Стереотипы как средства формирования общественного мнения

Липпман подвергнув анализу массовое сознание и роль прессы в формировании общественного мнения, пришел к выводу, что решительно всем процессом восприятия управляют стереотипы.

Термин стереотип выделяет две существенные характеристики «поля общественного мнения»:

· Наличие предельно стандартизированных и упрощенных способов выражения

· Предзаданность, первичность этих форм по отношению к конкретным процессам или актам общения.

Общественное мнение в значительной мере формируется и фиксируется в тексте масс-меда.

Примеры стереотипных характеристик (клише): герой, враг, вредитель, свой – чужой, виновник.

Клише оценок: «за-против» (одобрение – неодобрение, доверие – недоверие)

Стереотип не только выделяет статистически «среднее мнение», но и задает норму, упрощенный или усредненный до предела образец социально одобряемого или социально допустимого поведения.

Стереотип может выступать и в качестве руководства к действию, то есть реального поведения людей.

Рассматривая роль прессы в формировании общественного мнения Липпман утверждал, что она может с помощью информации создавать ложную картину мира, не соответствующую действительности, рассчитанную на эмоциональную реакцию аудитории.

Стереотип подвержен не только текстовый материал, но и иллюстрированный.

Иллюстрации являются способам создания и внедрения в сознание читателей иллюзорных, ложных представлений о действительности.

В практике фотографической практике информации тоже существуют определенные пропагандистские штампы, рассчитанные на эмоциональное воздействие.

Комиксы – типичная форма бульварной печати. Они воздействуют на читателя на протяжении всей его жизни. Комиксы построены на примитивных стереотипах и способствуют формированию ложных представлений о чем угодно.

Джек Нахбар и Кевин Лаузе отмечают, что стереотипы являются составной частью массовой культуры. Они могут формироваться на основе:

· Возраста (молодежь слушает только рок-н-ролл)

· Пола (все мужчины хотят от женщин только одного)

· Расы (японцы неотличимы друг от друга)

· Религии (ислам – религия террора)

· Профессии (все адвокаты – жулики)

· Национальности (все евреи – жадные)

· Географические (жизнь в небольших городах безопаснее чем в больших)

· Вещевые (немецкие машины самые качественные)

Стереотип формируется под воздействием следующих факторов:

· Бессознательной коллективной переработки

· Индивидуально-социокультурной среды

· При целенаправленном идеологическом воздействии с помощью СМИ


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: