Художественная культура Нового времени насчитывает множество различных направлений и стилей, причем каждый век имеет свои ведущие художественные направления, национальные школы и т.д.
XVII век породил два больших стиля — классицизм и барокко. Стиль барокко [7] получил преимущественное распространение в католических странах, где пошатнулись позиции официальной церкви после Реформации и где зрелищность, помпезность, порой утрированная экспрессивность, характерные для названного стиля, стали приманкой, служащей цели возврата паствы в лоно католической церкви. Чародеи римского барокко — зодчий Барромини, архитектор и скульптор Бернини создали множество церквей, скульптурных алтарей (Собор Св. Петра, церковь Сан-Иво, алтарь «Экстаз Св. Терезы» и др.), благодаря которым католическая столица обрела свой барочный вид. Помимо культовой архитектуры стиль барокко воплотился в парковых и дворцовых ансамблях, декоративной живописи и скульптуре, парадном портрете, натюрморте и пейзаже, а также в музыке. Эффекты грандиозного и ослепляющего, свойственные барокко, использовались для восславления могущества, пышности и блеска абсолютистского государства. Но он был созвучен и буржуазии. Этот стиль остро выразил кризис гуманизма, ощущение дисгармоничности жизни. Он открывал мир в состоянии становления, а в таком состоянии был тогда мир буржуазии. Буржуа ищет стабильности и порядка, а синонимом устойчивости выступает для него достаток, богатство. Отвечающий устремлениям различных социальных слоев, стиль барокко соединил в себе несоединимое: монументальность, фантастичность, иррациональность — с трезвостью и рассудочностью, истинно бюргерской деловитостью. В стиле барокко творили, в частности, такие гиганты, как Питер Пауль Рубенс и Иоганн Себастьян Бах.
Другой влиятельнейший стиль рассматриваемой эпохи — классицизм [8]. Абсолютистским государствам не могла не импонировать идея величавого порядка, строгой соподчиненности, внушительного единства. Претендующее на «разумность» государство стремилось к тому, чтобы в нем видели объединяющее, героически возвышенное начало. Классицизм выражал стремление к разумному, гармоничному строю жизни, стабильности и порядку. Его привлекательной стороной выступал нравственный пафос, гражданская направленность. Ориентируясь на античные образцы, он фактически базировался на рационализме Декарта. Широкое распространение этот стиль получил в абсолютистской Франции и ряде других стран. Он оставил такие вехи на пути художественного развития человечества, как трагедии Корнеля, Расина, комедии Мольера, поэзия Лафонтена, Буало, музыка Люлли, картины Пуссена, Лоррена, наконец, парковый и архитектурный ансамбль Версаля.
В XVII веке после раскопок античных городов (Помпея) и публикации «Истории искусства древних» Винкельмана классицизм переживает второе рождение. Образно говоря, соотношение между этими двумя формами классицизма будет примерно такое же, как между парком Версаля и английским парком, т.е. из истории античности на свет извлекаются совершенно иные идеалы. Идеалом становится классическая простота, минимум деталей, прямота линий, симметричность форм и т.д. Решающую роль в возврате к классицизму сыграли его нравственный и гражданский пафос, бескомпромиссность и патриотизм, созвучный интересам третьего сословия в преддверии революции. Ведущий мастер французской живописи предреволюционной и революционной эпохи — Ж. -Л. Давид. Он первым соединил культ античности с идеалами Просвещения и политической борьбой. Этот синтез дал культуре новый стиль — революционный классицизм. Классицизм в скульптуре связан с именами Фальконе, Гудона, в музыке — с творчеством Гайдна, Моцарта, Бетховена, Глюка.
Во времена Империи классицизм вырождается в имперский стиль — стиль ампир, который прежде всего проявился в архитектуре и декоративно-прикладном искусстве. Для него характерно широкое применение ордерной системы, позолоты на темно-синем или красном фоне в сочетании с белым мрамором. Это массивный, величественный стиль, широко использующий восточные мотивы (например: египетские) как бы в подтверждение связи наполеоновской империи с древнейшими империями Востока (орнамент, элементы «звериного» стиля и др.).
Помимо классицизма в XVIII веке сложился такой стиль, как рококо [9]. Этот стиль доминировал в первые десятилетия. О нем часто говорят как о вырождающемся барокко, как о стиле изысканном и весьма легковесном. В рококо причудливо соединяются гедонизм, прихотливость, пренебрежение естественным ради эстетства, экзотики, — и блестящая художественная культура. Рококо — выражение тенденции к отрицанию устоявшихся, ставших бесплодными форм и противопоставление им новых, пусть не бесспорных, но весьма своеобразных подходов. Стремление к освобождению от официоза классицизма выливается в пристрастие к сельским идиллиям и пасторалям, игривым галантным сценам; пышности, величию и патетике противопоставляются камерные, интимные, связанные с бытом формы искусства, экстерьеру — интерьер, где, кроме красоты, важным становится и требование удобства; классицистской симметрии — сложная асимметричность.
Рококо находит яркое проявление в прикладном искусстве — мебели, посуде, бронзе, фарфоре. Ощущение праздника в интерьере создавали многочисленные зеркала, обильная лепнина, позолота, шелк обоев, вычурная, но и удобная мебель, статуэтки, живописные полотна преимущественно любовного содержания. Наиболее выдающиеся представители последнего: А. Ватто, Ф. Буше, Ж. Фрагонер и др.
В конце XVIII - XIX вв. в европейской художественной культуре сложился сентиментализм. Он так же, как и рококо, выражал протест против сухости и высокопарности классицизма, во в отличие от рококо не был аристократическим стилем. Он противостоял и холодной аристократической галантности и бездушному утилитаризму буржуа, идеализируя естественно-патриархальную жизнь «маленького человека», проявляя подчеркнутое внимание к его чувствам и переживаниям. Сентиментально-дидактическое творчество французского художника Ж. Греза было близко сентиментализму в литературе Ж. -Ж. Руссо. Выдающийся английский художник Т. Гейнсборо был близок по своему мировосприятию к сентиментализму Стерна в литературе, хотя в лучших своих произведениях он преодолевает рамки этого стиля, создает сложные и глубокие реалистические произведения.
Реализм в Новое время переживает несколько взлетов. Развитие реализма в целом сопровождает становление капиталистического способа производства, и это не случайно: все более острыми становятся социальные противоречия, все более пронизывающим влияние чистогана на быт и нравы общества, на духовное развитие человека, и зеркалом этих процессов выступает реалистическое искусство. В XVII в. реалистическое искусство развивалось в протестантской Голландии. Групповые и индивидуальные портреты Ф. Халса, пейзажи Я. Рейсдала, натюрморты П. Класса, В. Хеда, картины бытового жанра Терборха, Стена передают поэтическую красоту в обыденном, возвышают и одухотворяют мир материальных вещей, Вершиной голландского реализма явилось творчество Рембрандта, который мог превратить любое полотно в философское обобщение, в героический образ эпохи и общества, в многогранную характеристику человеческой личности.
В XVIII в. сложился и развивался реализм Просвещения. Видным художником английского Просвещения был У. Хогарт, который своими сатирическими полотнами предвосхищал критический реализм XIX века. Реалистическая живопись Ж. Шардена без излишнего морализирования отражала уют буржуазного быта, прославляла добропорядочность и трудолюбие выходцев из третьего сословия.
Критический реализм XIX века был наследником лучших традиций предшествующих этапов развития реалистического искусства. Для него характерно точное изображение «типических характеров» в «типических обстоятельствах», «жизнь сердца, души и разума в нормальном состоянии» (Мопассан). Европейский реализм выводил на историческую арену искусства людей дала, мир предпринимательства и бизнеса, нового героя — буржуа. Прежде всего это нашло выражение в социальном романе (Золя, Диккенс, Теакерей, Бальзак и др.). Блестящие образцы реализма дало изобразительное искусство: пейзажи Т. Руссо, графика О. Домье, «крестьянская живопись» Ж. Милле, рабочая тема Менцеля, многожанровое творчество Г. Курбе. (О других направлениях в художественной культуре XIX в. см. разделы «Романтизм как тип культуры» и «Основные направления в культуре декаданса»).