double arrow

Предмет и задачи судебной автороведческой экспертизы

Письменная речь как объект криминалистического исследования представляет собой характерную для пишущего лица совокупность языковых средств для письменного изложения своих мыслей. Выше было сказано, что на формирование навыков письма оказывают влияние самые разнообразные обстоятельства: знание грамматики (морфологии, синтаксиса) и литературы, различных стилей изложения; профессия, местные диалекты; общение с определенным кругом лиц; родной язык, если документ выполняется на другом языке; заболевание центральной нервной системы и другие факторы.

В общественной, производственной, научной и иной деятельности письмен­ная речь несет различную информативную нагрузку. Посредством ее фиксиру­ются и передаются сообщения о фактах, событиях, явлениях, понятиях, идеях, то есть в ней заключен определенный смысл, конкретное содержание.

Вместе с тем, как и любое общественное явление, письменная речь имеет и свою языковую форму, в которую облечено ее содержание, – языковые средства, материализирующие содержащиеся в ней мысли в виде словарного состава, употребленного в определенных синтаксических конструкциях, в той или иной степени соответствующих нормам литературного языка.

В основе криминалистического исследования письменной речи лежит определение особенностей письменно-речевых навыков. В силу отражения сложившихся в центральной нервной системе условно-рефлекторных связей эти навыковые особенности складываются в индивидуализирующую каждую личность совокупность и могут быть использованы в качестве идентификационных признаков в целях установления автора исследуемого документа.

Эти признаки могут выглядеть в виде соответствия нормам, в пределах которых они формировались, в виде отдельных устойчивых отклонений от принятых норм, являющихся следствием слабого развития, или отсутствия навыка вообще в определенных нормах.

Идентификационными признаками письменной речи являются грамматические, лексические и стилистические особенности письма. Практически, однако, анализу признаков письменной речи предшествует ознакомление с содержанием документа.

Содержание документа – не признак письменной речи, а сама письменная речь, смысл излагаемой информации. Содержание не имеет четкой индивидуальности, как языковые средства, которыми оно выражается.

Вместе с тем в содержании документа может быть заложена такая фактическая информация, которая окажется полезной при проведении оперативно-розыскных мероприятий.

При ознакомлении с содержанием анализируются: 1) тема (основной смысл) и идейная направленность документа; 2) сведения фактического характера, ссылки на источники и использованные материалы; 3) упоминания автора о самом себе.

В практике расследования преступлений исследования письменной речи проводятся в целях установления автора документа. Этот процесс включает в себя неидентификационные исследования на первом этапе – определение облика предполагаемого автора и идентификационные исследования на втором этапе.

Суждения об авторе могут быть высказаны в отношении его половой принадлежности, национальности, образования, возраста, профессии (специальности), места работы и жительства и других характеризующих данных.

Идентификация автора по письменной речи производится на основе сравнительного исследования совокупности грамматических, лексических и стилистических особенностей его письменно-речевых навыков. Более подробно признаки письменной речи будут рассмотрены ниже.

Предмет судебно-автороведческой экспертизы составляют фактические данные об авторе документа и условиях его составления, которые устанавливаются экспертом-криминалистом на основе специальных знаний при исследовании документа и иных материалов уголовного или гражданского дела.

Необходимость в установлении автора документа, как правило, возникает в случаях, когда исполнитель и автор анонимного документа – разные лица (например, текст выполнялся под диктовку или переписывался), либо когда объект исследования представляет собой документ, исполненный на пишущей машинке или на компьютере.

Помимо установления авторства путем исследования признаков письменной речи, отобразившихся в документе, эксперт может получить ценную информацию об авторе: о чертах его социально-биографического и психологического «портрета», а также о факторах, действовавших на него в период создания текста. Данная информация содержится в документе в неявном, «закодированном» виде – в особенностях структурной организации текста. Специальные автороведческие знания помогают «расшифровать» эту информацию и представить её в форме тех или иных фактических данных об авторе или условиях составления документа.

Судебно-автороведческая экспертиза решает задачи двух видов: идентификационного и диагностического характера.

При решении идентификационных задач эксперт отвечает на такие вопросы, как: является ли определённое лицо автором текста конкретного документа, нескольких документов, соответствующего фрагмента текста документа и т.д.

Судебно-автороведческая диагностика в свою очередь предполагает решение двух типов задач: классификационных и собственно диагностических.

К классификационно-диагностическим относятся задачи по установлению групповой принадлежности автора документа, выяснению тех или иных особенностей его социально-биографического облика. Им соответствуют, в частности, следующие вопросы:

1) является ли язык, на котором исполнен документ родным для автора исследуемого документа?

2) носителем какого наречия (говора) определённого языка является автор?

3) каков образовательный уровень автора текста?

4) составлен ли текст конкретного документа лицами, обладающими навыками научного (делового, публицистического) стиля письма? и т.д.

При решении диагностических задач, связанных с установлением собственно ситуативных факторов письменного общения, эксперт отвечает, в частности, на вопрос: составлен ли текст документа с намеренным искажением письменной речи лицом, находившимся в необычном психофизиологическом состоянии?

В некоторых случаях, когда требуется установить факт психического заболевания автора во время составления текста документа, такие вопросы могут решаться в рамках комплексной экспертизы с участием специалистов в области судебной психиатрии и судебного автороведения.

Эксперт-авторовед, решая поставленные перед ним задачи, использует информацию об авторе, установленную с помощью специальных знаний путём исследования структурных особенностей текста документа. Именно характеристики (особенности) языковых и понятийно-смысловых структур текста, в которых отражаются свойства языковых и интеллектуальных навыков автора, рассматриваются в судебно-автороведческой экспертизе в качестве признаков письменной речи.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: