double arrow

Риск и гарантии

Задача этого раздела состоит в том, чтобы указать будущим инвесторам и кредиторам на возможные риски при реализации проекта, а также на методы защиты от их влияния.

Риск в предпринимательстве – это вероятность того, что предприятие понесет убытки и потери, если намеченное мероприятие не осуществиться, а также, если были допущены просчеты или ошибки при принятии управленческих решений. Иначе риск можно определить как вероятность возникновения убытков или снижения доходов по сравнению с прогнозируемым вариантом.

Для написания данного раздела необходимо выяснить возможные риски с указанием вероятности их возникновения и сформировать организационные мероприятия по их профилактике и нейтрализации.

Глубина анализа зависит от конкретного вида деятельности, а также от величины проекта. Для крупных проектов необходим тщательный расчет рисков с применением математического аппарата теории вероятности. В более простых случаях или при отсутствии вероятностных оценок возможен анализ рисков с помощью метода экспертных оценок.

Ассортимент возможных рисков весьма широк, вероятность возникновения каждого из них различна – так же, как и сумма убытков, вызываемая конкретным видом риска. Поэтому важно уметь хотя бы ориентировочно оценивать наиболее вероятные риски и величину связанного с ними ущерба.

В этой связи необходимо:

- выявит полный перечень рисков;

- определить вероятность возникновения каждого;

- оценить ожидаемый размер убытков при их возникновении;

- проранжировать их по вероятности возникновения;

- установить приемлемый уровень риска и отбросить те из них, вероятность которых ниже указанного порога. Например, можно игнорировать риски, вероятность которых не превышает 0,3.

А. Существует много различных классификаций рисков – по видам деятельности, формам собственности и т.д. При их анализе в бизнес-плане уместно выделять:

- производственные;

- коммерческие;

- финансовые;

- риски, связанные с форс-мажорными обстоятельствами;

- внутрифирменные риски.

Производственные риски – это риски, связанные с убытком от остановки производства вследствие воздействия различных факторов, и прежде всего, гибелью или повреждением основных и оборотных фондов (оборудование, сырье, транспорт и т.п.), а также риски, связанные с внедрением в производство новой техники и технологии.

Коммерческие риски связаны со снижение объемов реализации товара из-за упавшего спроса или неэффективной работы сбытовой сети; неудовлетворительной деятельность партнеров; повышением цен на ресурсы и оборудование; увеличением арендной платы, транспортных издержек и т.д.

Финансовые риски связаны с вероятностью потерь финансовых ресурсов (т.е. денежных средств). К ним можно отнести:

- риск неплатежа за поставленный товар;

- риск неоптимального выбора источников финансирования;

- риск больших инвестиций в крупномасштабный проект и т.д.

Риски, связанные с форс-мажорными обстоятельствами, - это риски, обусловленные непредвиденными обстоятельствами (от смены политического курса страны до забастовок и землетрясений).

Внутрифирменные риски заключаются в:

- недовольстве работников предприятия и риски забастовки;

- возможности утечки информации;

- ошибки управленческого персонала и т.д.

Б. В зависимости от величины вероятных потерь принято выделять три вида рисков:

1. допустимый, при котором наблюдается потеря части прибыли или всей прибыли;

2. критический, при котором величина потерь превышает расчетную прибыль;

3. риск катастрофический, когда потери превышают денежные возможности предпринимателя.

Следует отметить: проектная деятельность возможна при каждом из рассмотренных видов риска. Однако при этом требуемая доходность, страховые отчисления, необходимые резервы и т.д. по проектам, связанным с катастрофическим риском, будут существенно выше, чем в иных случаях.

В. Методы оценки показателей риска

Основная задача предпринимателя – определить риск количественно, сравнить величину риска и выбрать тот вариант, который больше соответствует выбранной предприятием стратегии риска, т.е. провести анализ риска.

Такой анализ начинается с выявления источников и причин риска, при этом важно определить, какие источники являются преобладающими, чтобы сосредоточить на них все внимание.

Анализ риска можно подразделить на качественный и количественный.

Качественный анализ позволяет определить факторы и потенциальные области риска, выявить возможные его виды.

Количественный анализ направлен на то, чтобы количественно выразить риски, провести их анализ и сравнение. При этом используют различные методы:

1) статистические;

2) аналитические;

3) метод аналогий;

4) метод экспертных оценок и экспертных систем.

Статистический метод заключается в изучении статистики потерь прибылей, имевших место на данном или аналогичном предприятии, в целях установления вероятности события и величины риска. К дос­тоинствам этого класса методов относят определенную универ­сальность. Недостатки же их проистекают из самой сути стати­стических исследований – необходимости иметь большую базу данных, сложности и неоднозначности полученных выводов, определенных трудностей при анализе динамических рядов и т.д. Для целей расчета рисков хозяйственной деятельности эти методы применяются относительно редко. Однако в последнее время некоторую популярность приобрел метод кластерного анализа, с помощью которого иногда удается получить данные, пригодные для использования. Чаще всего кластерный анализ применяется при разработке бизнес-планов, когда рассчитывает­ся общий коэффициент риска на основе данных, полученных путем разбиения рисков на группы.

Аналитические методы применяются наиболее часто. Досто­инство их в том, что они достаточно хорошо разработаны, про­сты для понимания и оперируют несложными понятиями. К та­ким методам относятся:

Ÿ метод дисконтирования;

Ÿ анализ окупае­мости затрат;

Ÿ анализ безубыточности производства;

Ÿ анализ чувствительности;

Ÿанализ устойчивости.

При использовании ме­тода дисконтирования корректируется норма дисконта на коэф­фициент риска, который получается методом экспертных оце­нок. Недостаток метода дисконтирования в том, что мера риска определяется субъективно.

Применение метода окупаемости за­трат заключается в расчете срока окупаемости проекта. Периодом окупаемости проекта называется время, за которое поступление от производственной деятельности предприятия покроют затраты на инвестиции. Срок окупаемости обычно измеряется в годах или месяцах.

Аналогичен методу окупаемости затрат метод безубыточно­сти, только в отличие от первого в нем определяется точка без­убыточности проекта. Точка безубыточности позволяет определить объем реализации продукции, при котором предприятие покрывает все свои расходы, не имея прибыли, но и не имея убытков.

Применение метода анализа чувствительности предполагает определение влияния изменения различных факторов на результирующие технико-экономические показатели инвестиционного проекта. Иногда вместо чувстви­тельности определяется эластичность результирующего парамет­ра. Методу расчета чувствительности близок один из статистиче­ских методов — метод факторного анализа. В нем также опреде­ляется степень влияния различных факторов на результирующий показатель.

Методом анализа устойчивости определяется изменение ос­новных экономических показателей проекта при неблагоприят­ном изменении различных факторов. Например, исследуется величина возможной прибыли при изменении цен на сырье и материалы, необходимые для производства продукта. Под устой­чивостью в экономике подразумевается способность некоторой экономической системы сохранять свою работоспособность по­сле воздействия на нее неблагоприятных факторов.

Метод аналогий. Название этого метода говорит о том, что прогноз финансового состояния проекта, риск его реализации определяются в соответствии с некоторым аналогичным проек­том, который был реализован ранее. При этом предполагается, что экономическая система, в рамках которой реализуется про­ект, также ведет себя аналогичным образом.

Метод экспертных оценок и экспертных систем. Хотя два этих метода объединены в один раздел, это в корне различные методы.

Метод экспертных оценок основывается на интуиции и практических знаниях специально подобранных людей – экспертов, которым предоставляется перечень рисков по всем стадиям проекта и предлагается оценить вероятность их наступления, руководствуясь следующей системе оценок:

0 – риск рассматривается как несуществующий;

25 – риск, скорее всего, не реализуется;

50 – о наступлении события ничего определенного сказать нельзя;

75 – риск, скорее всего, проявится;

100 – риск наверняка реализуется.

Оценка экспертов подвергаются анализу на их непротиворечивость, которые выполняются по следующим правилам:

1. max │Аi В i< 50, i =1, 2, … n

n

2. ∑ │ Аi - В i< 25,

i=1 n

где Аi,В i - оценка каждой i –той пары экспертов

Всего должно быть сделано три оценки (1 = 3) соответственно для попарно сравненных мнений первого и второго экспертов, первого и третьего экспертов, второго и третьего экспертов.

Правило 1 означает, что минимальная допустимая разница между оценками двух экспертов по любому фактору должна быть меньше 50. Сравнения производятся по модулю, т.к. знак (плюс или минус) не учитывается.

Правило 2 направлено на согласование оценок экспертов в среднем. Оно используется после выполнения правила 1. Для расчета расхождения оценки суммируются по модулю, т.е. не обращая внимания на знаки, и результат делится на число простых рисков. Оценки экспертов можно признать не противоречащими друг другу, если порученная величина не превышает 25.

В том, случае, если между мнениями экспертов будут обнаружены противоречия (невыполнения правил 1 и 2), они обсуждаются на совещаниях для выработки согласованной позиции по конкретному вопросу. Результаты работы экспертов оформляются в таблицу 7.

Таблица 7


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: