Условия и порядок назначения пособия по безработице

Согласно п. 1-3 ст. 31, должны соблюдаться следующие условия выплаты пособия по безработице:

- пособие по безработице выплачивается гражданам, признанным в установленном порядке безработными;

- решение о назначении пособия по безработице принимается одновременно с решением о признании гражданина безработным;

- пособие по безработице начисляется гражданам с первого дня признания их безработными.

Что касается первого условия, то, как было указано, законодательство четко регламентирует, кто может считаться безработным. Из этого перечня исключаются занятые. Перечень тех, что считаются занятыми, уже был нами рассмотрен. Ранее этот перечень неоднократно оспаривался гражданами. Поводом для споров чаще всего выступал абз..10. ст. 2 Закона. Его предыдущая редакция устанавливала закрытый перечень некоммерческих организаций, учредители (участники) которых не считаются занятыми, а именно:

- общественные и религиозные организации (объединения);

- благотворительные и иные фонды;

- объединения юридических лиц (ассоциации и союзы).

Получалось, что учредители (участники) любых других некоммерческих организаций относятся к лицам, составляющим категорию "занятые граждане".

По одному из дел гражданка Е.Н. Эрлих, которая работала в период с 3 ноября 2009 года по 31 мая 2010 года в должности бухгалтера товарищества собственников жилья "Согласие", 28 июня 2010 года приказом краевого государственного учреждения "Центр занятости населения г. Бийска" была признана безработной и ей было назначено пособие по безработице, которое выплачивалось с 21 июня 2010 года по 4 апреля 2011 года. В последующем, когда стало известно, что Е.Н. Эрлих является учредителем ТСЖ "Согласие", было вынесено решение о незаконном получении ею пособия по безработице и снятии с учета в качестве безработного. Попробовав оспорить это решение, Е.Н. Эрлих получила со ссылкой на то, что товарищества собственников жилья не относятся к числу организаций, перечисленных в качестве исключений в абзаце десятом статьи 2 Закона Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации", а потому для целей данного Закона учредители (участники) товариществ собственников жилья считаются занятыми. Причиной этого стало обращение Е.Н. Эрлих в Конституционный Суд с жалобой, на основе чего рассматривалось дело о соответствии абз.10 ст. 2 Закона о занятости нормам Конституции.

Конституционным Судом было установлено, что члены (учредители, участники) товарищества собственников жилья не обладают имущественными правами в отношении данной некоммерческой организации и не осуществляют экономическую деятельность посредством участия в юридическом лице, целью которой является получение регулярного дохода[32]. Поскольку закона определяет занятость как деятельность граждан, связанную с удовлетворением личных и общественных потребностей, не противоречащую законодательству Российской Федерации и приносящую, как правило, им заработок, трудовой доход, учредители (участники) товарищества собственников жилья не могут рассматриваться как лица, имеющие работу и заработок (трудовой доход).

Как указал Конституционный Суд, обладание в отношении организации - юридического лица имущественными правами, вытекающими из участия в этом юридическом лице, не является безусловным свидетельством отсутствия (наличия) у его учредителей (участников) права на получение прибыли от его хозяйственной деятельности и, соответственно, не может приниматься в качестве критерия для дифференциации прав учредителей (участников) организаций в сфере защиты об безработицы.

Таким образом, федеральным законодателем создавались препятствия для признания в установленном порядке безработными утративших работу и заработок членов товариществ собственников жилья и, соответственно, для предоставления им гарантий социальной поддержки, включая пособие по безработице, что ведет к нарушению права указанных лиц на защиту от безработицы.

Конституционный Суд констатировал, что абз. 10 ст. 2 Закона о занятости не соответствует Конституции Российской Федерации, ее статьям 19 (части 1 и 2) и 37 (часть 3).

Это было не единственное громкое дело по поводу абз. 10 ст. 2 Закона о занятости. Конституционность названного законоположения оспорил в Конституционный Суд и гражданин К.В. Чумакин, 15 ноября 2011 года уволенный из ОАО "АВТОВАЗ" в связи с истечением срока трудового договора, который получил отказ в регистрации в качестве безработного со ссылкой на то, что он является членом (участником) жилищного накопительного кооператива «Русский Кредит». И вновь Конституционный Суд установил, что вступая в жилищный накопительный кооператив, граждане не преследуют цель осуществлять экономическую деятельность, направленную на получение регулярного дохода, а потому с точки Закона о занятости не могут рассматриваться как занятые граждане. Суд констатировал очередной раз несоответствие Конституции указанного пункта закона.[33]

Сегодня формулировку абз. 10 ст. 2 изменили и теперь она указывает, что занятым является лицо, выступающее учредителем (участником) организации (кроме случая если речь идет о некоммерческой организации, где у учредителей нет права получать доход от деятельности этих организаций).

Пособие назначается вместе с решением о признать гражданина безработным (п. 2 ст. 31 Закона N 1032-1). Его начисляют с первого дня признания лица безработным.

Если гражданин уволен из организации по причине ликвидации организации либо в связи с сокращением численности или штата и признан в безработными, но не трудоустроился в период, в ходе которого за ними на последнем месте работы сохраняется средняя заработная плата (с зачетом выходного пособия), то ему выплачивается пособие по безработице с первого до окончания указанного периода (п. 3 ст. 31 Закона).

Арбитражная практика знает случаи, когда в итоге выплаты пособия по безработице возникал спор, разрешаемы в судебном порядке. Так, в по одному из дел суд установил, что гражданину, который был признан безработным выплачено пособие по безработице[34]. Но далее выяснилось, что увольнение было незаконным и районный суд решило изменить формулировку приказа с увольнения по собственному желанию на увольнение по сокращению. В итоге территориальный орган занятости населения потерпел убытки, так как выплатил пособие за период, когда у работника по последнему месту работы была средняя заработная плата. Поэтому суд удовлетворил иск органа занятости и взыскал убытки с ответчика (работодателя) в пользу истца.

Специальные условия выплаты пособия по безработице закон установил для отдельных категорий безработных граждан, которые перечислены в абз. 2 п. 4 ст. 31. Речь идет о гражданах, впервые ищущих работу; стремящихся возобновить трудовую деятельность после длительного (более одного года) перерыва; уволенных за нарушение трудовой дисциплины или другие виновные действия; уволенных из организаций по любым основаниям в течение 12 месяцев, которые предшествовали началу безработицы, и имевшие в этот период оплачиваемую работу меньше 26 календарных недель, а также гражданах, направленных органами службы занятости на обучение и отчисленных за виновные действия.

На этих граждан распространяется правило: каждый период выплаты пособия по безработице у них не должен быть больше шести месяцев в общей сумме в течение 12 календарных месяцев. При этом общий период выплаты пособия по безработице для этих категорий граждан не может превышать 12 месяцев в суммарном исчислении в течение 18 календарных месяцев.

Безработный гражданин, который не трудоустроился по окончании первого периода выплаты пособия по безработице, имеет право повторно получить пособие по безработице. Тогда общий период выплаты пособия должен быть не более 24 календарных месяцев в суммарном исчислении в течение 36 календарных месяцев. В связи с изложенным отметим, что по окончании указанного общего периода выплаты пособия граждане теряют право на его получение.[35]

Время, когда гражданин получал такое пособие, не прерывает трудовой стаж.

В законе предусмотрены и условия для продления сроков выплаты пособия по безработице. Они распространяются на граждана, не достигших возраста 60 лет для мужчин и 55 лет для женщин и имеющих страховой стаж продолжительностью не менее 25 и 20 лет для мужчин и женщин соответственно, а также необходимый стаж на соответствующих видах работ, дающий им право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости. У них период выплаты пособия по безработице увеличивается сверх установленных 12 месяцев на две недели за каждый год работы, превышающий страховой стаж указанной продолжительности. Порядок продления сроков выплаты пособия по безработице устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Выплата пособия происходит ежемесячно, если безработный проходит перерегистрацию в установленные органами службы занятости сроки, но не более двух раз в месяц.

Осуществление социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными, является государственной услугой, которая предоставляется в соответствии с требованиями Административного регламента, утвержденного приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 29.06.2012 N 10н (далее - Регламент)[36]. Регламент определены сроки и последовательность административных процедур (действий) при осуществлении следующих выплат пособия по безработице гражданам, признанным в установленном порядке безработными.

В присутствии безработного гражданина работник центра занятости населения (далее - работник) осуществляет следующие административные процедуры (действия):

- работник принимает решение о назначении безработному гражданину пособия по безработице после получения от работника, осуществляющего функцию по регистрации граждан в качестве безработных, личного дела получателя государственных услуг, содержащего приказ о признании гражданина безработным. Затем безработному разъясняются нормы Закона о занятости по поводу социальных выплат и он информируется о том, где и как он будет получать пособие.

Далее работник определяет в соответствии с Законом о занятости населения размер и сроки выплаты пособия по безработице безработному гражданину; формирует проект приказа о назначении, размере и сроках выплаты пособия по безработице согласно приложению к Административному регламенту и отдает на подпись директору центра занятости населения.

Судебная практика показывает, что выплата службой занятости незаконно уволенному работнику пособия по безработице в период с момента его регистрации в качестве безработного и до восстановления на работе не является основанием для возникновения у работодателя обязательств перед Центром занятости населения вследствие причинения ему вреда.[37] Так, государственное казенное учреждение Волгоградской области Центр занятости населения Новониколаевского района (далее - Центр занятости, истец) обратилось с иском в Арбитражный суд Волгоградской области с требованием о взыскании с администрации Новониколаевского городского поселения Новониколаевского муниципального района Волгоградской области (далее - ответчик) убытков в размере 20 221,72 руб. Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 30.01.2012 иск удовлетворен. Но Постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.04.2012 решением суда первой инстанции отменено. Ситуация была следующей: 03.11.2009 в Центр занятости населения Новониколаевского района обратился Мирошников С.А., уволенный 02.11.2009 из администрации Новониколаевского городского поселения, для признания его безработным. Он был признан безработным с 03.11.2009 и ему назначено пособие по безработице на период с 03.11.2009 по 02.11.2010 в максимальном размере пособия по безработице. Затем Мирошников был восстановлен на работе в должности заместителя главы Администрации Новониколаевского городского поселения с 02.11.2009 с возмещением среднего заработка за время вынужденного прогула в период с 03.11.2009 по 24.02.2010, в размере 68 657,96 руб. В связи с тем, что Мирошников в период с 03.11.2009 по 06.03.2010 был признан безработным, он получил за указанный период пособие по безработице в общей сумме 20 221,72 руб.

Полагая, что в результате незаконного увольнения Мирошникова ответчик причинил истцу убытки в виде необоснованно выплаченного пособия по безработице, Центр занятости обратился в арбитражный суд с иском.

Апелляционный суд, отказал в удовлетворении исковых требований и разъяснил, что выплаты производились Центром занятости населения в силу прямого указания закона, поэтому они не могут рассматриваться как понесенные убытки. Причинно-следственная связь между произведенными истцом выплатами и действиями работодателя по увольнению работника отсутствует, так как основанием для выплат, произведенных Центром занятости населения, послужил факт признания гражданина безработным, а не его увольнение. Восстановление гражданина на работе не свидетельствует о том, что в период после увольнения статус безработного гражданин получил безосновательно, поскольку до восстановления на работе гражданин не имел работы и заработка и вправе был обратиться в Центр занятости населения для регистрации и получения пособия по безработице. Исходя из вышеуказанного, обязанность истца выплачивать пособия по безработице уволенному Мирошникову Сергею Александровичу установлена законом и не зависима от оснований утраты работы лицом, признаваемым в спорный период безработным.[38]

Обязанность центра выплачивать пособия по безработице установлена законом и не зависит от оснований утраты работы лицом, признаваемым в спорный период безработным[39].


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: