double arrow

Преобразование отношений собственности в России

1 этапдо 1917г. в Р. развивались следующие формы собственности: государственные земли, церковные и монастырские земли, частновладельческие земли, общественные земли. С изменением и усложнением занятий человека усложнялись и его взаимоотношения с собственностью. Очевидно, появление частной собственности исторически связано с таким этапом развития человеческого общества, когда количество производимого прибавочного продукта превысило потребности его повседневного потребления. У человека (производителя или потребителя) появляется возможность присвоить себе эту разницу в виде излишков без ущерба для жизненно важных интересов всего общества. Это событие повлекло за собой возникновение социального неравенства и разложение всего первобытно-общинного строя.

2 этап – 17-20г преобладает гос. собственность. Весь гос. капитал идет на развитие страны. 3 этап – рыночно-экон. Отношения (80-90гг.) все три формы собств., Возрождение различных форм частной собственности путем разгосударствления предприятий началось с конца 80-х годов. Приватизация была направлена на повышение эффективности хозяйственной деятельности через развитие рынка и формирование слоя частных собственников-предпринимателей. В России приватизация началась в октябре 1992 г. 1 этап - доваучерная приватизация, выкуп арендованного имущества и охватывала в основном сферу социальной инфраструктуры: торговля, бытовое обслуживание, общественное питание. Второй этап - преобразование государственных предприятий в акционерные общества открытого типа и продажа, как правило, малых предприятий по конкурсу и на аукционе. 1 из задач этого этапа - формирование класса собственников, который по уровню доходов превратился бы в зажиточный «средний класс». С 1 июля 1994 г. был объявлен третий - продажа как самих предприятий (с аукциона и по конкурсу), так и акций акционированных в порядке приватизации предприятий за деньги. При этом преследовалась основная цель - способствовать появлению новых собственников, которые будут заинтересованы развивать производство, и вложат в него средства, повышающие эффективность хозяйственной деятельности. Четвертым этапом приватизации стали залоговые аукционы. Государство, для покрытия дефицита государственного бюджета, отдает в залог под кредиты коммерческих банков пакеты акций крупнейших предприятий, акционированных в порядке приватизации. Отдавая в залог пакеты акций, не планирует их возвращения и не резервирует средства на возвращение кредитов.

5. Кооперация труда, ее экономическая роль и эффективность. Кооперация труда — это форма организации трудовой деятельности, при которой значительное число людей совместно участвуют в одном и том же процессе труда или в разных, но связан-

ных между собой процессах. Кооперация труда является всеобщей формой экономических отношений, поскольку всегда и везде используется независимо от

господствующего общественного строя. По сравнению с трудом отдельного работника кооперация труда обладает рядом преимуществ. Во-первых, соединение созидательной деятельности является проверенным веками средством повышения эффективности (результативности) производства. Во-вторых, она порождает мощную производительную силу коллективного труда, которая способна быстро выполнить работу, непосильную для одного человека. В-третьих, при совместной деятельности множества людей относительно (в расчете на единицу продукции) уменьшаются затраты на средства производства (лучше используются помещения, техника, сырье). В-четвертых, кооперация экономит рабочее время благодаря согласованному

выполнению процессов, соблюдению работниками единой трудовой дисциплины. Выгоды современного крупного производства связаны с применением сложных и очень дорогих машинных комплексов. По мере укрупнения предприятий сокращаются затраты на единицу продукции, связанные с проектированием, конструированием и разработкой изделий. С другой стороны неограниченное увеличение масштабов

предприятий может стать тормозом для экономии хозяйственных затрат.

6. Разделение труда и его значение. простая кооперация - нет разделения труда и все работники выполняют одинаковые операции; сложная кооперация - совместно трудятся люди разных профессий и специальностей. Современная система включает следующие виды разделения труда. 1. Индивидуальная специализация — сосредоточение деятельности человека на каком-то особом занятии, овладение опреде-

ленной профессией, специальностью. 2. Разделение труда на предприятии (выделение в трудовом коллективе разных видов работ, операций). 3. Обособление созидательной деятельности в масштабах отрасли, вида производства (например, электроэнергетика, добыча нефти, автомобилестроение и т.п.). 4. Разделение национального производства на крупные предпр. (промышленность, сельское хозяйство). 5. Территориальное разделение труда внутри страны (при специализации производства каких-то продуктов в разных экономических районах). 6. Международное разделение труда (специализация производства отдельных стран на определенных видах изделий, которыми эти страны обмениваются). Важнейшими условиями эффективности (отношение абсолютного рез-та и обьема выручки.) разделения труда являются: достаточно большой объем производства и высокий уровень его специализации; достаточно большое количество технологического оборудования; соответствие между количеством операций и рабочих мест. Разделение труда на предприятии не беспредельно и имеет по меньшей мере четыре границы эффективности: технологическую, экономическую, физиологическую и социальную. Рентабельность предприятия является главным показателем эффективности его деятельности. Виды рентабельности и их назначение заключается в оценке эффективности работы предприятия. Это относительные показатели, с помощью которых можно увидеть доходность предприятия относительно всех затрат, которые необходимы для получения этого дохода. Выражаются показатели чаще всего в процентах. Основные виды рентабельности делят условно на две большие группы: рентабельность продаж и активов.

7. Сущность управления и его место в экономической системе. Управление – процесс целенаправленного воздействия субьекта на управляемый обьект в целях достижения заранее обусловленного результа. Этапы управленческой деятельности: планирование, организация, учет (оперативный, статистический и бухгалтерский), система бюджетирования - Основной целью системы бюджетирования является эффективная организация процесса управления деятельностью Общества и его структурных подразделений (бюджетных единиц) посредством планирования, контроля статьей доходов и расходов и анализа финансово-экономических показателей. Контроль- сопастовление плановых показателей с фактическими, анализ – разделение на части, оценка отклонений в деятельности и выявление причин. Место управления в экономике- должны быть собственники и управленцы. На современных более или менее крупных предприятиях управленческий труд охватывает два основных вида деятельности: непосредственно управление и подготовку к нему. Непосредственным управлением заняты хозяйственные руководители — директора предприятий (объединений) и их заместители, главные специалисты, Их работа сводится к принятию оптимальных с точки зрения поставленной цели решений и обеспечению их реализации. Подготовкой к управлению ведают плановики, бухгалтеры, экономисты, секретари. Все они обеспечивают руководителей плановыми и расчетными данными, сведениями о состоянии производства и другой информацией, необходимой для принятия решений и организации их выполнения. 3. Управление и рынок. товарно-рыночное хозяйство обладает способностью к определенному саморегулированию. Подобно всякой управляющей системе, товарное производство и рынок наделены прямой и обратной связью, что позволяет им решать важную организационную задачу: что производить, как это делать и для кого создавать продукты? Однако по ряду причин в ХХ в. рынок во многом утратил свое регулирующее воздействие на развитие национального хозяйства. Эту утрату стало возмещать государство. 4. Управление хозяйством и государство. С возникновением государственного сектора национальной экономики государство впервые стало выполнять ряд важнейших задач по регулированию всей хозяйственной жизни общества. Как видно, управление не является совершенно самостоятельным элементом хозяйственной деятельности. Его назначение и роль во многом зависят от отношений собственности, кооперации труда, рыночной системы и госрегулирования.

8. Натуральное и товарное производство. Социально-экономические формы продуктов. При организации любого хозяйства должны быть решены прежде всего такие вопросы:1) для кого (каких потребителей) создавать блага;2) как организовать труд всех изготовителей полезных вещей;3) как наладить хозяйственные связи между производством и потреблением. Натуральное производство — когда люди создают продукты для удовлетворения собственных потребностей. Эта исторически первая форма производства: характерен ручной универсальный труд, прямые экономические связи между производством и потреблением, развивается по формуле «производство — распределение — потребление», минуя обмен, идет в личное и производственное потребление. В нашей стране натуральное производство в особенности развито в личном подсобном хозяйстве крестьян и на садово-огородных участках городских жителей. Натуральное хозяйство носит застойный характер, ибо ручной и неспециализированный труд отличается очень низкой выработкой продукции. Вследствие этого количество благ в расчете на одного жителя страны почти не увеличивается. В условиях машинной индустрии его окончательно сменил ставший господствующим второй род хозяйства. Товарное производство — тип организации хозяйства, при котором полезные продукты создаются для их продажи на рынке. Товарному хозяйству присущи следующие основные черты. 1. Это хозяйство является открытой системой организационно-экономических отношений, где работники создают полезные продукты не для собственного потребления, а для продажи.

Весь поток новых вещей выходит за пределы каждой производственной единицы и устремляется на рынок для удовлетворения спроса покупателей. 2. Производство товаров основано на разделении труда. Неразрывная связь товарного производства с разделением труда, а стало быть, с прогрессом техники — одно из его несомненных преимуществ по сравнению с натуральным хозяйством. Развиваются по формуле «производство — обмен — потребление». Прежде всего важно выявить происхождение товарного производства: обособление в сельском хозяйстве земледелия и животноводства, выделение ремесла из сельского хозяйства; хозяйственное обособление людей для изготовления какого-то продукта: человек выбирает какой-то вид работы и превращает его в самостоятельную деятельность, это усиливает его зависимость от других товаровладельцев и порождает необходимость обмениваться разнородной продукцией, устанавливать связи через рынок. 2 вопрос -

Всякий продукт натурального производства имеет единственное свойство - полезность, то есть способность удовлетворять какие-то потребности людей. Важно обратить внимание на то, что полезность - это все, что удовлетворяет любые действительные потребности (даже то, что наносит ущерб здоровью: сигареты, наркотики и т. п.). Сами же потребности могут порождаться как биологическими нуждами, так и духовными запросами. Каждое материальное благо имеет, как правило, не одну, а множество полезностей. По мере развития современной науки и технологии производства в природных веществах открывается все возрастающее количество полезных качеств. Изготовители продуктов в первую очередь применяют объективную оценку их вещественных свойств, позволяющих получить нужную полезность. Если количество полезных веществ в продуктах возрастает, то это повышает их качество, а тем самым увеличивает их полезность.

9. Теории стоимости (ценности), товарный обмен совершается благодаря соблюдению следующих условий, соединяющих противоположные стороны: а) приобретаемые покупателем блага имеют для него ценность, поскольку удовлетворяют его потребности б) товары имеют созданную трудом стоимость (издержки труда и материальных ресурсов), что подтверждается, в частности, получением продавцом определенной суммы денег в) величина стоимости и ценность товара прямо зависят от качества вещи и ее редкости. стоимость — это воплощенный в товаре общественный труд. Трудовая теория стоимости: Разнородные продукты рыночного обмена имеют одинаковое внутреннее содержание — стоимость. Стоимость товаров создается общественным трудом производителей. Труд измеряется с помощью рабочего времени. На рынке на изделия одного вида и качества устанавливается общественная (рыночная) стоимость. Схема- «товаропроизводитель — общественный труд — товар — общественная стоимость — рыночная цена». Нетрудовая теория стоимости. Сам покупатель дает свою субъективную оценку роли определенного блага в удовлетворении его личных потребностей. Ценность блага сводилась к пониманию человеком значения потребляемой вещи для его жизни и благосостояния. Полезные блага подразделяются на два вида: имеющиеся в безграничном количестве (вода, воздух), относительно редкие - именно этим благам приписывают ценность. В процессе личного потребления действует закон убывающей полезности. Согласно этому закону степень удовлетворения потребности одним и тем же продуктом, если мы непрерывно продолжаем им пользоваться, постепенно уменьшается, так что наконец наступает насыщение. Ценность благ определяет предельная полезность, то есть субъективная полезность «предельного экземпляра», удовлетворяющего наименее настоятельную потребность в продукте данного рода.

10. Сущность и функции денег. В истории денег можно выделить две совершенно разные эпохи. Первая —эпоха товарных эквивалентов (так называемых «то-

варных денег», при зарождении товарного производства возник случайный обмен одной полезной вещи на другую. этот обмен был одноразовым, однако со временем стала развиваться бартерная торговля (регулярный обмен товара на товар).Затем в разных странах возникли местные эквиваленты — товары, пользующиеся широким и постоянным спросом. На Руси это были меха, в Др Греции и Др Риме – скот. Вторая - в XVII—XIX вв. наступил век золотого стандарта, когда в качестве денег использовались золотые монеты или денежные знаки. Здесь деньги в первую очередь выполняют функцию меры стоимости: измеряют стоимость всех товаров. В современных условиях выполняются три функции денег: мера стоимости - Деньги как всеобщий эквивалент измеряют стоимость всех товаров. Стоимость товара, выраженная в деньгах, называется ценой. Цена определяется общественно необходимыми затратами труда на производство и реализацию товара. средство обращения - Формула товарного обращения: (Т—Д—Т).В этом процессе деньги играют роль посредника в процессе обмена. Деньги остаются постоянно в обмене и непрерывно его обслуживают что создает условия для товаропроизводителя преодолеть индивидуальные, временные и пространственные границы, которые характерны при прямом обмене товара на товар. Это значит, что деньги способствуют развитию товарного обмена. средства накопления и сбережения- Деньги, являясь всеобщим эквивалентом, т.е. обеспечивая его владельцу получение любого товара, становятся всеобщим воплощением общественного богатства. Поэтому у людей возникает стремление к их накоплению и сбережению. средство платежа. Товары не всегда продаются за наличные деньги, по причине неодинаковой продолжительности периодов производства и обращения различных товаров, а также сезонного характера производства и сбыта ряда товаров, что создает нехватку дополнительных средств у хозяйствующего субъекта. Как следствие этого возникает необходимость купли-продажи товара с рассрочкой платежа, т.е. в кредит. Деньги в качестве средства платежа имеют специфическую форму движения: Т—О, а через заранее установленный срок: О — Д (где О — долговое обязательство). Функция мировых денег. Появление мировых денег было вызвано возникновением внешнеторговых связей, международных займов, оказанием услуг внешнему партнеру и п.т.. Сегодня мировые деньги функционируют как всеобщее платежное средство, всеобщее покупательное средство и всеобщая материализация общественного богатства.

11. Современные денежные средства. Инфляция. Денежные агрегаты- части современных денежных средств, которые применяются для обращения и платежа. В разных странах вся денежная масса делится на разные виды агрегатов, Наиболее распространены три денежных агрегата, которые именуются Ml, М2 и МЗ. В Ml входят деньги обладающие наибольшей ликвидностью (наличные деньги — банкноты и монеты, безналичные чековые вклады, вклады населения в сбербанках до востребования и т.п.). В М2 и МЗ — финан­совые (денежные) средства, предназначенные для сохранения ценности (вклады населения и предприятий на длительный срок в сберкассах, облигации государственных займов и др.). Все большее распространение информационных технологий в кредитно-денежной системе в последнее время породило два вида денежных средств: пластиковых денег, электронных денег. Пластиковые деньги — это платежные карточки, с помощью которых производят безналичные расчеты за товары и услуги, а также получают наличные деньги (через банкоматы — электронные банковские аппараты самообслуживания для выдачи денег). Пластиковые карточки различаются по назначению: бонусные, расчетные, кредитные. Под электронными деньгами подразумеваются электронные денежные расчеты, которые производятся между гражданами и банками, предприятиями торговли и услуг с применением компьютерных сетей, систем связи. Применение электронной цифровой подписи облегчает заключение договоров, через эл. Почту передаются платежные документы, совершаются сделки купли-продажи товаров и услуг. Инфляция — э то переполнение каналов денежного обращения избыточной денежной массой, проявляемое в росте товарных цен, что приводит к их обесцениванию. В современной экономике инфляция не чисто денежное явление, а также экономический и социально-политический феномен. Инфляция зависит также от социальной психологии и общественных настроений. Динамика цен в сторону их увеличения — предпосылка, а зачастую уже и сама инфляция. Рост госрасходов и, как следствие, дефицит госбюджета — также причина инфляции. Решающая характеристика инфляции — ее величина. Историческая практика показывает, что чем выше инфляция, тем хуже для общества. Ползучая («нормальная») инфляция характеризуется ростом цен на 3-5% в год. Сохраняется стоимость денег, контракты подписываются в номинальных ценах. Галопирующая (скачкообразная) — рост цен от 10-20 до 50-200% в год. В контрактах начинают учитывать рост цен, население вкладывает деньги в материальные ценности. Инфляция трудно управляемая, часто проводятся денежные реформы. Гиперинфляция — рост цен более 50% в месяц. Годовая норма более 100%. Благосостояние даже обеспеченных слоев общества и нормальные экономические отношения разрушаются. Неуправляемая и требует чрезвычайных мер. В результате гиперинфляции производство и обмен останавливаются, снижается реальный объем национального производства, растет безработица, закрываются предприятия и происходит банкротство. В зависимости от характера проявления различают следующие виды инфляции: Открытая — положительный рост уровня цен в условиях свободных, нерегулируемых государством цен. Подавленная (закрытая) — усиление товарного дефицита, в условиях жесткого государственного контроля за ценами.

12. Функции и структура рынка. К важнейшим функциям рынка относят:

Ценообразующую функцию. Поступающие обычно на рынок продукты и услуги одного назначения содержат неодинаковое количество материальных и трудовых затрат. Но рынок признает лишь общественно значимые затраты, только их согласен оплатить покупатель. Здесь формируется отражение общественной стоимости. Благодаря этому устанавливается подвижная связь между стоимостью и ценой, чутко реагирующая на изменения в производстве, потребностях конъюнктуры.

Регулирующую функцию. Данная функция связана с воздействием рынка на все сферы экономики, прежде всего на производство. Рынок дает ответы на вопросы: что производить?, для кого производить?, как производить?

Информационную функцию. Рынок представляет собой богатый источник информации, знаний, сведений, необходимых всем его субъектам. Вся эта разнообразная информация воплощена прежде всего в ценах. Оперативная, обширная и в тоже время компактная информация, содержащаяся в ценах, позволяет определить наполненность или дефицитность рынков каждого вида товаров, уровень издержек на их производство, технологии и направления их совершенствования.

Санирующую функцию. С помощью конкуренции рынок очищает общественное производство от экономически неустойчивых, нежизнеспособных хозяйственных единиц, напротив дает зеленый свет более предприимчивым и эффективным, и за счет этого осуществляется дифференциация товаропроизводителей. В результате этого непрерывно повышается средний уровень устойчивости всего хозяйства в целом.

Посредническую функцию. Экономически обособленные производители в условиях глубокого разделения труда должны найти друг друга и обменяться результатами своей деятельности. Без рынка практически невозможно определить, насколько взаимовыгодной является та или иная технологическая и экономическая связь между конкретными участниками общественного производства. В нормальной рыночной экономике с достаточно развитой конкуренцией потребитель имеет возможность выбора оптимального поставщика. В то же время продавцу предоставляется возможность выбрать наиболее подходящего покупателя.

Структура. 1) по территории или географич. пр-вах (локальный, региональный, национальный, региональный, который охватывает несколько стран, мировой); 2) по степени насыщенности (избыточный, дефицитный, равновесный); 3) по видам участников сделки (рынок государственных закупок, оптовый, розничный); 4) по степени соблюдения законности (легальный, теневой {черный}, «серый»); 5) по экономическому назначению (рынок сырья, рынок средств, рынок потребительских товаров, рынок научно-технических разработок и т.д.); 6) по механизму функционирования (свободный, регулированный, монополизированный); 7) по объекту рыночных отношений (товарный, финансовый, рынок труда)

13. Формы и типы рыночных связей. Рыночные связи различаются по различным признакам торговых сделок. Классификация сделок: По способам связи между агентами рынка- производитель или владелец товара непосредственно продает его потребителю, производитель реализует полезную вещь сначала торговому посреднику, а тот перепродает ее потребителю. В зависимости от видов оплаты товаров выделяются следующие формы торговли: бартерная торговля- безденежный обмен одного вида товара на другой, продажа благ за наличные деньги, реализация продукции по б/н, продажа товара наложенным платежом (потребитель, живущий далеко от торгового предприятия, получает желаемую вещь, выкупая ее путем перечисления денег продавцу), реализация товаров в кредит, предоставление вещей в прокат за определенную плату. С учетом объема продаж различают две формы реализации товаров: Оптовая торговля: продукты закупаются оптом торговыми посредниками у производителей. Розничная торговля означает куплю-продажу потребительских благ в небольших количествах- в магазинах, торговых палатках, на продовольственных и вещевых рынках. По степени развитости этих и иных хозяйственных свобод рынки можно подразделить на три типа: свободный (продавцы сами решают, что продавать, кому сбывать продукты и по какой цене); нелегальный (ведется с нарушением законов и правил купли-продажи обычных товаров при отсутствии необходимых патентов, лицензий, при неуплате рыночных сборов; нелегальным является и черный рынок, на нем подпольно торгуют товарами, которые законом запрещено реализовывать); регулируемый ( подчиненный определенному порядку, который закреплен в правовых нормах и поддерживается государством )


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: