- примеры врожденных понятий: Бог (существует);
«число» (существует), «воля», «тело», «душа»,
«структура» и т. д.;
- примеры врожденных суждений: «целое больше своей
части», «из ничего не бывает ничего», «нельзя
одновременно быть и не быть»;
в) Декарт был сторонником не отвлеченного, а
практического познания.
Целями познания являются:
- расширение и углубление знаний человека об окружающем мире;
использование этих знаний для извлечения
максимальной выгоды из природы для человека;
изобретение новых технических средств;
усовершенствование природы человека;
конечная цель познания - господство человека над
природой.
Лекция 13
Философия Нового времени.
План:
Скандинавская философия эпохи Возрождения и Нового времени.
2. Английская философия нового времени (материализм, эмпиризм, социально-
политическая направленность)
Немецкая философия Нового времени
Вопрос 1. Скандинавская философия эпохи Возрождения и Нового времени
1) Сущность, предпосылки возникновения и ведущие представители:
|
|
а) Голландия (Нидерланды) стала родиной передовой и
прогрессивной для своего времени (XVI - XVII вв.)
философии;
б) этому способствовали:
- выдающиеся успехи Нидерландов в ремесле и торговле
(использование новейших технических средств,
изобретения, развитое мореплавание, коммуникации);
- более ранние, чем в других странах Европы, буржуазные
общественно-экономические отношения;
- первая в Европе буржуазно-демократическая революция;
- высокий уровень грамотности населения, развитое
книгопечатание, распространение идей гуманизма;
в) наиболее выдающиеся философы Голландии эпохи Возрождения и нового времени: Эразм Роттердамский, Гуго Гроций, Бенедикт (Барух) Спиноза.
2) "Философия Христа" Эразма Роттердамского.
а) Дезидерий Эразм Роттердамский (1469 - 1536) - философ,
богослов, гуманист, представитель так называемого
"Северного Возрождения".
б) Основными направлениями его философии были:
- критика и высмеивание средневековой схоластики;
- восхваление раннего христианства (именно в
возвращении к идеям и практике ранних христиан -
«ренессансе раннего христианства» и отказе от
католического идейного организационного,
политического засилья философ видел путь спасения
христианства как истинной веры);
- призывы к моральному поведению (соблюдению
«философии Христа»);
- обоснование в качестве идеала государства сильной, но
гуманной монархии.