double arrow

Богослужение на Благовещение Пресвятой Богородицы 25 марта (в том числе – на примере текущего церковного года)

Праздник Благовещения Пресвятой Богородицы посвящается воспоминанию и прославлению события, описанного в Евангелии от Луки (1, 26-38). У древних христиан этот праздник носил различное наименование: Зачатие Христа, Благовещение о Христе, Начало искупления, Благовещение Ангела Марии и только в VII веке ему на Востоке и Западе было присвоено название Благовещение Пресвятой Богородицы. Этот праздник установлен еще в глубокой древности. О праздновании его известно уже в III веке.

В древности Благовещание называлось днем Воплощения и праздновался как Господский праздник. Сейчас он воспринимается как чисто Богородичный праздник.

Богослужение сконцентрировано на диалоге арх.Гаврииила с пресвятой Богородицей (Лк.1.26-38). Наиболее ярко этот диалог присутствует в каноне (Творение свт.Феофана, мтп. Никейского 9в., однако в стихирах и др. случаях так же звучит эта тема.)

Каждый год служба на благовещение является неповторимой, т.к. праздник может попасть на любой день от четверга 3-й седмицы В.П. – до среды святой седмицы.

Для каждого случая праздник имеет особый вид, который подробно описан в Типиконе (см. Типикон на Благовещание 25 марта.)

Особенности богослужения. По своим особенностям праздник Благовещения приближается к праздникам Рождества Христова и Богоявления. Он принадлежит к числу двунадесятых Богородичных праздников, но так как часто совпадает с днями Великого поста, то имеет только один день предпразднства и один день попразднства или отдание праздника. Праздник бывает в дни Великого поста или Светлой седмицы, в промежутке от четверга 3-й седмицы Великого поста до среды Светлой седмицы (включительно). Если Благовещение приходится на Лазареву субботу, то не имеет попразднства. А если Благовещение бывает в неделю Ваий или в Страстную или Светлую седмицы, то не имеет ни предпразднства, ни попразднства, а празднуется один день. ВСЕНОЩНОЕ БДЕНИЕ иногда начинается великим повечерием (как в праздник Р.Х.), иногда великой вечерней, а иногда – сразу утреней.

1. Великим повечерием всенощное бдение праздника начинается тогда, когда в канун его (т.е. 24 марта) была совершена днем вечерня (со входом и паремиями) особо или в соединении с литургией Преждеосвященных Даров (если праздник случается во вторник, среду, четверг, пятницу и субботу св. Четыредесятницы и во вторник, среду и четверг Страстной седмицы).

2. Великой вечерней всенощное бдение начинается, если Благовещение случится в Неделю (воскресения) и в понедельники Великого поста и во все дни Светлой седмицы.

3. Утреней начинается всенощное бдение, если Благовещение случится в Великий Пяток (вечерня была накануне, в четверг пред литургией св. Василия Великого) и в Великую Субботу (вечерня совершалась особо накануне, в Пятницу).

На благословении хлебов, на «Бог Господь» и в конце утрени поется тропарь праздника (гл. 4-й): «Днесь спасения нашего главизна …». На утрени: полиелей и величание: «Арангельский глас вопием Ти, Чистая: радуйся, Благодатная, Господь с Тобою?» Евангелие (Лк. зач. 4-е). Канон праздника по обычаю читается двумя чтецами (до 9-й песни): один читает тропари Ангела, другой Богородицы. Тропари 9-й песни читаются одним чтецом с припевом, который поет хор. По 8-й песни канона «Честнейшую», как правило, не поется, а поется припев и ирмос 9-й песни или одного праздника Благовещения (до Недели Ваий), или вместе с припевом и ирмосом Триоди (начиная с Недели Ваий и в Пасхальную седмицу). Исключением здесь является празднование Благовещения в Недели (воскресения) 3-й, 4-й и 5-й седмиц Великого поста, когда по 8-й песни поется «Честнейшую». Великое славословие, как правило, читается во все дни Великого поста, в которые случится Благовещение, за исключением суббот и воскресений, когда великое славословие не читается, а поется. На Пасхальной седмице, в день Благовещения, великое славословие не положено. Когда великое славословие читается, то в конце утрени бывает ектения «Помилуй» нас, Боже» и три великих поклона с молитвой св. Ефрема Сирина (если они положены в эти дни Великого поста). ИСКЛЮЧЕНИЕ:

1) Если Благовещение случится в Пасху (так называемая Кириопасха), на светлой заутрени, пред великой ектенией, на «Слава» и затем на «И ныне» поется тропарь Благовещения. Полиелея и величания не бывает. Евангелие праздника Благовещения (Лк., зач. 4) на утрени читается после 6-й песни канона (пред этим поется прокимен Благовещения). Канон праздника соединяется с пасхальным каноном. На литургии после пасхального Евангелия читается Евангелие Благовещения (Лк., зач. 3).

2) Если Благовещение случится в Неделю Ваий, то на благословении хлебов поется тропарь Благовещения (дважды) и Недели Ваий (единожды), после полиелея – величание Благовещения. Прокимен и Евангелие Недели Ваий, «Воскресение Христово» не поем. «Слава: Днесь Христос входит во град Вифанию...», «И ныне» – то же. «Помилуй мя, Боже...».

3) Если Благовещение случится в Великий Пяток, то на утрени читаются 12 дневных («Страстных») Евангелий. После 7-го Евангелия бывает полиелей и величание праздника, а затем поются степенны – 1-й антифон 4-го гласа, прокимен праздника и читается Евангелие праздника. Канон праздника соединяется с трипеснцем Великого Пятка.

Часы бывают или вседневные, когда Благовещение случится в субботу и Неделю (воскресение) Четыредесятницы, а также в Великий Четверг и Великую Субботу, или великопостные – в остальные дни Четыредесятницы и Страстной Седмицы. Поклоны на великопостных часах бывают только на 1-м часе и изобразительных (по 3 великих поклона), а на Страстной седмице – на всех часах (тоже по 3 великих поклона).

Если Благовещение случится в Великий Пяток или на Пасхальной седмице, то часы совершаются те, которые положены в эти дни (т.е. соответственно Великие часы и Пасхальные).

В самый день Благовещения совершается вечерня. Она начинается литургийным возгласом и совершается пред литургией (непосредственно соединяясь с ней) в те дни, когда на Благовещение совершаются великопостные часы (понедельник, вторник, среду, четверг и пятницу), а также в Четверг, Пятницу и Субботу Страстной седмицы. Вечерня совершается после литургии, в свое время – вечером, когда праздник бывает в субботу и воскресенье 3-й, 4-й, 5-й и 6-й седмиц Великого поста и на Пасхальной седмице.

ЛИТУРГИЯ в праздник Благовещения всегда совершается по чинопоследованию св. Иоанна Златоуста или св. Василия Великого. Литургия Преждеосвященных Даров в этот день не совершается. Литургия св. Василия Великого совершается в том случае, когда праздник случится в Недели (воскресения) Четыредесятницы (кроме Недели Ваий), в Великий Четверг и Великую Субботу. Литургия св. Иоанна Златоуста бывает в остальные дни, в том числе и в Великий Пяток (вслед за вечерней). На литургии в праздник Благовещения вместо «Достойно» поется Задостойник праздника. Но если Благовещение случится в Великий Четверг или Великую Субботу, то на литургии св. Василия Великого поется Задостойник не праздника, а дня (в Великий Четверг – «Странствия Владычня», в Великую Субботу – «Не рыдай Мене, Мати»). Если же храм Благовещению, то поется Задостойник праздника.

Практическое отправление службы праздника. Следует отметить, что служба вечерни, которая находится в Типиконе под 25 марта, совершается не в самый день праздника, а 24 числа с литургией Преждеосвященных Даров (а среду и пятницу) или же без нее (в понедельник, вторник и четверг). И это потому, что вечерня в дни Великого поста отправляется накануне, но принадлежит она следующему дню. Кроме того, в Типиконе под 24 и 25 числами нет указания относительно отправления перед праздничной вечерней часов и изобразительных, тем не менее следует помнить, что весь суточный круг без часов немыслим. Во время молитвы 9-го часа священнослужители совершают входные молитвы. По окончании 9-го часа поются «Блаженны». Псалмы 102-й: «Благослови, душе моя, Господа...» и 145-й: «Хвали, душе моя, Господа...» опускаются, и хор сразу поет «Во Царствии Твоем...». Все остальные стихи поются с припевом: «Помяни нас, Господи, егда приидеши во Царствии Твоем». Затем по прочтении «Честнейшую» священник выходит из алтаря на амвон и произносит молитву св. Ефрема Сирина с тремя великими поклонами, после чего чтец читает молитву: «Всесвятая Троице...». По окончании ее священник произносит: «Премудрость». Хор: «Достойно есть» до середины. Священник: «Пресвятая Богородице, спаси нас». Хор: «Честнейшую». Священник: «Слава Тебе, Христе Боже, упование наше...». Хор: «Слава, и ныне. Господи, помилуй (трижды). Благослови». И бывает полный отпуст. Священник идет в алтарь и молится у престола: «Боже, милостив буди мне, грешному. Боже очисти грехи моя, и помилуй мя. Создавый мя Господи, помилуй. Без числа согреших Господи, прости мя». Затем священник произносит литургийный возглас: «Благословенно Царство...», начертывая крест Евангелием над антиминсом, и начинается вечерня, которая соединяется с литургией Преждеосвященных Даров. Но если литургия Преждеосвященных Даров не совершается, то переход от изобразительных к вечерне будет таков. Сразу после молитвы св. Ефрема Сирина начинается вечерня со слов: «Приидите, поклонимся...» и т.д. Если праздник случится в Великий пост, то кафизмы и поклоны на вечерне опускаются. На «Господи, воззвах» – стихиры на 10: Триоди – 2, подобны – 3 и праздника – 3 (2 из них повторяются), «Слава, и ныне» – праздника. Прокимен дня, паремии дня (2) и праздника (3): 1. Быт. гл. 28, 2. Иезек. гл. 43-44, 3. Притч. гл. 9. Затем «Да исправится молитва моя», великие поклоны (три) и прочее последование литургии Преждеосвященных Даров. Но если литургия не совершается, то на «Господи, воззвах» – стихиры на 8: Триоди – 3 и праздника – 5, «Слава, и ныне» – праздника. Вход. Прокимен дня, паремии дня (2) и праздника (3). Но если Благовещение случится в одну из суббот поста, то читаются 7 паремий: 2 дневных и 5 праздника, а если праздник случится в воскресенье, то читаются 5 паремий: три, которые читаются на Рождество Богородицы, и две, которые принадлежат только службе Благовещения: 1) Исход, гл. 3 (о купине) и 2) Притчей, гл. 8 (о вечном бытии Сына Божия). Затем «Сподоби, Господи». На стиховне – самогласная стихира дня (дважды) и мученичен, «Слава, и ныне» – стихира праздника. По «Ныне отпущаеши» – тропарь праздника, ектения, три великих поклона с молитвой св. Ефрема Сирина и отпуст. Всенощное бдение начинается по Уставу с великого повечерия. После прочтения славословия совершается лития. Поются стихиры праздника 3, гл. 1. (В субботу и Неделю – на «Слава» – «Да веселятся небеса»). «Стихиры на стиховне праздника, с их припевами, т.е. «Благословите день от дне спасение Бога нашего». На благословении хлебов – тропарь праздника (трижды). «Буди имя Господне» и Пс. 33. На утрени: на «Бог Господь» тропарь праздника (трижды). По кафизме – седальны праздника. Полиелей, седален праздника, степенны – 1-й антифон 4 гл. Прокимен гл. 4: «Благовестите день от дне спасение Бога нашего», «Воспойте Господеви песнь нову». Евангелие от Луки, зач. 4. Затем «Слава: Молитвами Богородицы», на «И ныне» – то жеи «Помилуй мя, Боже». Стихира праздника. Канон – праздника, гл. 4, ирмосы по дважды, тропари на 12. Катавасия – праздника. Но в тех песнях канона, где совпадают трипеснцы, т.е. в понедельник 1,8,9 и т.д., то канон праздника с ирмосами на 6 и трипеснец на 8. Катавасия – ирмос триоди. По 3-й песни – седальны праздника. По 6-й песни – кондак «Взбранной Воеводе...» и икос. На 9-й песни – припев: «Благовествуй, земле, радость велию, хвалите небеса Божию славу» и ирмос: «Яко одушевленному...» Если есть трипеснец, то припев: «Слава тебе, Боже наш, слава Тебе», а затем ирмос Триоди. Светилен праздника «Ангельских сил...» (дважды). «Слава, и ныне» – «Еже от века днесь познавается».

На хвалитех – стихиры на 4, «Слава, и ныне» – «Еже от века таинства». Если праздник случится в субботу или воскресенье, то поем великое славословие, если же в другие дни, то читается вседневное славословие. По прочтении великого славословия произносится ектения: «Исполним утреннюю молитву» Далее поются стихиры на стиховне и читается: «Благо есть...» (единожды). По «Отче наш...» – тропарь праздника, после которого сугубая ектения: «Помилуй нас, Боже...». Затем: «Премудрость». Хор: «Благослови». Священник: «Сый благословен...» Хор: «Аминь». Чтец – молитву: «Небесный Царю...», после которой произносится молитва св. Ефрема Сирина с тремя поклонами и сразу же читается 1-й час и отпуст. 1-й час с кафизмой, тропарь и кондак праздника. В конце часа, после возгласа: «Боже, ущедри ны...», три великих поклона и молитва «Христе, Свете истинный» и отпуст. Часы 3-й, 6-й и 9-й тоже с кафизмами, но без поклонов. На 6-м часе – паремии Триоди. Затем «Блаженны», но не с начала, т.е. «Благослови, душе моя, Господа...» (Пс. 102), а прямо «Во Царствии Твоем...» и т.д. (скоро, без пения и без поклонов), «Помяни нас, Господи...», «Лик небесный...», «Ослаби, остави...». По «Отче наш...» – кондак праздника, «Господи, помилуй» (40 раз), «Слава, и ныне», «Честнейшую», возглас «Боже, ущедри...» и три великих поклона с молитвой св.Ефрема Сирина и молитва «Всесвятая Троице...». Далее священник на амвоне: «Премудрость». Хор: «Достойно есть»; священник: «Пресвятая Богородице, спаси нас»... Хор: «Честнейшую». Священник: «Слава Тебе, Христе Боже...» Хор: «Слава, и ныне», «Господи, помилуй» (трижды), «Благослови» и бывает полный отпуст, после которого священник молится у престола как обычно перед литургией: «Царю Небесный...». Вечерня начинается возгласам: «Благословено Царство...» Следует отметить, что вечерня, которая предваряет литургию св. Иоанна Златоуста, помещена в Типиконе под 26 числом. Так как служба под 25 марта оканчивается часами с изобразительными. Вечерня. На «Господи, воззвах» – стихиры Триоди 2 и подобны Триоди 3, праздника 3 и архангела 3. В это время совершается проскомидия. Вход с Евангелием. «Свете тихий». Прокимен дня, 4 паремии: 2 дневных и праздника 2: 1) Исход, гл. 3 («Вниде Моисей...»); 2) Притчей, гл. 8 («Господь созда мя начало путей Своих...»). Затем ектения малая и возглас: «Яко свят еси...». Поется «Святый Боже...». Затем прокимен, гл. 4: «Благовестите день от дне...», Апостол к Евр., зач. 306. Евангелие от Луки, зач. 3, и прочее последование литургии св. Иоанна Златоуста. Задостойник: «Благовествуй, земле...», «Яко одушевленному...». Причастен: «Избра Господь Сиона и изволи его в жилище Себе». ОТДАНИЕ праздника Благовещения (26 марта). В самый день праздника – вечером св. Четыредесятницы службу в седмичные дни (кроме субботних и воскресных дней – вечером, т.к. в эти дни служба начинается с вечерни, а затем малое повечерие и утреня) следует начинать с малого повечерия, на котором по прочтении «Честнейшую» произносится молитва св. Ефрема Сирина со всеми поклонами. Отпуст малый: «Христос истинный Бог...».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: