Общение как особая форма человеческого взаимодействия. Функции общения. Виды общения. Особенности речевого общения педагога

Общение – сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями в совместной деятельности. Общаясь с другими людьми, анализируя отношение других людей к себе, рефлексируя, человек обнаруживает потребность в самосовершенствовании и реализует ее в процессе самовоспитания.

Функции общения: 1) Эмотивная – возбуждение в партнере нужных эмоциональных переживаний, а также изменение с его помощью своих переживаний и состояний; 2) Информационная – обмен сообщениями, мнениями, замыслами, решениями и т.д.; 3) Контактная – установление контакта как состояния обоюдной готовности к приему и передаче сообщений; 4) Понимания – адекватное восприятие и понимание смысла сообщения и взаимное понимание намерений, установок, переживаний, состояний; 5) Координационная – взаимное ориентирование и согласование действий при организации совместной деятельности; 6) Побудительная – стимуляция активности партнера для направления его на выполнение определенных действий; 7) Установления отношений – осознание и фиксация своего места в системе ролевых, статусных, деловых, межличностных и прочих связей сообщества, в котором действует индивид; 8) Оказания влияния – изменение состояния, поведения, личностно-смысловых образований партнера.

Виды общения: 1) По содержанию: Материальное общение, когда субъекты, будучи заняты индивидуальной деятельностью, обмениваются ее продуктами, которые, в свою очередь, служат средством удовлетворения их актуальных потребностей; при Кондиционном общении люди оказывают влияние друг на друга, направленное на то, чтобы привести друг друга в определенное физическое или психическое состояние; Мотивационное общение имеет своим содержанием передачу друг другу определенных побуждений, установок или готовности к действиям в определенном направлении; Когнитивное общение – обмен знаниями; Деятельностное общение – обмен действиями, операциями, навыками и умениями 2) По цели: Биологическое общение – это общение, необходимое для поддержания, сохранения и развития организма, связано с удовлетворением основных органических потребностей. Социальное общение преследует цели расширения и укрепления межличностных контактов, установления и развития интерперсональных отношений, личностного роста индивида.

Общение чрезвычайно разнообразно по своей форме. Можно говорить о прямом и косвенном общении, непосредственном и опосредованном, массовом и межличностном. Косвенное общение характеризуется включением в процесс общения «дополнительного» участника или посредника, через которого происходит передача информации. Непосредственное общение осуществляется с помощью естественных органов, данных живому существу природой. Опосредованное общение может рассматриваться как неполный психологический контакт при помощи письменных или технических устройств.

Педагогическое общение – совокупность средств и методов, обеспечивающих реализацию целей и задач воспитания и обучения и определяющих характер взаимодействия педагога и учащихся. Профессионально-важные качества педагогического общения: интерес к людям и работе с ними, наличие потребности и умений общения, общительность, коммуникативные качества; умение быстро и правильно ориентироваться в меняющихся условиях общения, быстро изменять речевое воздействие в зависимости от ситуации общения, индивидуальных особенностей студентов; умение ощущать и поддерживать обратную связь в общении; способность к спонтанности (неподготовленной) коммуникации; хорошие вербальные способности: культура, развитость речи, богатый лексический запас, правильный отбор языковых средств;



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: