Проверка конституционности законов по жалобам граждан

Одним из важнейших преимуществ механизма последующего конституционного контроля является юридическая возможность рассмотрения Конституционным Судом РФ дел по индивидуальным жалобам. Правом на обращение в Суд обладают не только граждане, но и их объединения. Однако проверяться в этой процедуре может только закон, примененный в конкретном деле заявителя. Под «законами» понимаются не только федеральные законы, но и законы субъектов РФ. Проверка конституционности подзаконных нормативных правовых актов по жалобам граждан и их объединений Конституционному Суду РФ не подведомственна.

Конституционный Суд РФ в своей практике весьма широко истолковал термин «граждане и их объединения». Рассматривая дело о проверке конституционности законодательства о правовом положении иностранных граждан Суд указал, что по смыслу нормы ст. 96 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации» в ее взаимосвязи со статьями 46, 17 (ч. 2), 62 (ч. 3) и 125 (ч. 4) Конституции РФ, возможность защиты прав и свобод посредством конституционного правосудия должна быть обеспечена каждому, в том числе иностранным гражданам и лицам без гражданства, если законом нарушены их права и свободы, гарантированные Конституцией РФ[22]. При рассмотрении дела о проверке конституционности законодательства о коллективных трудовых спорах Суд признал допустимой жалобу профессионального союза как формы объединения граждан[23]. Еще более широкая интерпретация термина «граждане и их объединения» была дана Конституционным Судом РФ при рассмотрении дела о конституционности законодательства об акцизах. Суд указал, что граждане и созданные ими объединения вправе обратиться с конституционной жалобой на нарушение прав, в частности, самого объединения, в тех случаях, когда его деятельность связана с реализацией конституционных прав граждан, являющихся его членами (участниками, учредителями). Акционерное общество, товарищества и общество с ограниченной ответственностью, обратившиеся в Конституционный Суд РФ, по своей сути являются объединениями – юридическими лицами, которые созданы гражданами для совместной реализации их конституционных прав[24]. Таким образом, субъектами права на обращение в Конституционный Суд РФ с жалобами на нарушение конституционных прав и свобод являются не только граждане Российской Федерации, но также иностранные граждане, лица без гражданства, юридические лица и иные объединения граждан.

К жалобе на нарушение конституционных прав и свобод помимо документов, указанных в ст. 38 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации», прилагается копия официального документа, подтверждающего применение обжалуемого закона при разрешении конкретного дела. Выдача заявителю такого документа производится по его требованию должностным лицом или органом, рассматривающим дело.

Жалоба на нарушение законом конституционных прав и свобод допустима, если оспариваемый акт, во-первых, затрагивает конституционные права и свободы граждан; во-вторых, если он применен в конкретном деле, рассмотрение которого завершено в суде. В ранее действующих редакциях Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации» отсутствовал такой критерий допустимости жалобы, как завершенность рассмотрения дела в суде, что расширяло возможности для обращения граждан в целях защиты их конституционных прав в системе конституционного правосудия. Поэтому многие жалобы, признаваемые ранее допустимыми, в современных условиях не принимаются Конституционным Судом РФ к производству вследствие требования ст. 97 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации».

Пределы проверки Конституционным Судом РФ соответствия Конституции РФ закона, указанного в жалобе на нарушение конституционных прав и свобод граждан, устанавливаются ст. 86 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации». Напомним, что Конституционный Суд РФ устанавливает соответствие Конституции РФ законов: во-первых, по содержанию норм; во-вторых, по форме; в-третьих, по порядку подписания, заключения, принятия, опубликования или введения в действие; в-четвертых, с точки зрения конституционного принципа разделения властей; в-пятых, в аспекте разграничения предметов ведения, полномочий и компетенции. Проверка конституционности законов, принятых до вступления в силу Конституции РФ, производится только по содержанию норм.

Учитывая тождественность пределов проверки при рассмотрении Конституционным Судом РФ жалоб граждан и запросов судов, пределы проверки в зависимости от категории споров в целом могут быть представлены в виде табл. 3.

Табл. 3. Пределы проверки в зависимости от категории спора, подведомственного Конституционному Суду РФ

Пределы проверки Категории споров
1. По содержанию норм 2. По форме акта 3. По порядку подписания, заключения, принятия, опубликования или введения в действие 4. С точки зрения конституционного принципа разделения властей 5. В аспекте разграничения предметов ведения, полномочий и компетенции 1. Рассмотрение дел о соответствии Конституции РФ законов, иных нормативных актов органов государственной власти и договоров между ними, принятых после вступления в силу Конституции РФ 2. Рассмотрение дел о соответствии Конституции РФ не вступивших в силу международных договоров Российской Федерации (исходя из презумпции их принятия после вступления в силу Конституции РФ)
По содержанию норм Рассмотрение дел о соответствии Конституции РФ законов, иных нормативных актов органов государственной власти и договоров между ними, принятых до вступления в силу Конституции РФ
1. С точки зрения конституционного принципа разделения властей 2. В аспекте разграничения предметов ведения, полномочий и компетенции Рассмотрение дел по спорам о компетенции

По итогам рассмотрения жалобы на нарушение законом конституционных прав и свобод граждан Конституционный Суд РФ принимает одно из следующих решений: о признании закона либо отдельных его положений соответствующими или не соответствующими Конституции РФ. Кроме того, Суд может признать оспариваемые заявителем положения нормативного правового акта аналогичными нормам, которые были ранее признаны не соответствующими Конституции РФ, что влечет за собой признание несоответствия Конституции РФ оспариваемого положения при условии сохранения действия первоначального акта конституционного контроля. Суд также вправе констатировать факт, что примененная в конкретном деле норма ранее признана неконституционной постановлением Конституционного Суда РФ, сохраняющим силу.

Признание закона или его отдельных положений противоречащими Конституции РФ влечет за собой ряд правовых последствий. Во-первых, данное решение Конституционного Суда РФ является основанием для пересмотра конкретного дела заявителя компетентным органом в обычном порядке. Во-вторых, заявителям возмещаются: уплаченная государственная пошлина; расходы на оплату услуг представителей; расходы на проезд и проживание заявителей и их представителей, понесенные ими в связи с явкой в суд; почтовые расходы, связанные с рассмотрением дела; затраты, связанные с фактической потерей времени. Возмещение названных затрат производится: за счет средств федерального бюджета в случае признания неконституционным федерального закона; за счет средств бюджета субъекта РФ – если Конституционный Суд РФ признает противоречие Конституции РФ закона субъекта РФ. Порядок и размеры указанных компенсаций устанавливаются Правительством РФ[25].


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: