Кредиторская и дебиторская задолженность фирмы (организации): понятие, состав и анализ

Дебиторская задолженность – задолженность перед данным предприятием. Важный компонент оборотного капа. Состав деб. зад-сти: 1)долгосрочная, 2)краткосрочная,3) задолженность неоплаченная в срок, 4)задолженность по векселям полученным, 5)деб. зад-ть перед бюджетом, 6)деб. зад-ть по расчетам с дочерними, зависимыми организациями, 7)авансы выданные(выплаченные).

Задачи анализа дебиторской зад-ти: оценка динамики объема в целом и в разрезе статей; определение доли деб зад-ти в ОбС, анализ ее структуры; определение удельного веса деб зад-ти, платежи по которой ожидаются в течении года; оценка динамики этого показателя и анализ качества деб зад-ти; ранжирование задолженности по срокам оплаты счетов

Кредиторская – задолженность данного предприятия. Экономическая сущность кредиторской задолженности состоит в том, что это не только часть имущества предприятия, как правило, денежные средства, но и товарно-материальные ценности.

Состав кред зад-ти – 1)долгосрочная, 2)краткосрочная,3) задолженность неоплаченная в срок, 4)задолженность по векселям выданным, 5)кред. зад-ть по расчетам с бюджетом, 6)кред зад-ть по расчетам с внебюджетными организациями, 7) кред зад-ть по расчетам с персоналом, 8) кред зад-ть по расчетам с дочерними, зависимыми организациями, 9)авансы полученные.

Задачи анализа кредиторской зад-ти: оценка динамики и структуры кредиторской задолженности по сумме и кредиторам; определение суммы просроченной кредиторской задолженности; оценка факторов, повлиявших на ее образование; определение сумм штрафных санкций, возникших в результате образования просроченной кредиторской задолженности.

Методы анализа: 1. Сплошной, 2. Выборочный. Выбор метода зависит от размеров задолженности, от количества расчетных документов и от количества самих дебиторов.

Показатели эффективности управления деб и кред зад-тью – 1. абсолютный показатель просроченной дебиторской и кредиторской задолженности, 2. Коэф оборачиваемости дебиторской и кредиторской задолженности (кол-во оборотов этими ср-ми за отчетный период)= Выручка от реализации/средняя величина деб (кред) зад-ти, 3. период погашения деб зад-ти и кред зад-ти = число дней в периоде/ оборачиваемость.

Пути повышения эффективности управления кред и деб зад-тью - Контролировать состояние расчетов с покупателями и подрядчиками, т.к. повышение дебиторской задолженности создает угрозу финансовой устойчивости организации, вызывает необходимость в привлечении дополнительно дорогостоящих источников финансирования; Расширение круга потребителей продукции организации с целью уменьшения риска неуплаты одним или несколькими крупными покупателями; Использование системы скидок при долгосрочной оплате; Следить за соотношением кредиторской и дебиторской задолженности; Контролировать состояние расчетов по просроченным задолженностям; Поскольку в условиях инфляции всякая отсрочка платежа приводит к тому, что предприятие реально получает лишь часть стоимости выполненных работ, необходимо расширить систему авансовых платежей. Своевременно выявлять недопустимые виды дебиторской и кредиторской задолженности.

Себестоимость и затраты на производство и реализацию продукции, их понятие. Классификация и показатели себестоимости. Планирование себестоимости по технико-экономическим показателям.

Расходы - уменьшение экономических выгод в результате выбытия активов, денежных средств, иного имущества и (или) возникновения обязательств, приводящее к уменьшению капитала. Затраты – стоимость ресурсов, потребленных для приобретения средств и предметов труда, на произ-во продукции, и отраженные в балансе как активы, способные принести доход в будущем. Себестоимость – совокупность з/т на производство и реализацию продукции, включает как прямые(сырье, материалы), так и накладные(на управление и обслуживание) з/ты.

Виды з/т: 1) по элементам: 1. Материальные, 2. На оплату труда, 3. Отчисления на соц. нужды, 4. Амортизация, 5. Прочие расходы. 2) по статьям з/т: 1. Сырье и материалы, 2. Возвратные отходы, 3. Покупные изделия и полуфабрикаты, 4. Топливо и энергия, 5. з/ты производственных рабочих, 6. Отчисления на соц. нужды, 7. На подготовку и освоение произ-ва, 8. Общепроизв-ые расх-ды, 9. Общехоз-ые расходы, 10. Потери от брака, 11. Прочие производственные расходы, 12. Коммерческие расходы. 3) в зависимости от способов отнесения з/т на с/б – 1. Прямые(прямо относят на вид прод-ции, сырье, материалы), 2. Косвенные(относят пропорционально базе распределения, управленческие, общепроиз-ые). 4) по роли з/т в произв-ве: 1. Производственные, 2. Непроизводственные(коммерческие). 5) в зависимости от объема произ-ва – 1. Постоянные(аренда, амортизация, общехоз-ые, повременная з/п, з/п управленцев и т.п.) 2. Переменные(з/п сдельная, на сырье, материалы, электроэнергию). 6) по экономическому содержанию: 1. Явные(бухгалтерские), 2. Неявные (имплицитные)-издержки упущенных возможностей. 7) по времени возникновения – 1. Нормативная, 2. Плановая, 3. фактическая и др.

Виды с/б – 1. Технологическая - сумма затрат на осуществление технологического процесса изготовления продукции, за исключением затрат на покупные детали и узлы, 2. Цеховая - все затраты цеха на производство продукции, 3. Производственная - сумма затрат предприятия на производство продукции и включает в себя цеховую себестоимость и общехозяйственные затраты по предприятию, 4. Полная - сумма затрат предприятия на производство и сбыт продукции по видам и отличается от производственной на величину внепроизводственных (коммерческих) расходов, связанных с реализацией продукции (з/ты на рекламу, тару изучение рынка).

Показатели с/б: 1. С/б единицы продукции - затраты на производство только одного изделия, 2. Полная себестоимость, 3. з/ты на 1 руб продукции - долю себестоимости в составе оптовой цены продукции (полная себестоимость товарной продукции деленная на стоимость товарной продукции в оптовых ценах (без НДС)).

Методы планирования с/б – наиболее распространены: 1. Нормативный - применяются нормы и нормативы использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов, т.е. нормативная база предприятия. 2. По технико-экономическим факторам, более предпочтителен, т.к. позволяет учесть разные факторы – 1) технические, т.е. внедрение на предприятии в плановом периоде новой техники и технологии, 2) организационные - совершенствование организации производства и труда на предприятии в плановом периоде, 3) изменение объема, номенклатуры и ассортимента выпускаемой продукции;4) уровень инфляции в плановом периоде; 5) специфические, зависящие от особенностей производства.

Пути снижения с/б: ¯расходов сырья, материалов, ¯размера амортизац-ых отчислений, ¯ расхода з/п, ¯админ-управл-их расходов, ­технического уровня произ-ва, ­организации труда, изменение объема произ-ва и т.д.

3.8. Прибыль организации, ее сущность, определение и показатели. Особенности планирования и использования прибыли в организациях.

Доходы - ­экономических выгод в результате поступления ден-ых ср-в, активов и иного имущ-ва, и погашение обязательств ®к­капа. Прибыль – как эк-ая категория – разность между денежными поступлениями и денежными выплатами, т.е. превышение доходов над расходами.

Сущность проявляется через функции прибыли: служит критерием и показателем эффективности деятельности организации (предприятия); выполняет стимулирующую функцию; служит источником формирования бюджетов различных уровней; служит источником развития организации (предприятия) и прироста акционерного капитала.

Показатели прибыли – 1. Валовая прибыль – разница между выручкой от продаж и с/б реализованной продукции, хар-ет эф-ть произ-ва. 2. Прибыль от продаж – разница между выручкой от продаж и полной с/б реализованной продукции, хар-ет эф-ть основной деят-ти предпр-ия. 3. Прибыль до налогообложения – приб. от продаж +прочие доходы-прочие расходы, показатель эф-ти всей хоз-ой деят-ти. 4. Чистая прибыль - та часть прибыли, которая остается в распоряжении предприятия после уплаты налога на прибыль, обязательных платежей и отчислений в благотворительные фонды.

Особенности планирования прибыли - планирование прибыли проводится раздельно по всем видам деятельности организации (предприятия). Что обусловлено различиями в методологии исчисления и налогообложения прибыли.

Методы планирования прибыли: 1. прямого счета - в основе его лежит поассортиментный расчет прибыли от выпуска и реализации продукции. + - простой, - краткосрочный, ¯точность, не возможно выявить факторы изменения. 2. Аналитический – при большом ассортименте продукции и в целях проверки прямого метода. Рассчитывается на основе з/т на 1 руб товарной продукции и посредством % базовой рентабельности. + можно определить влияние факторов на прибыль. 3. Метод совмещенного расчета, при котором совмещаются первый и второй способы, а именно: стоимость товарной продукции определяется методом прямого счета, а воздействие на прибыль, изменение себестоимости, качества продукции определяются с помощью аналитического метода. 4. Нормативный метод - основывается на расчетах плановой прибыли с помощью нормативов, для однотипных предпр-ияй, выпускающих однородную продукцию. + прост и не требует больших з/т. и др.

Направления использования прибыли – выполнение обязательств перед бюджетами, расчеты с банками, предприятиями, организациями; инвестиции в развитие предприятия; выплата дивидендов по акциям; удовлетворение социальных и материальных потребностей работников. Т.о. ЧП направляется в 1. Фонд накопления (на расширение произ-ва,внедрение новых технологий), 2. Фонд потребления (на социальные нужды), 3 Резервный фонд.

Резервы увеличения прибыли: увеличение объема реализации продукции, снижение ее себестоимости, повышение качества товарной продукции, реализация ее на более выгодных рынках сбыта, повышение цен и т.д


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: