double arrow

Вопрос № 13. Система финансового контроля: основания классификации и виды финансового контроля

Классификация ФК:

1)по видам:

- налоговый

- валютный

- бюджетный

2) по органам,

- Счетной палаты

- МинФина

- представительных органов государственной власти

- исполнительных органов государственной власти

- президентский

- судебных органов государственной власти (при принятии искового заявления суд проверяет уплату государственной пошлины)

Данным указом установлено, что в РФ государственный финансовый контроль включает в себя контроль за исполнением федерального бюджета и бюджета федеральных внебюджетных фондов, организацией денежного обращения, использованием кредитных ресурсов, состоянием государственного внутреннего и внешнего долга, государственных резервов, предоставлением финансовых и налоговых льгот и преимуществ.

3) по уровням:

- общегосударственный

- общемуниципальный

- ведомственный

- внутрихозяйственный (был актуален в СССР, в настоящее время бессмысленный)

4)по времени:

- текущий – при совершении финансовой операции, например, деятельность казначейства), осуществляется повседневно при проведении финансовых операций.

Камеральные проверки налоговых органов. Подаются декларации и органы проверяют.

- последующий –осуществляется после совершения хозяйственной или финансовой операции по использованию финансовых ресурсов из соответствующих фондов денежных средств. Большая часть финансового контроля является последующим. Финансово- хозяйственные операции уже произведены и только потом начинают проверять.

- предварительный – при совершении сложных сделок по инициативе государственный органов.(например, при рассмотрении и утверждении бюджетов)

До финансово- хозяйственных мероприятий. действует не для наказания, а для того чтобы не дать субъекту совершить противоправное действия(валютный контроль)

5) по субъектам:

- публичный (государственный и муниципальный) /правительственный,президентский,прокурорский,судебный надзор

- Непубличный – 3 вида: внутрихозяйственный (бухучёт и бухгалтерская отчётность), аудиторский (независимый) и общественный (Общественная Палата РФ).

А)Общегосударственный финансовый контроль.производится уполномоченными государственными органами в отношении субъекту которые не находятся в их административным подчинении.

- парламентский контроль. Работа комиссий и комитетов с открытыми источниками информации.

- президентский контроль. Администрация может рассматривать вопросы финансового контроля. Но это для нее 100 дело.

- финансовый контроль Центрального Банка.

- институтциональный финансовый контроль- для государственного хозяйства действует счетная палата (гос аудит) проверка финансово хозяйственной деятельности, если затрагиваются бюджетные вопросы государства. Не относится не к законодательной ни к исполнительной ветви власти не подчиняется ни президенту ни правительству. Финансируется отдельной строкой в бюджете. Отчитываются перед парламентом, но реального механизма контроля за самой счетной палатой нет.

Можно ли обжаловать акт проверки? Или надо дождаться, когда вынесут решения по этому акту. Чаще всего суды говорят что акт обжаловать нельзя. Акт не является документом, который порождает какие то обязанности или права. Но если доказать что сам акт является ненормативным и нарушает твои права, то есть вариант обжаловать. (кредитор может предъявить требование о возвращении кредита)

- административный контроль.

• Административно финансовый контроль правительства

• Административно финансовый контроль специальной компетенции:

Минфин-

Федеральное казначейство- текущий контроль бюджетных операций на всех уровнях(если нет специальных соглашений),

Федеральная налоговая служба - финансовый контроль в финансовой сфере. Полнота и своевременность выплаты налогов.

Росфиннадзор- последующий контроль в области расходования бюджетных средств из федерального бюджета. В регионах создаются свои контрольно ревизионные управления, органы-аналоги росфина.

Федеральная таможенная служба, ФСФР, Росстрахнадзор.

Б)Ведомственный финансовый контроль. Тут подконтрольные органы находятся в административном подчинении от контролирующего органа. Для этого в министерствах есть ревизионные органы, которые занимаются данным вопросом.(В СССР была основной формой контроля) с 1989 стал утрачивать свое значение.

Г)Внутрихозяйственный контроль. Есть большое количество индивидуальных предпринимателей и частных правовых форм. В основном их проверяют на уровне общегосударственного контроля. Налоги и валютную составляющую проверяет государство, остально сам владелец предприятия.

Д)Независимый контроль(аудит) Появляются независимые виды контроля. Проверяют ведение бухгалтерского учета. Упрощается работа налоговой.

Е)Общественный финансовый контроль(общественная палата)

Классификация органов ФК согласно Указу Президента РФ от 25 июля 1996г «о мерах по обеспечению государственного финансового контроля в РФ».

1. Счётная палата (высший орган ФК, парламентский)

2. ЦБ РФ

3. МинФин – главное управление федерального казначейства, контрольно-ревизионное управление МинФина)

4. Налоговые органы

5. Контрольные органы исполнительной власти – комитет по финансовому мониторингу

6. иные

Методы ФК – совокупность обоснованных и адаптированных приемов, средств, способов, применяемых при осуществлении контрольных функций:

1.наблюдение

2. обследование

3. анализ

4.проверка

5.ревизия

6.экспертиза

Все они делятся на методы документального и фактического контроля.

90%- последующий контроль – фактического очень мало.

Ст. 99 прим.1 НК РФ – институт встречной проверки. Проверка – единичное контрольное действие или исследование состояния дел на определенном участке деятельности проверяемой организации. Она может быть:

- не

- документальная

Ревизия – всеобъемлющий метод ФК, это система обязательных контрольных действий по документам, а также фактической проверке законности и обоснованности финансовых и хозяйственных операций.

Требования к акту проверки:

- достоверность

- объективность

- документальная подтвержденность

Части акта:

- вводная

- описательная

- резолютивная

Отличия ревизии от проверки:

Ревизия проверка

Регулярно нерегулярно

Более масштабно ограниченно

По ФЗ 2001 г аудит – предпринимательская деятельность по независимой проверке бухучёта и отчетности организаций и индивидуальных предпринимателей. Сейчас они лицензируются.

В штате должно быть не более 5 дипломированных аудиторов. Организация должна заниматься только аудиторской деятельностью (например, налоговое консультирование). Аудит нужен для того, чтобы независимая профессиональная организация подтвердила достоверность финансового положения организации.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: