Организация физкультурно-оздоровительной работы в дошкольном учреждении осуществляется в соответствии с нормативными документами в области дошкольного образования и физической культуры.
Качество образования дошкольников в области физической культуры обеспечивается созданием хороших условий для занятий детей физическими упражнениями, профессиональной компетентностью педагогов, организующих их двигательную деятельность, а также содержанием программ, используемых в дошкольном учреждении.
1.1. Система образования дошкольников в области физической культуры
Образование дошкольников в области физической культуры складывается из основного образования и дополнительных образовательных услуг. Возможность получения образования в области физической культуры обеспечивается Законом Российской Федерации «Об образовании» и Законом «О физической культуре и спорте в Российской Федерации».
Обеспечение основного образования дошкольников в области физической культуры является обязанностью дошкольного учреждения и проводится в соответствии с избранной общеобразовательной программой.
Содержание дополнительных образовательных услуг в области физической культуры для детей определяется возможностями дошкольного учреждения и желанием родителей.
По Закону РФ «Об образовании» «...Образовательное учреждение в соответствии со своими уставными целями и задачами может реализовывать дополнительные образовательные программы и оказывать дополнительные образовательные услуги (на договорной основе) за пределами определяющих его статус образовательных программ». Однако «...платные образовательные услуги не могут быть оказаны вместо образовательной деятельности».
Основное образование дошкольников в области физической культуры реализуется в соответствии с программой, избранной дошкольным учреждением. Программа, как правило, предусматривает ежедневное проведение физкультурно-оздоровительных мероприятий (утренняя гимнастика, физкультминутки на занятиях, подвижные игры и упражнения между занятиями и на прогулке, упражнения после дневного сна), 2—3 физкультурных занятия в неделю, 1—2 физкультурных досуга в месяц и 2—3 физкультурных праздника в год.
Увеличение психо-эмоциональной и интеллектуальной нагрузки дошкольников, с одной стороны, и ухудшение их здоровья — с другой — привели к необходимости введения в образовательный процесс традиционно «школьных» мероприятий, направленных на отдых и оздоровление детей: дни здоровья и каникулы.
Дополнительные образовательные услуги в области физической культуры дошкольников. В процессе физического совершенствования детей в современном дошкольном учреждении значительное место занимают дополнительные занятия по физической культуре. Работа физкультурных кружков и секций позволяет ребенку и его родителям выбрать наиболее привлекательный вид двигательной деятельности.
Однако осуществление этой деятельности не может нарушать режим работы дошкольного учреждения. При организации дополнительных образовательных услуг в сфере физической культуры должна учитываться готовность педагога заниматься с детьми дошкольного возраста и быть подвергнута анализу предлагаемая программа занятий с точки зрения ее пользы для здоровья детей. Программы дополнительных занятий должны строиться с учетом программ основных занятий физической культурой в дошкольном учреждении.
Эффективное функционирование системы образования дошкольников в области физической культуры обеспечивается коллективом сотрудников дошкольного учреждения в тесном взаимодействии с семьей.
Деятельность сотрудников дошкольного учреждения по организации физкультурно-оздоровительной работы с детьми
Физкультурно-оздоровительная работа с детьми осуществляется всем коллективом сотрудников дошкольного учреждения.
Заведующая дошкольным учреждением создает необходимые условия, осуществляет общее руководство и контроль качества проведения физкультурно-оздоровительных мероприятий.
2S2
Методист (старший воспитатель) дошкольного учреждения осуществляет методическое руководство работой воспитателей. Он организует повышение квалификации педагогов в области физической культуры дошкольников, приобретает необходимую методическую литературу.
Методист (старший воспитатель) анализирует эффективность физкультурно-оздоровительной работы, проводимой воспитателями. Его роль в организации физкультурно-оздоровительной работы наиболее существенна в тех дошкольных учреждениях, где нет специалиста по физической культуре. В этом случае он контролирует все занятия физическими упражнениями: физкультурные занятия, физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме дня, физкультур-но-рекреационные мероприятия, самостоятельную двигательную деятельность детей. Методист (старший воспитатель) систематически изучает наиболее интересный опыт работы других дошкольных учреждений, использование нестандартного оборудования, применение инновационных оздоровительных технологий.
Специалист по физической культуре (руководитель физического воспитания дошкольного учреждения)1 отвечает за организацию всей физкультурно-оздоровительной работы в дошкольном учреждении. Он выполняет следующие должностные обязанности:
Анализирует:
• индивидуальные особенности детей;
• условия проведения занятий физическими упражнениями;
• эффективность физкультурно-оздоровительной работы на осно
ве результатов итоговой диагностики.