Налоговые споры, инициируемые налогоплательщиками

Условно, налоговые споры можно поделить на две категории:
1. инициируемые налоговыми органами с целью взыскания с налогоплательщика недоимки, пеней и штрафов.
2. инициируемые налогоплательщиком с целью оспаривания нормативно-правовых актов, решений, действий или бездействий налоговых органов.

Прежде чем обратиться в суд для отстаивания своих интересов, налогоплательщику необходимо определить подведомственность и подсудность спора. Важно правильно сформулировать предъявляемое в суд требование, определить нарушенные права и интересы. Необходимо выяснить, какие обстоятельства спора являются юридически значимыми для данного случая, какими документами они могут быть подтверждены, какие ходатайства необходимо предъявить в суд. Нужно собрать и правильно оформить все необходимые документы. Настоятельно рекомендуем также внимательно изучить судебную практику по аналогичным налоговым спорам. Налоговые споры юридических лиц подведомственны арбитражным судам субъектов.

Споры по обжалованию нормативно-правовых актов федеральной налоговой службы, если они затрагивают интересы участников экономической деятельности, подсудны арбитражным судам субъектов РФ по месту нахождения налогового органа.

Налоговые споры, инициатива обращения в суд, которых, исходит от налогоплательщика, можно подразделить на две категории:
1. арбитражи имущественного характера, рассматриваемые по общим правилам искового производства. Сюда относятся споры о возврате излишне уплаченных (взысканных) налогов и сборов, а также взыскании процентов за несвоевременный возврат налога.
2. арбитражи, вытекающие из административных и иных публичных отношений и рассматриваемые в порядке искового производства, но по специальным процессуальным нормам. Они составляют большую часть налоговых споров и сводятся к обжалованию:
- нормативного акта налогового органа;
- ненормативного акта налогового органа;
- действий (бездействий) должностного лица налогового органа.

Нормативными называются акты, принятые уполномоченными органами и рассчитанные на многократное применение, устанавливающие обязательные для применения нормы, адресованные неопределенному кругу лиц. Ненормативные акты налоговых органов - это документы властно-обязывающего характера, но не обладающие признаками нормативности. В то же время не все документы налогового органа могут быть признаны ненормативными правовыми актами. Анализ судебной практики показывает, что к ненормативным актам не относятся акты выездных и камеральных налоговых проверок, протоколы и постановления налогового органа по делам об административных правонарушениях, письма налоговых органов по запросу конкретного юридического лица.

У арбитражных дел по налогообложению вне зависимости от их классификации своя специфика и свои особенности. Независимо от судебного или административного порядка разрешения налогового спора разобраться в них без привлечения квалифицированных специалистов качественно и в установленный законом срок, достаточно сложно. Мы готовы оказать Вам помощь в этом не простом деле. Ибо только профессиональный налоговый юрист может решить самые сложные проблемы.

74. Порядок и сроки административного обжалования действий
(бездействия) и актов налоговых администраций и их должностных лиц,
порядок и сроки рассмотрения и принятия решений по жалобам
налогоплательщика и иных обязанных лиц.

Право на обжалование может быть реализовано любым лицом только при условии соблюдения им установленного законом порядка обжалования. Порядок заключается в последовательности действий по реализации своего права на обжалование.

Любым лицам предоставляется право обжалования:

· актов ненормативного характера;

· действий или бездействия должностных лиц налоговых органов.

Условием для реализации права на обжалование является наличие субъективного мнения лица о том, что конкретные акты налоговых органов, действия или бездействие должностных лиц налоговых органов нарушают предоставленные ему права.

Основания для обжалования нормативных правовых актов могут быть различны:

· несоответствие их Конституции Российской Федерации;

· федеральным конституционным законам;

· федеральным законам

· нормативным правовым актам Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации.

В зависимости от оснований обжалования устанавливается и его порядок. Нормативные акты налоговых органов обжалуются в судебном порядке посредством:

· конституционного;

· административного;

· гражданского судопроизводства.

Обжалования налогоплательщиками или налоговыми агентами актов, действий или бездействия налоговых органов вытекает из гарантированного Конституцией Российской Федерации права граждан на судебную защиту своих нарушенных прав. В соответствии с Конституцией Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

Каждый гражданин имеет право на справедливое и публичное разбирательство дела о защите своих гражданских прав. Каждый гражданин считается невиновным, до тех пор, пока его виновность не будет установлена законным порядком.

Жалоба рассматривается вышестоящим налоговым органом (вышестоящим должностным лицом) в течении одного месяца с момента ее получения. Месячный срок рассмотрения жалобы начинает истекать с момента официальной регистрации жалобы, по существующим правилам в вышестоящем налоговом органе или у вышестоящего должностного лица. Указанный срок может быть продлен руководителем (заместителем руководителя) налогового органа, но не более чем на 15 дней. О принятом решении в течение трех дней со дня его принятия сообщается в письменной форме лицу, подавшему жалобу. Основанием продления срока является необходимость получения документов (информации), необходимых для рассмотрения жалобы, у нижестоящих налоговых органов.

75. Порядок обжалования решения налогового органа о привлечении
к ответственности за совершение налогового правонарушения или
решения об отказе в привлечении к ответственности за совершение
налогового правонарушения.

Решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения может быть обжаловано в вышестоящий налоговый орган в порядке, определяемом настоящей статьей.
Порядок, сроки рассмотрения жалобы вышестоящим налоговым органом и принятие решения по ней определяются в порядке, предусмотренном статьями 139 — 141 настоящего Кодекса, с учетом положений, установленных настоящей статьей.
2. Решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, не вступившее в силу, может быть обжаловано в апелляционном порядке путем подачи апелляционной жалобы.
В случае, если вышестоящий налоговый орган, рассматривающий апелляционную жалобу, не отменит решение нижестоящего налогового органа, решение нижестоящего налогового органа вступает в силу с даты его утверждения вышестоящим налоговым органом.
В случае, если вышестоящий налоговый орган, рассматривающий апелляционную жалобу, изменит решение нижестоящего налогового органа, решение нижестоящего налогового органа, с учетом внесенных изменений, вступает в силу с даты принятия соответствующего решения вышестоящим налоговым органом.
3. Вступившее в силу решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, которое не было обжаловано в апелляционном порядке, может быть обжаловано в вышестоящий налоговый орган.
4. По ходатайству лица, обжалующего решение налогового органа, вышестоящий налоговый орган вправе приостановить исполнение обжалуемого решения.
Пункт 5 статьи 101.2 (в редакции Федерального закона от 27.07.2006 N 137-Ф) применяется к правоотношениям, возникающим с 1 января 2009 года.
5. Решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения может быть обжаловано в судебном порядке только после обжалования этого решения в вышестоящем налоговом органе. В случае обжалования такого решения в судебном порядке срок для обращения в суд исчисляется со дня, когда лицу, в отношении которого вынесено это решение, стало известно о вступлении его в силу.

76.Защита прав налогоплательщиков и иных участников налоговых
правоотношений в судах общей юрисдикции и арбитражных судах.

Статья 137 НК РФ предоставляет каждому налогоплательщику или налоговому агенту право обжаловать акты налоговых органов ненормативного характера, действия или бездействие их должностных лиц, если, по мнению налогоплательщика или налогового агента такие акты, действия или бездействие нарушают их права.

В зависимости от различий в материальных нормах и процессуальном порядке нормативными правовыми актами РФ предусмотрены следующие способы защиты прав налогоплательщиков:

· президентский (обжаловать любые действия (бездействие) контролирующих органов президенту);

· административный;

· судебный;

· самозащита прав.

Также обжалованию подлежат решения вышестоящих налоговых органов, вынесенные по вопросам рассмотрения заявлений налогоплательщиков на неправомерные действия, бездействие или акты нижестоящих налоговых инспекций.

Не подлежат обжалованию в административном или судебном порядке акты налоговых проверок, поскольку сами по себе не содержат обязательных для налогоплательщиков предписаний, влекущих юридические последствия. Жалоба в вышестоящий налоговый орган (вышестоящему должностному лицу) подается, в течение трех месяцев со дня, когда налогоплательщик узнал или должен был узнать о нарушении своих прав. К жалобе могут быть приложены обосновывающие ее документы. Жалоба подается в письменной форме соответствующему налоговому органу или должностному лицу.

Вышестоящий орган или вышестоящее должностное лицо в месячный срок со дня получения жалобы обязаны ее рассмотреть и принять одно из сле6дующих решений:

· оставить жалобу без удовлетворения;

· отменить акт налогового органа и назначить дополнительную проверку;

· отменить решение и прекратить производство по делу о налоговом правонарушении;

· изменить решение или вынести новое решение по суще6ству обстоятельств дела.

О любом из принятых решений в течении 3 дней сообщается лицу, подавшему жалобу.

Законодательством РФ предусмотрены следующие способы судебной защиты прав налогоплательщиков:

1. признание неконституционным законодательного акта полностью или в части Конституционным Судом РФ;

2. признание судом общей юрисдикции закона субъекта РФ противоречащим Федеральному закону и, следовательно, недействующим или не подлежащим применению;

3. признание арбитражными судами или судами общей юрисдикции недействительным нормативного либо ненормативного акта налогового органа, иного государственного органа или органа местного самоуправления, противоречащего закону и нарушающего право и законные интересы налогоплательщика;

4. отмена арбитражными судами или судами общей юрисдикции не действительного нормативного либо ненормативного акта налогового органа, иного государственного органа или органа местного самоуправления, противоречащего закону и нарушающего право и законные интересы налогоплательщика;

5. неприменение судом нормативного либо ненормативного акта государственного органа, органа местного самоуправления или иного органа, противоречащего закону;

6. пересечение действий должностного лица налогового или иного госоргана, нарушающих права или законные интересы налогоплательщика;

7. принуждение налоговых органов, иных органов государственной власти или их должностных лиц к выполнению законодательно установленных обязанностей, от выполнения которых они уклоняются;

8. возмещение убытков, причиненных незаконными решениями, действиями (бездействием) налоговых органов или их должностных лиц.

Названные способы судебной защиты одновременно являются предметами исковых требований налогоплательщиков.

Согласно ст. 29. АПК РФ к подведомственности экономических споров и других дел, возникающих из административных и иных публичных правоотношений

Арбитражные суды рассматривают следующие категории дел, связанных с осуществлением организациями и гражданами предпринимательской и иной экономической деятельности:

1. об оспаривании нормативных правовых актов, затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности;

2. об оспаривании ненормативных правовых актов органов государственной власти РФ, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов и должностных лиц, затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности;

3. об административных правонарушениях;

4. о взыскании с организаций и граждан, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, обязательных платежей, санкций, если Федеральным законом не предусмотрен иной порядок их взыскания;

5. другие дела, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, если Федеральным законом их рассмотрение отнесено к компетенции арбитражного суда.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: