Охрана труда — система сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая в себя правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия.
Составляющие системы охраны труда:
Техника безопасности - свод правил и положений (приемов), направленный на обеспечение условий безопасного труда и/или проведения каких-либо других работ, т.е. обеспечивается защита от опасных производственных факторов.
Производственная санитария определяется как система организационных мероприятий и технических средств, предотвращающих или уменьшающих воздействие на работающих вредных производственных факторов.
Гигиена труда характеризуется как профилактическая медицина, изучающая условия и характер труда, их влияние на здоровье и функциональное состояние человека и разрабатывающая научные основы и практические меры, направленные на профилактику вредного и опасного воздействия факторов производственной среды и трудового процесса на работающих.
|
|
Охрана труда — система сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности |
Техника безопасности - обеспечивается защита от опасных производственных факторов |
Производственная санитария - защита от вредных производственных факторов |
Гигиена труда - профилактика вредного и опасного воздействия факторов |
Каждый из этих блоков (составляющих) предполагает проведение комплекса мероприятий, гарантировано обеспечивающих достижение основной цели охраны труда – сохранение жизни и здоровья работников.
Правовые: - законы -постановления -стандарты, нормативы - отраслевые правила по ОТ - санитарные правила и нормативы |
Социально-экономические: -страхование - льготы -выплаты |
Организационно-технические: -профотбор, обучение - оборудование рабочих мест; -безопасные приемы работы -применение средств защиты |
Лечебно-профилактические- медосмотры; - профилактическое лечение |
Реабилитационные -мед. помощь и лечение при травмах; - психологическая помощь |
Иные мероприятия: -пожарная безопасность - электробезопасность - производственная безопасность |
Санитарно –гигиенические: микроклимат освещение |
Достигается проведением мероприятий |
Под организацией охраны труда понимают:
- определение перечня мероприятий, обеспечивающих безопасные условия труда;
- разработку необходимой нормативно-правовой базы, регламентирующей выполнение указанных мероприятий;
- управление безопасностью труда;
- обеспечение контроля за состоянием охраны труда на предприятии (в учреждении).
|
|
Для определения перечня мероприятий, обеспечивающих безопасные условия труда необходимо:
а) провести анализ всего технологического (образовательного) процесса и установить присущие ему вредные и опасные производственные факторы, их интенсивность, уровень, вероятность проявления, возможные последствия т.е провести аттестацию рабочих мест по условиям труда. Частично такой анализ студенты проводили при выполнении домашнего задания по теме «Вредные и опасные производственные факторы».
Полученные данные являются основой для разработки приемов безопасной работы и мер по нормализации параметров рабочей среды.
б) разработать приемы безопасной работы. На этом этапе осуществляется:
- определение соответствия требованиям безопасности применяемых оборудования, приспособлений и инструмента;
- изучение конструктивных особенностей и эффективности средств защиты, которые могут быть использованы при выполнении соответствующих работ;
- изучение статистики аварий и несчастных случаев на производстве;
- проведение анализа причин производственного травматизма, аварийных ситуаций и профессиональных заболеваний для данной профессии (вида работ);
- определение безопасных методов и приемов работ, их последовательности, а также технических и организационных мероприятий, подлежащих включению в инструкцию;
- определение режимов труда и отдыха на основе утвержденных норм.
При разработке нормативно-правовых документов руководствуются следующими основными законодательными актами Российской Федерации об охране труда:
Конституция Российской Федерации;
Трудовой кодекс Российской Федерации (ТК РФ);
Гражданский кодекс Российской Федерации (ГК РФ);
Уголовный кодекс Российской Федерации (УК РФ).
Основным нормативным актом, устанавливающим требования безопасности и порядок проведения работ в местах выполнения работниками своих служебных обязанностей является инструкция по охране труда.
Инструкции подразделяют на типовые (отраслевые) и локальные (местные), составляемые для работников предприятий. Кроме того, инструкции по охране труда разрабатывают как для работников по профессиям, так и на отдельные виды работ.
Любая инструкция по охране труда должна содержать следующие разделы:
общие требования безопасности;
требования безопасности перед началом работы;
требования безопасности во время работы;
требования безопасности в аварийных ситуациях;
требования безопасности по окончании работы.
При необходимости в инструкции включают дополнительные разделы, например "Введение", "Средства индивидуальной защиты", "Порядок приема и сдачи смены" и др.
Каждой инструкции присваивают наименование и номер. После проведения предварительных консультаций с профсоюзным комитетом, службой охраны труда, а при необходимости и с другими заинтересованными службами и должностными лицами инструкции утверждает руководитель предприятия.
Служба охраны труда выдает инструкции всем руководителям заинтересованных подразделений с регистрацией в журнале учета выдачи инструкций.
Инструкции работникам выдают под расписку для изучения при первичном инструктаже либо вывешивают на рабочих местах, либо хранят в доступных для работников местах, например в уголках по охране труда.
Управление охраной труда (УОТ) — подготовка, принятие и реализация решений по осуществлению организационных, технических, санитарно-гигиенических и лечебно-профилактических мероприятий, направленных на обеспечение безопасности, сохранение здоровья и работоспособности человека в процессе труда.
Управление охраной труда осуществляется на федеральном (государственное) и объектовом уровнях.
|
|
В соответствии со ст.216 Трудового кодекса РФ государственное управление охраной труда осуществляется Правительством Российской Федерации непосредственно или по его поручению федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию в сфере труда и другими федеральными органами исполнительной власти.
Государственное управление охраной труда осуществляется Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации и его территориальными органами, представители которых наделены широкими полномочиями по контролю за условиями и охраной труда, постановкой продукции на производство (в части соответствия ее требованиям безопасности), по предупредительному надзору за строительством новых объектов и выполнением законодательства по охране труда.
Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения, социального развития, труда и защиты прав потребителей, включая вопросы медико-санитарного обеспечения работников отдельных отраслей экономики с особо опасными условиями труда, медико-биологической оценки воздействия на организм человека особо опасных факторов физической и химической природы, условий и охраны труда, социального партнерства и трудовых отношений.
Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации осуществляет свою деятельность во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями. Особое положение в системе органов, осуществляющих контроль за соблюдением законодательства об охране труда, занимает Государственная инспекция труда, которая в соответствии со ст. 354 Трудового кодекса РФ выполняет роль координатора надзорно - контрольных органов (государственных и общественных) и входит в состав Федеральной службы по труду и занятости министерства.
|
|
Государственная инспекция труда (далее- Инспекция) выполняет следующие основные функции:
осуществляет государственный надзор и контроль за соблюдением законодательства РФ о труде и охраной труда посредством проверок, обследований, выдачи обязательных для исполнения предписаний об устранении нарушений, составления протоколов об административных правонарушениях в пределах полномочий, подготовки других материалов (документов) о привлечении виновных к ответственности в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;
расследует в установленном порядке несчастные случаи на производстве, анализируют их причины и разрабатывают предложения по предупреждению таких случаев;
рассматривает в соответствии с законодательством РФ дела об административных правонарушениях;
участвует в работе по правовому воспитанию, распространению знаний в области соблюдения законодательства РФ о труде и охране труда;
обобщает опыт применения законодательства РФ о труде и охране труда;
ведет прием населения, рассматривают заявления, жалобы и иные обращения граждан о нарушениях их трудовых прав.
Министр труда |
Заместители министра |
Центральный аппарат |
Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека |
Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения и социального развития (Росздравнадзор) |
Федеральное медико-биологическое агентство (ФМБА России) |
Пенсионный фонд Российской Федерации (ПФР) |
Федеральный Фонд обязательного медицинского страхования (ФОМС) |
Федеральная служба по труду и занятости (Роструд) |
Фонд социального страхования Российской Федерации (ФСС) |
Государственный надзор и контроль за соблюдением законодательства РФ о труде и охране труда осуществляют государственные инспекторы труда и иные должностные лица Инспекции. Она осуществляет свою деятельность также во взаимодействии с правоохранительными органами.
Главный государственный инспектор труда РФ и руководители государственных инспекций труда имеют право:
приостанавливать деятельность организаций, в которых выявлены нарушения требований по охране труда, представляющие угрозу жизни и здоровью работников, до устранения этих нарушений;
направлять в суды при наличии заключений государственной экспертизы условий труда требования о ликвидации организаций или прекращении деятельности их структурных подразделений.