроме того, инструкции по охране труда разрабатывают как для работников по профессиям, так и на отдельные виды работ.

Любая инструкция по охране труда должна содержать следующие разделы:

общие требования безопасности;

требования безопасности перед началом работы;

требования безопасности во время работы;

требования безопасности в аварийных ситуациях;

требования безопасности по окончании работы.

При необходимости в инструкции включают дополнительные разделы, например "Введение", "Средства индивидуальной защиты", "Порядок приема и сдачи смены" и др.

Каждой инструкции присваивают наименование и номер. После проведения предварительных консультаций с профсоюзным комитетом, службой охраны труда, а при необходимости и с другими заинтересованными службами и должностными лицами инструкции утверждает руководитель предприятия.

Служба охраны труда выдает инструкции всем руководителям заинтересованных подразделений с регистрацией в журнале учета выдачи инструкций.

Инструкции работникам выдают под расписку для изучения при первичном инструктаже либо вывешивают на рабочих местах, либо хранят в доступных для работников местах, например в уголках по охране труда.

Управление охраной труда (УОТ) — подготовка, принятие и реализация решений по осуществлению организационных, технических, санитарно-гигиенических и лечебно-профилактических мероприятий, направленных на обеспечение безопасности, сохранение здоровья и работоспособности человека в процессе труда.

Управление охраной труда осуществляется на федеральном (государственное) и объектовом уровнях.

В соответствии со ст.216 Трудового кодекса РФ государственное управление охраной труда осуществляется Правительством Российской Федерации непосредственно или по его поручению федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию в сфере труда и другими федеральными органами исполнительной власти.

Государственное управление охраной труда осуществляется Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации и его территориальными органами, представители которых наделены широкими полномочиями по контролю за условиями и охраной труда, постановкой продукции на производство (в части соответствия ее требованиям безопасности), по предупредительному надзору за строительством новых объектов и выполнением законодательства по охране труда.

Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения, социального развития, труда и защиты прав потребителей, включая вопросы медико-санитарного обеспечения работников отдельных отраслей экономики с особо опасными условиями труда, медико-биологической оценки воздействия на организм человека особо опасных факторов физической и химической природы, условий и охраны труда, социального партнерства и трудовых отношений.

Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации осуществляет свою деятельность во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями. Особое положение в системе органов, осуществляющих контроль за соблюдением законодательства об охране труда, занимает Государственная инспекция труда, которая в соответствии со ст. 354 Трудового кодекса РФ выполняет роль координатора надзорно - контрольных органов (государственных и общественных) и входит в состав Федеральной службы по труду и занятости министерства.

Государственная инспекция труда (далее- Инспекция) выполняет следующие основные функции:

осуществляет государственный надзор и контроль за соблюдением законодательства РФ о труде и охраной труда посредством проверок, обследований, выдачи обязательных для исполнения предписаний об устранении нарушений, составления протоколов об административных правонарушениях в пределах полномочий, подготовки других материалов (документов) о привлечении виновных к ответственности в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;

расследует в установленном порядке несчастные случаи на производстве, анализируют их причины и разрабатывают предложения по предупреждению таких случаев;
рассматривает в соответствии с законодательством РФ дела об административных правонарушениях;

участвует в работе по правовому воспитанию, распространению знаний в области соблюдения законодательства РФ о труде и охране труда;

обобщает опыт применения законодательства РФ о труде и охране труда;
ведет прием населения, рассматривают заявления, жалобы и иные обращения граждан о нарушениях их трудовых прав.

Министр труда
Заместители министра
Центральный аппарат
Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека
Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения и социального развития (Росздравнадзор)
Федеральное медико-биологическое агентство (ФМБА России)
Пенсионный фонд Российской Федерации (ПФР)
Федеральный Фонд обязательного медицинского страхования (ФОМС)
Федеральная служба по труду и занятости (Роструд)
Фонд социального страхования Российской Федерации (ФСС)

Государственный надзор и контроль за соблюдением законодательства РФ о труде и охране труда осуществляют государственные инспекторы труда и иные должностные лица Инспекции. Она осуществляет свою деятельность также во взаимодействии с правоохранительными органами.

Главный государственный инспектор труда РФ и руководители государственных инспекций труда имеют право:

приостанавливать деятельность организаций, в которых выявлены нарушения требований по охране труда, представляющие угрозу жизни и здоровью работников, до устранения этих нарушений;

направлять в суды при наличии заключений государственной экспертизы условий труда требования о ликвидации организаций или прекращении деятельности их структурных подразделений.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: