Понятие и виды пенсий по государственному социальному обеспечению

  1. Понятие социального обеспечения

Социальное обеспечение всегда занимало одно из ключевых мест в жизни государства и общества. Оно непосредственно зависит от развития экономики и теснейшим образом связано с политикой и социальным благополучием людей труда и неработающих слоев населения.

Содержание понятия социального обеспечения, его параметры формировались постепенно по мере развития самой системы социального обеспечения в нашем государстве.

В экономической и юридической науке понятие социального обеспечения трактуется неоднозначно и до сих пор не является общепринятым. По общему правилу, под социальным обеспечением понимаются различные виды помощи общества своим членам.

В науке сложились две основных концепции содержания понятия социального обеспечения – экономическая и правовая. Сторонники экономической концепции включали в это понятие все виды помощи членам общества за счет общественных фондов потребления (в том числе бесплатное образование, бесплатное предоставление жилья либо жилищных субсидий, бесплатные физкультура и спорт, обслуживание учреждениями культуры, все виды пенсий, пособий, социальное обслуживание, медицинская помощь и лечение, а также различного рода льготы для отдельных категорий граждан). Основу данной концепции составлял способ распределения благ через общественные фонды потребления.

Правовая концепция изначально базировалась на нескольких порой мало совместимых критериях, в частности, на экономическом и субъектном. Ее представители считали, что обеспечение должно касаться не всех членов общества, а лишь определенных граждан, пользующихся особой защитой со стороны государства.

К числу субъектов, которые пользовались особой заботой общества на отдельных этапах его развития, относились различные категории граждан (в царской России – сначала лишь чиновники и военнослужащие, затем – наемные работники тяжелой промышленности и члены их семей).

При советской власти социальное обеспечение сначала распространялось на всех лиц наемного труда (рабочих и служащих), а затем – на членов колхозов, детей, многодетные семьи, одиноких матерей.

Наконец, нынешнее законодательство о социальном обеспечении России распространяется уже и на безработных, вынужденных переселенцев и беженцев, всех лиц, которые не имеют права на трудовую пенсию.

Существовала и другая точка зрения, представители которой предложили ограничить пределы социального обеспечения строгой целевой направленностью. По их мнению, такой целью должна быть помощь общества в «развитии и охранении человека». Появились сторонники «широкой» и «узкой» сфер социального обеспечения. Более того, между представителями каждой из указанных сфер тоже не было единства. Так, ряд сторонников «широкой» сферы предлагали включить в понятие социального обеспечения отношения по медицинскому обслуживанию и лечению, но не включали отношения по санаторно-курортному лечению и обслуживанию. Другие представители «широкой» сферы, напротив, считали, что медицинская помощь не должна включаться в социальное обеспечение, а санаторно-курортное лечение может и должно входить в это понятие.

Представители «узкой» сферы социального обеспечения предлагают ограничить сферу социального обеспечения только выплатой пенсий, пособий и социальным обслуживанием. Ряд ученых предлагает относить к сфере социального обеспечения также предоставление обеспечения за счет прямых ассигнований из государственного бюджета.

Введение функционального (целевого) критерия в дополнение к экономическому и субъектному явилось в дальнейшем основополагающим фактором в формировании научной мысли по вопросу о понятии социального обеспечения.

Основные критерии (признаками), в соответствии с которыми тот или иной вид обеспечения следует называть социальным:

1) источники финансирования. Социальное обеспечение должно предоставляться за счет специальных внебюджетных фондов, образуемых государством: социального страхования, Федерального фонда обязательного медицинского страхования, а также средств государственного бюджета, фондов социальной поддержки населения, создаваемых в субъектах РФ и муниципальных образованиях. Существует и негосударственное социальное обеспечение, осуществляемое за счет средств отдельных лиц;

2) круг лиц, подлежащих обеспечению. Обеспечение за счет общества должно осуществляться не для всех граждан, а для определенных их категорий, установленных в законе. На сегодняшний день это нетрудоспособные лица, потерявшие кормильца; беременные женщины; дети; семьи, имеющие детей; безработные; лица, имеющие статус беженцев и вынужденных переселенцев; ветераны войны и труда; лица, пострадавшие от воздействия радиации; лица, награжденные орденами боевой и трудовой славы; Герои Советского Союза и России; жители блокадного Ленинграда; лица, награжденные медалью «За оборону Ленинграда»; бывшие узники концлагерей, гетто; лица, подвергшиеся репрессиям

и впоследствии реабилитированные. Круг этих лиц устанавливается применительно к конкретным видам обеспечения;

3) условия предоставления обеспечения. Оно устанавливается для определенных групп из вышеперечисленных граждан только при наступлении соответствующих обстоятельств, указанных в законе и связываемых с наступлением для человека трудной жизненной ситуации, в которой он оказался по независящим от него причинам и когда помощь общества ему крайне необходима. Это в основном события (достижение определенного возраста, инвалидность, смерть, рождение гражданина и т.п.);

4) цели предоставления обеспечения. Государство, предоставляя гражданам тот или иной вид обеспечения, преследует определенные цели.Их можно условно подразделитьна ближайшие, промежуточные, конечные. Действительно, жизненные ситуации, в которых оказывается гражданин, требуют от него, как правило, повышенных материальных затрат либо дополнительных физических, психических, нравственных усилий по сравнению с другими членами общества. Поэтому ближайшей целью любого вида социального обеспечения является материальная поддержка граждан, оказавшихся в тяжелых жизненных ситуациях.

Формирование современной российской государственной системы социального обеспечения происходит на основе основных положений международных норм.

В соответствии с ними каждый член общества имеет право на социальное обеспечение и на осуществление необходимых для поддержания его достоинства

и для свободного развития его личности прав в экономической, социальной и культурной областях в соответствии со структурой и ресурсами каждого государства. Конституция РФ 1993 года провозгласила Россию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.В соответствии с этой политикой охраняются труд и здоровье людей, осуществляется государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты, т.е. осуществляется социальное обеспечение.

К системе социального обеспечения в РФ относятся все виды пенсий, пособий, компенсационных выплат, социальное обслуживание, медицинская помощь и лечение, а также различные льготы и меры социальной поддержки для отдельных категорий граждан. В понятие социального обеспечения не включается право на бесплатное образование и обеспечение жильем – по причине отсутствии события как одного из необходимых факторов, с которым связывается социальное обеспечение.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: