Оздоровительная аэробика – эффективное средство оздоровительной культуры. Правильное использование средств аэробики оказывает оздоравливающее воздействие на организм, которое заключается в следующем:
· мобилизуются основные ресурсы организма,
· повышается сила и выносливость практически всех мышечных групп,
· активируются жировые запасы и формируется красивая фигура,
· уравновешиваются психические процессы,
· нормализуется работа всех органов и систем, от которых зависятобменные процессы в организме.
Классическая аэробика. Комплексобщеразвивающих гимнастических упражнений, разновидностей шагов, бега, прыжков, выполняемых под музыку. Основная задача данного вида аэробики – развитие выносливости, быстроты, повышение функциональных возможностей кардиореспираторной системы.
Степ-аэробика. Движения выполняются с использованием специальной степ - платформы высотой 15, 20, 25 см. Этот вид аэробики заставляет работать крупные группы мышц и активно воздействует на кардиореспираторную систему.
|
|
Танцевальная аэробика. Ярко выраженной чертой танцевальной аэробики является использование соответствующей музыки.Танцевальная аэробика эмоциональна, привлекательна и является высокоэффективным средством развития координационных способностей человека.
Аква-аэробика. Особенностью занятий является выполнение физических упражнений в воде. Упражнения в воде закаливают, стимулируют работу внутренних органов и систем, крово- и лимфообращение.
Аэробика с использованием боди-баров. Этот вид аэробики представляет собой низкоударную высокоинтенсивную кардиотренировку. Занятия оказывают комплексное воздействие на организм, улучшают условия для развития силы без значительного прирости массы.
Боевые искусства в оздоровительной аэробике. Данная форма тренировки в перую очередь предлагается мужчинам. Техника выполнения некоторых упражнений позаимствована из различных видов боевых искусств. Удары руками взяты из бокса, удары ногами из тай-бо, каратэ, подсечки из ушу, а броски из дзю-до. Основное воздействие тренировочных занятий – развитие силовых возможностей, гибкости, координации, выносливости.
Пилатес. Система упражнений направлена на укрепление и тонизирование мыщц, улучшение осанки, гибкости, чувства равновесия, на единение тела и разума и создание более стройной фигуры.
Йога. Система упражненийнаправлена на укрепление мыщц рук, ног,подвижность суставовулучшение осанки, развитие гибкости, усиление работы внутренних органов и систем, крово- и лимфообращения.
Калланетика. Система гимнастических упражнений направлена на растяжение и сокращение различных мыщц. Комплекс калланетики дает колоссальную статическую нагрузку, которая позволяет убрать жировые отложения, увеличить гибкость, повысить мышечный тонус без увеличения массы.
|
|
Оэдоровительная система А.Н.Стрельниковой. Правильное дыхание также необходимо для здоровья человека, как и питание. Дыхательные упражнения улучшают не только функцию легких, но и работу всех органов и систем, развивают основные мыщцы, повышают работоспобность.
Тема 11. Профессионально-прикладная физическая подготовка студентов
Специальная психофизическая подготовка человека к конкретному виду профессионального труда в теории и практике физического воспитания получила название профессионально-прикладной физической подготовки (ППФП).
Специалисты в области физической культуры исследуют функциональные возможности здорового человека и резервы повышения его работоспособности в различных условиях, чтобы использовать адаптационные возможности организма в специализированной подготовке.
«В обществе нет другого средства, кроме физической культуры, с помощью которого можно было бы физически готовить людей к новому производству» (Н.И. Пономарев).
Изменение места и функциональной роли человека в современном производственном процессе требует его направленной психофизической подготовки, так как уменьшение доли простого физического труда совершенно не снимает требования к психофизической подготовленности работников, хотя изменяет ее структуру.
Обеспечить высокий уровень интенсивности и индивидуальной производительности труда будущих специалистов – одна и прямых задач профессионально направленной психофизической подготовки.
Конкретные задачи ППФП студентов определяются особенностями их будущей профессиональной деятельности и состоят в том, чтобы:
· формировать необходимые прикладные знания;
· осваивать прикладные умения и навыки;
· воспитывать прикладные психофизические качества;
· воспитывать прикладные специальные качества.
ППФП должна опираться на хорошую общефизическую подготовленность студентов. Соотношение общей физической и профессионально-прикладной подготовки может изменяться в зависимости о профессии.
Основные факторы, определяющие конкретное содержание ППФП:
· формы (виды) труда специалистов данного профиля;
· условия и характер труда;
· режим труда и отдыха;
· особенности динамики работоспособности специалистов в процессе труда и специфика их профессионального утомления и заболеваемости.
Средства ППФП:
· прикладные физические упражнения и отдельные элементы различных видов спорта;
· прикладные виды спорта (их целостное применение);
· оздоровительные силы природы и гигиенические факторы;
· вспомогательные средства, обеспечивающие качество учебного процесса по разделу ППФП.
Формы ППФП в свободное время:
· секционные занятия в вузе по прикладным видам спорта под руководством преподавателя-тренера;
· Самодеятельные занятия по прикладным видам спорта в различных спортивных группах вне вуза;
· Самостоятельные занятия студентов (самостоятельное выполнение студентами заданий преподавателя кафедры физического воспитания).
Тема 12. Питание и контроль за массой тела
Питание – необходимое условие поддержания жизни, роста, развития, здоровья, высокой работоспособности.
Основные питательные вещества: белки (Б), жиры (Ж), углеводы (У), минеральные вещества, вода, витамины. Соотношение в пище должно быть: Б: Ж: У = 1: 1: 4.
Белки – строительный материал для организма. При недостатке – замедленный рост, снижаются иммунитет, умственная и физическая работоспособность. Б: животные (мясо, рыба, молоко) и растительные (хлеб, соя, горох, бобы), а также орехи, яйца, творог. Требуются при физической нагрузке. 1 г белка - 4 ккал.
|
|
Жиры – важный источник энергии, входят в состав клеток, нервной ткани, гормонов, содержат витамины А, Д, К, Е. Избыток приводит к нарушению обмена вещества. Содержатся в растительном и сливочном масле, маргарине, сало, рыбья икра, орехи. 1 г жира – 9,3 ккал.
Углеводы - самый главный источник энергии для организма; при недостатке - снижение работоспособности, слабость. Содержатся: сахар-конфеты, варенье, пирожное, хлеб, картофель, макароны. Избытки откладываются в жировое депо. 1 г углеводов – 4 ккал. У, содержащиеся в груше, дыне – не откладываются.
Витамины – обеспечивают иммунитет (сопротивляемость организма), рост и востановление клеток и тканей, обмен веществ. А. Д, К, Е, С, В 1.2.3.5.6 12 13 15, Н, И, Р, РР, F. Содержатся главным образом в овощах и фруктах.
Минеральные вещества: Ca, K, Na, Fe, Zn, I и др. участвуют в формировании тканей и клеток, регулируют обмен веществ и жидкости в организме. Содержатся практически во всех продуктах.
Требования к режиму питания:
- регулярность – в одно и то же ± (± 15'). Если пища попадает раньше – нет желудочного сока, она портится > гастрит, позже – желудок переваривает себя → язва,
- промежутки между приемами пищи 2-6 часов, между завтраком и ужином не > 12 часов, ужин желательно не позднее 19 часов, не позже, чем за 2 часа до сна,
- при выполнении физических упражнений, тренировок – за 1,5 – 2 часа до и после тренировки.
Питаться 3-5 раз в день. Завтрак и ужин ~ равны по объему, обед ~ 35%.
Требования к пище:
- достаточная (но не избыточная!) калорийность: взрослые - ♂ 3 200ккал в сутки, ♀ - 2 800. Калорийности требуется больше:
- зимой в морозы,
- при интенсивной физической и умственной нагрузке,
- после перенесения стрессов и заболеваний;
- сбалансированность (соотношение Б, Ж, У),
- разнообразие,
- оптимальная t° 45-50˚С,
- приятный вид, вкус,запах,
- доброкачественность. Следствием отравления могут быть такие тяжелые заболевания, как гепатит, сальмонеллез, дизентерия.
|
|
Таблица. «Энергетическая ценность различных продуктов на 100г»
Различные формулы для расчета нормальной массы тела.
Например: М = 50 + 0,75 х (Т - 150) + (А - 20): 4,
где М – масса тела, Т – рост в см, А – возраст в годах.
M = 70 кг 1 Дж = 0,239 кал.
Ходьба (км/ч) энерготраты (кДж/мин)
3,2 13
4.0 16
5.0 18
6.0 21
7.0 28
бег
6 34
8 40
9 45
бег на месте (с)
50-60 34
80 37
велосипед (км/ч)
3,5 13
8,5 21
15 29
20 41
гребля 20
волейбол 15
бадминтон 27
теннис 33
н/теннис 22
футбол 37-55
баскетбол 47