Земельный налог. Объект обложения и льготы по уплате

В соответствии с Законом Республики Беларусь от 18 декабря 1991 года «О платежах за землю», целью платы за землю является обеспечение экономическими методами рационального использования земель, формирование средств для осуществления мероприятий по землеустройству, повышению качества земель и их охране, а также социальному развитию территории.

Плата за землю взимается ежегодно в формах земельного налога или арендной платы.

Остановимся на обязательстве по уплате земельного налога.

Земельный налог – это прямой общегосударственный налог, суммы которого относятся у организаций на себестоимость продукции.

Плательщиками земельного налога являются физические лица и организации.

За земельные участки, предоставленные физическим лицам для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, плательщиком земельного налога является крестьянское (фермерское) хозяйство как юридическое лицо.

Физические лица - члены садоводческих товариществ являются плательщиками земельного налога, если земельные участки предоставлены непосредственно им районным исполнительным и распорядительным органом в пожизненное наследуемое владение или в собственность.

Физические лица, имеющие в пользовании земельные участки, предоставленные для огородничества, сенокошения и выпаса скота, являются плательщиками земельного налога, если эти участки предоставлены сельскими (поселковыми), городскими (городов областного подчинения и города Минска), районными исполнительными и распорядительными органами.

Объектом налогообложения является земельный участок, который находится во владении, пользовании (в том числе и переданный в аренду) или собственности, относящийся к одной из следующих категорий земель:

- земель сельскохозяйственного назначения;

- земель населенных пунктов (городов, поселков городского типа и сельских населенных пунктов);

- промышленности, транспорта, связи, обороны и иного назначения;

- лесного фонда;

- водного фонда.

Налоговой базой является объём земельного участка, измеряемый в гектарах.

Сумма земельного налога – это произведение объёма земельного участка, находящегося во владении плательщика, и твёрдой ставки налога, установленной в виде твёрдой суммы за гектар.

Ставки земельного налога установлены Законом «О платежах за землю» и содержатся в приложениях к данному Закону:

- Приложение №1 содержит ставки налога, применяемые к землям сельскохозяйственного назначения, землям лесного фонда, водного фонда, в отношении которых установлена кадастровая оценка (в баллах);

- Приложение №2 содержит ставки налога, применяемые к землям населённых пунктов;

- Приложение №3 содержит ставки налога, применяемые к землям сельскохозяйственного назначения, землям лесного фонда, водного фонда, при отсутствии их кадастровой оценки;

- Приложение №4 содержит поправочные коэффициенты ставок налога, применяемых в отношении земель населённых пунктов, переданных физическим лицам для личных и семейных нужд;

- Приложение №5 содержит поправочные коэффициенты ставок налога, применяемые к землям промышленности, транспорта, связи, расположенным за пределами населённых пунктов.

Размеры ставок налога по землям сельскохозяйственного назначения с кадастровой оценкой увеличиваются по мере роста баллов кадастровой оценки.

Размеры ставок земель населённых пунктов зависят от статуса и величины населённого пункта, на территории которого они находятся.

Приложением №2 к Закону «О платежах за землю» установлены следующие категории населённых пунктов:

- столица Республики Беларусь;

- областные центры, кроме города Минска;

- населённые пункты с населением свыше 100 000;

- населённые пункты с населением свыше 50 до 100 000;

- населённые пункты с населением до 50 000.

Величина ставки земельного налога снижается по мере убывания численности населения данных категорий населённых пунктов.

Размеры ставок налога по землям сельскохозяйственного назначения при отсутствии их кадастровой оценки зависят от места нахождения земельного участка (конкретного района, конкретной области Республики Беларусь).

Земельный налог на земельные участки, относящиеся, как к землям населённых пунктов, так и к землям сельскохозяйственного назначения (при отсутствии кадастровой оценки), предоставленные гражданам для ведения личного подсобного хозяйства, строительства и обслуживания жилого дома, дачного строительства и некоторых других целей, уплачивается по ставкам, предусмотренным в приложении №3 и увеличенным на коэффициенты, приведенные в приложении 4 к Закону «О платежах за землю».

Пример: В городе Гомеле гражданину И. был предоставлен земельный участок, площадью 1 Га. Это земли населённых пунктов. За основу принимается ставка, установленная не Приложением №2, а Приложением №3 к Закону. Для земель Гомельского района установлена ставка – 12699. Затем данная ставка умножается на поправочный коэффициент, установленный приложением №4 для земель областных центров, а это 7,4. Таким образом, необходимо 12699 умножить на 7,4 и получим – 93 972 рубля.

Согласно Закону «О платежах за землю», основаниями возникновения у определённого субъекта обязательства по уплате земельного налога являются:

- государственный акт на земельный участок;

- удостоверение на право временного пользования земельным участком;

- договор аренды земельного участка;

- решение соответствующего исполнительного и распорядительного органа о предоставлении земельного участка;

- сведения о наличии и качественном состоянии земель, представляемые ежегодно налоговым органам землеустроительной службой местных исполнительных и распорядительных органов.

Однако следует отметить, что обязательство по уплате земельного налога, в отношении земель населённых пунктов, возникает и при отсутствии правовых оснований землевладения (землепользования). Незаконность владения (пользования) (без оснований, предусмотренных законодательством о земле) не освобождает лицо, фактически владеющее земельным участком, от уплаты земельного налога. Напротив, факт незаконного владения является основанием увеличения сумм земельного налога.

Согласно Закону «О платежах за землю» суммы налога, исчисленные по ставкам, установленным данным Законом в отношении земель населённых пунктов, подлежат увеличению при наличии следующих оснований:

- наличие во владении (пользовании) плательщика земельного участка, выделенного до 1 января 2001 года, превышающего по площади установленные нормы отвода, влечёт обязанность по уплате суммы земельного налога в двукратном размере;

- наличие во владении (пользовании) плательщика земельного участка, переданного ему во временное пользование и своевременно не возвращённого, влечёт с момента истечения срока временного пользования, обязанность по уплате суммы земельного налога в десятикратном размере;

- наличие во владении (пользовании) плательщика самовольно занятого земельного участка, а равно земельного участка переданного данному плательщику после 1 января 2001, превышающего по площади установленные нормы отвода – также влечёт обязанность по уплате суммы земельного налога в десятикратном размере.

Уплата налога в двукратном и десятикратном размере не порождает легализацию незаконного землевладения (землепользования).

Налоговым периодом по уплате земельного налога как для физических лиц, так для юридических лиц является календарный год.

Порядок исчисления и уплаты земельного налога имеет особенности для физических лиц и для юридических лиц. Это вызвано различными финансовыми и организационными возможностями двух данных категорий плательщиков.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: