Порядок разрешения коллективных трудовых споров урегулирован в главе 36 ТК Республики Беларусь и иных актах законодательства. Коллективный трудовой спор – это неурегулированные разногласия сторон коллективных трудовых отношений по поводу установления, изменения социально-экономических условий труда и быта работников, заключения, изменения, исполнения либо прекращения коллективных договоров, соглашений.
Сторонами коллективного трудового спора выступают:
· · работники в лице их представительных органов (профсоюзов и др.), уполномоченных на представительство в соответствии с их уставами, органов общественной самодеятельности, образованных на собрании (конференции) работников организации, филиала, представительства и уполномоченных им;
· · наниматели в лице их представителей – руководителей организаций, иных лиц (органов), уполномоченных в соответствии с уставами организаций, иными правовыми актами, а также в лице полномочных органов объединений нанимателей;
|
|
а участвовать в разрешении коллективных трудовых споров, помимо их сторон, могут:
· · службы по урегулированию коллективных трудовых споров – государственные органы, содействующие разрешению коллективных трудовых споров путем организации примирительных процедур и участия в них.
Порядок разрешения коллективного трудового спора предполагает проведение следующих процедур:
· · самостоятельный порядок урегулирования разногласий сторонами;
· · рассмотрение коллективного трудового спора примирительной комиссией;
· · рассмотрение коллективного трудового спора с участием посредника;
· · рассмотрение коллективного трудового спора в трудовом арбитраже.
Трудовой арбитраж является временно действующим органом, создаваемым на добровольной основе, осуществляющим разрешение коллективных трудовых споров, возникающих в социально-трудовой сфере. Трудовые арбитражи, могут быть созданы нанимателями по соглашению с профсоюзами в соответствии со статьей 251 ТК Республики Беларусь, если между ними заключено соглашение или такое условие предусмотрено в коллективном договоре, соглашении, и могут в таких случаях рассматривать индивидуальные трудовые споры. Государственные органы, другие наниматели могут создавать трудовые арбитражи в отношении подчиненных им организаций.
Решение трудового арбитража принимается большинством голосов арбитров, участвующих в рассмотрении спора. Трудовой арбитр, не согласный с решением по спору, вправе изложить в письменном виде особое мнение, которое приобщается к делу. Решение трудового арбитража по спору носит рекомендательный характер, оформляется протоколом и приобретает для сторон обязательную силу, если стороны заключили соглашение об обязательности этого решения в письменной форме.
|
|
Республиканский трудовой арбитраж является государственным органом, осуществляющим в пределах своей компетенции рассмотрение коллективных трудовых споров, возникающих в социально-трудовой сфере. Республиканский трудовой арбитраж создается и осуществляет указанную деятельность в соответствии с Положением, утвержденным Указом Президента Республики Беларусь от 29 июня 1999 г. № 248, и подчинен Министерству юстиции Республики Беларусь (п.2 Указа Президента Республики Беларусь от 10 января 2001 г. № 10).
Республиканский трудовой арбитраж согласно ст. 385 ТК Республики Беларусь является постоянно действующим трудовым арбитражем, имеет право принимать в пределах своей компетенции постановления и разъяснения, обязательные для трудовых арбитражей. Состоит из 3 арбитров, рекомендованных (или назначенных) Председателем Республиканского трудового арбитража или предложенных сторонами. Решение принимается не позднее 2 недель со дня получения заявления (срок может быть продлен Председателем Республиканского трудового арбитража в зависимости от сложности спора, но не более чем на 1 месяц). Решение принимается большинством голосов, подписывается трудовыми арбитрами и передается сторонам спора. По части споров решения Республиканского трудового арбитража могут быть обжалованы заинтересованной стороной в 10-дневный срок в суд. По другой части споров решения Республиканского трудового арбитража носят рекомендательный характер и становятся обязательными для сторон, если они заключили соглашение о выполнении этого решения.