Каковы основные направления в художественной культуре Нового времени?

Художественная культура Нового времени насчитывает множество различных направлений и стилей, причем каждый век имеет свои ведущие художественные направления, национальные шко­лы и т.д.

XVII век породил два больших стиля — клас­сицизм и барокко. Стиль барокко [7] получил пре­имущественное распространение в католических странах, где пошатнулись позиции официальной церкви после Реформации и где зрелищность, пом­пезность, порой утрированная экспрессивность, характерные для названного стиля, стали приман­кой, служащей цели возврата паствы в лоно като­лической церкви. Чародеи римского барокко — зодчий Барромини, архитектор и скульптор Бернини создали множество церквей, скульптурных ал­тарей (Собор Св. Петра, церковь Сан-Иво, алтарь «Экстаз Св. Терезы» и др.), благодаря которым католическая столица обрела свой барочный вид. Помимо культовой архитектуры стиль барокко воплотился в парковых и дворцовых ансамблях, декоративной живописи и скульптуре, парадном портрете, натюрморте и пейзаже, а также в музы­ке. Эффекты грандиозного и ослепляющего, свой­ственные барокко, использовались для восславления могущества, пышности и блеска абсолютист­ского государства. Но он был созвучен и буржуа­зии. Этот стиль остро выразил кризис гуманизма, ощущение дисгармоничности жизни. Он открывал мир в состоянии становления, а в таком состоянии был тогда мир буржуазии. Буржуа ищет стабиль­ности и порядка, а синонимом устойчивости выс­тупает для него достаток, богатство. Отвечающий устремлениям различных социальных слоев, стиль барокко соединил в себе несоединимое: монумен­тальность, фантастичность, иррациональность — с трезвостью и рассудочностью, истинно бюргер­ской деловитостью. В стиле барокко творили, в частности, такие гиганты, как Питер Пауль Ру­бенс и Иоганн Себастьян Бах.

Другой влиятельнейший стиль рассматривае­мой эпохи — классицизм [8]. Абсолютистским госу­дарствам не могла не импонировать идея велича­вого порядка, строгой соподчиненности, внушитель­ного единства. Претендующее на «разумность» государство стремилось к тому, чтобы в нем виде­ли объединяющее, героически возвышенное нача­ло. Классицизм выражал стремление к разумно­му, гармоничному строю жизни, стабильности и порядку. Его привлекательной стороной выступал нравственный пафос, гражданская направлен­ность. Ориентируясь на античные образцы, он фактически базировался на рационализме Декар­та. Широкое распространение этот стиль получил в абсолютистской Франции и ряде других стран. Он оставил такие вехи на пути художественного развития человечества, как трагедии Корнеля, Расина, комедии Мольера, поэзия Лафонтена, Буало, музыка Люлли, картины Пуссена, Лоррена, наконец, парковый и архитектурный ансамбль Версаля.

В XVII веке после раскопок античных городов (Помпея) и публикации «Истории искусства древ­них» Винкельмана классицизм переживает второе рождение. Образно говоря, соотношение между эти­ми двумя формами классицизма будет примерно такое же, как между парком Версаля и английс­ким парком, т.е. из истории античности на свет из­влекаются совершенно иные идеалы. Идеалом ста­новится классическая простота, минимум деталей, прямота линий, симметричность форм и т.д. Реша­ющую роль в возврате к классицизму сыграли его нравственный и гражданский пафос, бескомпро­миссность и патриотизм, созвучный интересам тре­тьего сословия в преддверии революции. Ведущий мастер французской живописи предреволюционной и революционной эпохи — Ж. -Л. Давид. Он пер­вым соединил культ античности с идеалами Про­свещения и политической борьбой. Этот синтез дал культуре новый стиль — революционный класси­цизм. Классицизм в скульптуре связан с именами Фальконе, Гудона, в музыке — с творчеством Гай­дна, Моцарта, Бетховена, Глюка.

Во времена Империи классицизм вырождает­ся в имперский стиль — стиль ампир, который прежде всего проявился в архитектуре и декора­тивно-прикладном искусстве. Для него характер­но широкое применение ордерной системы, позо­лоты на темно-синем или красном фоне в сочета­нии с белым мрамором. Это массивный, величе­ственный стиль, широко использующий восточные мотивы (например: египетские) как бы в подтвер­ждение связи наполеоновской империи с древней­шими империями Востока (орнамент, элементы «звериного» стиля и др.).

Помимо классицизма в XVIII веке сложился такой стиль, как рококо [9]. Этот стиль доминиро­вал в первые десятилетия. О нем часто говорят как о вырождающемся барокко, как о стиле изыс­канном и весьма легковесном. В рококо причуд­ливо соединяются гедонизм, прихотливость, пре­небрежение естественным ради эстетства, экзоти­ки, — и блестящая художественная культура. Ро­коко — выражение тенденции к отрицанию усто­явшихся, ставших бесплодными форм и противо­поставление им новых, пусть не бесспорных, но весьма своеобразных подходов. Стремление к ос­вобождению от официоза классицизма выливает­ся в пристрастие к сельским идиллиям и пастора­лям, игривым галантным сценам; пышности, ве­личию и патетике противопоставляются камерные, интимные, связанные с бытом формы искусства, экстерьеру — интерьер, где, кроме красоты, важ­ным становится и требование удобства; классицистской симметрии — сложная асимметричность.

Рококо находит яркое проявление в прикладном искусстве — мебели, посуде, бронзе, фарфоре. Ощущение праздника в интерьере создавали мно­гочисленные зеркала, обильная лепнина, позоло­та, шелк обоев, вычурная, но и удобная мебель, статуэтки, живописные полотна преимущественно любовного содержания. Наиболее выдающиеся представители последнего: А. Ватто, Ф. Буше, Ж. Фрагонер и др.

В конце XVIII - XIX вв. в европейской художе­ственной культуре сложился сентиментализм. Он так же, как и рококо, выражал протест против сухости и высокопарности классицизма, во в от­личие от рококо не был аристократическим сти­лем. Он противостоял и холодной аристократичес­кой галантности и бездушному утилитаризму бур­жуа, идеализируя естественно-патриархальную жизнь «маленького человека», проявляя подчеркну­тое внимание к его чувствам и переживаниям. Сен­тиментально-дидактическое творчество француз­ского художника Ж. Греза было близко сентимен­тализму в литературе Ж. -Ж. Руссо. Выдающийся английский художник Т. Гейнсборо был близок по своему мировосприятию к сентиментализму Стерна в литературе, хотя в лучших своих произведениях он преодолевает рамки этого стиля, создает слож­ные и глубокие реалистические произведения.

Реализм в Новое время переживает несколь­ко взлетов. Развитие реализма в целом сопровож­дает становление капиталистического способа про­изводства, и это не случайно: все более острыми становятся социальные противоречия, все более пронизывающим влияние чистогана на быт и нра­вы общества, на духовное развитие человека, и зеркалом этих процессов выступает реалистическое искусство. В XVII в. реалистическое искусст­во развивалось в протестантской Голландии. Груп­повые и индивидуальные портреты Ф. Халса, пей­зажи Я. Рейсдала, натюрморты П. Класса, В. Хеда, картины бытового жанра Терборха, Стена пере­дают поэтическую красоту в обыденном, возвы­шают и одухотворяют мир материальных вещей, Вершиной голландского реализма явилось твор­чество Рембрандта, который мог превратить лю­бое полотно в философское обобщение, в героический образ эпохи и общества, в многогранную характеристику человеческой личности.

В XVIII в. сложился и развивался реализм Просвещения. Видным художником английского Просвещения был У. Хогарт, который своими са­тирическими полотнами предвосхищал критичес­кий реализм XIX века. Реалистическая живопись Ж. Шардена без излишнего морализирования от­ражала уют буржуазного быта, прославляла доб­ропорядочность и трудолюбие выходцев из третьего сословия.

Критический реализм XIX века был наслед­ником лучших традиций предшествующих этапов развития реалистического искусства. Для него характерно точное изображение «типических ха­рактеров» в «типических обстоятельствах», «жизнь сердца, души и разума в нормальном состоянии» (Мопассан). Европейский реализм выводил на ис­торическую арену искусства людей дала, мир пред­принимательства и бизнеса, нового героя — бур­жуа. Прежде всего это нашло выражение в соци­альном романе (Золя, Диккенс, Теакерей, Баль­зак и др.). Блестящие образцы реализма дало изобразительное искусство: пейзажи Т. Руссо, графи­ка О. Домье, «крестьянская живопись» Ж. Милле, рабочая тема Менцеля, многожанровое творчество Г. Курбе. (О других направлениях в художествен­ной культуре XIX в. см. разделы «Романтизм как тип культуры» и «Основные направления в куль­туре декаданса»).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: