double arrow

Христология Послания к Евр

[Польсков]. В послании учение о Боге ведет к учению о Христе. Воля Великого Бога, Его хотение, Его замысел, исполняется в пришествии Христа. Все, что сказано о Боге, претворяется во Христе и через Христа. Поэтому христология послания к евреям – важнейшая. Ни в одном из посланий человеческая природа Господа Иисуса Христа не подчеркивается с такой силой, а, с другой стороны, это послание утверждает истинное Божество Христово.

Христос – Истинный Бог, Спаситель, Он исполняет обетования о спасении, о котором говорится 7 раз в послании: Бог обетовал спасти Свой народ и это спасение происходит через Христа. Христос – Сын Великого Бога, об этом 12 раз говорится в этом послании. В этом Он противопоставлен пророкам. Он есть Сын, пророки не сыны, Он наследник всего и через Него все создано.

«Сей, будучи сияние и слава, и Образ ипостаси Его, держа все словом, силой Своей совершив Собой очищение грехов наших, воссел одесную величия на высоте, будучи столь превосходнее ангелов, сколь величественнее наследовал перед ними Имя. Христос истинный Сын и Наследник, сияние Божественной славы и образ ипостаси. Он гораздо превосходнее ангелов, о чем речь, превосходнее Моисея, Иисуса Навина, священников земных, Он есть Господь, Его слава всемирна. Это истинный Сын Божий, Он – высший Моисея, что важно для еврейских читателей, потому что для них Моисей – основоположник закона. Христос – Сын Наследник всего. В Послании к евреям Христос именуется Богом, хотя, в посланиях апостола Павла такая терминология появилась не сразу, постепенно апостол Павел перенес на второе Лицо Троицы именование «Бог». В послании к евреям мы встречаем такое наименование. Гораздо чаще апостол Павел называет Христа Господом. Ветхозаветные тексты, в которых говорится о Господе, в послании к евреям относятся ко Христу. Автор послания выражает свою веру в господство Христа, в Его Божественность. VII, 21: ибо те были священниками без клятвы, а Сей с клятвой, потому что о Нем сказано: клялся Господь и не раскается. Ты священник по чину Мелхиседекову.

Слова, которые в Ветхом Завете относятся ко Отцу, здесь относятся ко Христу. Еще одна особенность – ветхозаветное наименование Kyryos относится ко Христу. Еще одна особенность послания – и во время земной жизни Христос называется Господом, причем именно в этом наименовании заключается исповедание Божественности Христа.

«известно, что Господь наш воссиял от колена Иудина, о котором Моисей ничего не сказал относительно священства» (Евр.7:14). Из этого вывод – Иисус есть Господь, истинный Бог, о Нем говорилось в Ветхом Завете, Он воссиял в последние дни. Но вместе с тем, в послании к Евреям не менее настойчиво говорится об истинности человечества Христа. Он обладал такой же природой, как мы с вами и все люди. Уже во II главе: а как дети причастны плоти и крови, то и Он также воспринял оные дабы смертью лишить силы имеющего державу смерти, то есть диавола. Ибо, как Сам Он претерпев, искушен был, может и искушаемым помочь.

Он воспринял полноту человеческой природы, сделался во всем подобным нам, кроме греха. Он подвергался искушениям в земной жизни, как человек, но претерпел их и был безгрешен, не сотворил греха. Ибо мы имеем не такого первосвященника, который не может сострадать нам в немощах наших, но Который, подобно нам, искушен во всем, кроме греха.

Полнота человечества во Христе не привела ко греху. Христос претерпел искушения и вышел Победителем искушений, но заплатив большую плату – реальные страдания, искушения, вопль и слезы при молитвах и молениях. Он преодолел сопротивление греховных людей: помыслите о Претерпевшем такое над собой надругание от грешников, дабы вам не изнемочь и не ослабеть. Он, наконец, казнен был и распят в Иерусалиме. Иисус, чтобы освятить людей Кровию Своей, пострадал вне врат.

Он есть истинный Человек. И, как истинного человека, автор часто именует Его просто человеческим именем Иисус. Причем человеческое имя употребляется чаще мессианского Христос. Иисус 10 раз, а Христос 9 раз. Имя Иисус Христос 3 раза. Использование человеческого имени Господа указывает для автора идею истинности человечества во Христе, она очень важна и дорога. Через истинность воспринятого человечества Он может сострадать, и может помочь братиям и открыть путь в небесное святилище. В послании Христос назван Начальником и Совершителем веры:

Взирая на Начальника и Совершителя веры, Иисуса Христа, Который, вместо предлежащей Ему радости претерпел Крест, пренебрегши посрамление и воссел одесную престола Божия.

Итак, акцент на Божественности Христа, не умаляет внимания автора на полноте Человечества. Его подлинная человечность в искушении и страдании были необходимы, Христос чувствовал Себя Единым со своим народом, чтобы каждый мог видеть в Нем Ходатая за себя. Христос понимает страдания каждого из нас, и каждый из нас может отождествить себя со Христом. А Его безгрешность есть залог нашей безгрешности.

[Кассиан]. Евр. начинается с введения (глл. 1-2), тема которого – учение о Сыне Божием. Оно говорит о совершенном исполнении в историческом явлении Сына частичного и дробного откровения Ветхого Завета. Учение Евр. 1:1-4 о Сыне, Которому принадлежит Божественное достоинство, чрез Которого Бог сотворил мир, и Который, совершивши Собою, т. е. силою Своего искупительного подвига, очищение наших грехов, вошел во славу. Прославление Сына выражается в наследовании Им имени, возвышающего Его над Ангелами (1: 4). Эта тема о превосходстве Сына над Ангелами и развивается в 1:5-14: составители Евр. стараются показать, в чем это превосходство выражается. Гл. 2, тоже относящаяся к введению, говорит о нашем спасении чрез Сына. По учению Евр., спасение, которому полагает начало Сын, связано с царственным положением человека. Человек – выше Ангелов, поскольку Ангелы не более, как «служебные духи, посылаемые на служение для тех, которые имеют наследовать спасение» (1:14). Умаление человека перед Ангелами – временное и даже кратковременное (2:7 русский перевод «немного», собственно: на короткое время). Потому кратковременным было и уничижение Сына в Его воплощении. Умаление человека еще продолжается (2:8). Иисус за претерпение смерти уже увенчан славою и честью (2:9-10). Но этот же путь открыт чрез Него и для «многих сынов» (2:10), иначе говоря, для людей, усыновленных Богу чрез служение Сына Божия. Временное уничижение человека должно закончиться и для него вхождением в славу. В своем воплощении Сын Божий стал братом людям (2:11 и слл.), тем «многим сынам», о которых была речь в 2:10. Для спасения их, он уподобился им во всем и претерпел всяческое искушение (2: 18) – в 4:15 уточняется: кроме греха – для того, чтобы помочь искушаемым. В этом – смысл Его Первосвященнического служения (ст. 17).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: