Этические основы использования отдельных видов доказа-тельств

Доказательства разыскивают, проверяют и оценивают люди, а сами до-казательства исходят от других людей, которые или являются «источниками» сведений об обстоятельствах, существенных для дела, или привлекаются к их исследованию. Отсюда ясно, какую важную роль играют нравственные каче-ства тех, кто оперирует доказательствами, и тех, от кого их получают, а так-же нравственные начала законодательства, регламентирующего получение и использование доказательств различных видов.

Современный уголовной процесс исходит из принципиального запрета принуждать человека свидетельствовать против самого себя. Из этого следу-ет, что никто не вправе принуждать подозреваемого, обвиняемого вообще давать показания, а также домогаться от него признания себя виновным. Нравственное содержание этого запрета состоит в том, что обвинение (или подозрение) человека в преступлении должно быть доказано тем, кто обви-няет. Каждый считается невиновным до соответствующего юридически зна-чимого решения. Требовать от человека изобличать самого себя — значит вступать в противоречие с презумпцией невиновности. Если же обвинение адресовано невиновному, на которого ошибочно пало подозрение, то оно унижает достоинство честного человека. Обвиняемый и подозреваемый должны быть свободны в принятии решения о том, давать ли им показания и какие именно.

Обвиняемый не несет уголовной ответственности за заведомо ложные показания, в отличие от свидетелей и потерпевших. Ложные показания обви-няемого могут быть даны в разных ситуациях: тот, кто действительно совер-шил преступление, отрицает свою вину и, защищаясь от обвинения, пытается ложными показаниями уйти от ответственности; виновный стремится пере-ложить ответственность за собственное преступление на других, ложно их оговаривая; виновный в тяжком преступлении дает ложные показания о со-вершении менее тяжкого преступления. Наконец, невиновный (а такие слу-


чаи встречаются в жизни) по важным для него причинам дает ложные пока-зания, признаваясь в преступлении, совершенном другим или вообще не имевшем места.

Отсутствие уголовной ответственности обвиняемого за заведомо лож-ные показания и «право на ложь» — разные вещи. Отсутствие обязанности говорить правду под угрозой юридической ответственности нельзя смеши-вать с правом лгать.

М. С. Строгович писал, что «если бы обвиняемый и подозреваемый имели право давать заведомо ложные показания, следователь и суд были бы обязаны не только разъяснять им это право, но и содействовать, помогать им в его осуществлении. Речь идет, очевидно, не о праве на ложь, а об отсутст-

вии уголовной ответственности за ложные показания, что, конечно, не одно и то же»13.

Иногда то обстоятельство, что обвиняемый не желает давать показания или дал ложные показания, пытаются использовать в качестве одного из до-казательств его виновности. Однако такая практика, основанная на игнори-ровании права обвиняемого свободно определять свою позицию по отноше-нию к обвинению, в настоящее время приходит в противоречие с конститу-ционным положением, запрещающим принуждать человека к самоизобличе-нию. Она противозаконна и не соответствует этическим нормам.

Переоценка признания обвиняемого и стремление получить его и «за-крепить» имеют довольно широкое распространение. Методы, которые при этом применяются, не всегда соответствуют как закону, так и нравственным нормам. Так, например, для его получения используется положение закона о чистосердечном раскаянии как обстоятельстве, смягчающем ответствен-ность, которое подменяется признанием вины; принимаются меры, препятст-вующие свободе обвиняемого в определении своей позиции по отношению к обвинению и в связи с этим к «закреплению» признания, предпринимаются попытки возлагать на обвиняемого обязанность доказывать свою невинов-ность и т. п.

Показания обвиняемого, отрицающего свою вину, могут иметь разные нравственные оценки, как и действия и решения в связи с такими показания-ми должностных лиц, ведущих производство по делу.

Если обвиняемый отрицает свою вину, то эта его позиция обязывает обвинителя опровергнуть ее достаточными доказательствами или же убе-диться в невиновности обвиняемого. При этом одно лишь утверждение о не-виновности при отсутствии сколько-нибудь развернутых показаний обви-няемого по существу имеет и юридическое, и психологическое, и нравствен-ное значение. Версия обвиняемого, отрицающего свою вину, подлежит про-верке и может быть отвергнута лишь при достаточных к тому доказательст-вах.

Установленная уголовно-процессуальным законом обязанность следо-вателя и суда выяснять отношение обвиняемого к предъявленному ему обви-

13 Проблемы судебной этики. С. 138—139


нению обусловлена нравственно. Следователь и суд обязаны спросить обви-няемого на этапных моментах производства по делу (после предъявления об-винения при допросе на предварительном следствии и перед началом судеб-ного следствия) о том, признает ли он себя виновным в предъявленном ему обвинении. Это вызвано не только соображениями, связанными с определе-нием более рационального порядка дальнейших действий следователя и суда. Не менее важно, что это правило отражает внимание к обвиняемому как че-ловеку, чья судьба зависит от исхода дела, нравственную обязанность выяс-нить его позицию и нравственное право обвиняемого на ее высказывание и учет.

Показания обвиняемого во всех случаях подлежат объективной про-верке. Если они противоречат обвинительной версии, то могут быть отверг-нуты лишь при их опровержении достаточными доказательствами. При этом действует общее правило о толковании сомнений в пользу обвиняемого.

Показания свидетелей и показания потерпевших относятся к числу наиболее распространенных доказательств. Среди других этических вопро-сов, возникающих при использовании показаний свидетелей, заслуживает внимания широко распространенная практика допросов в качестве свидете-лей будущих обвиняемых, фактически подозреваемых в совершении престу-плений, но официально в соответствии с нормами действующего УПК не считающихся подозреваемыми. Допрос этих "свидетелей" по поводу их соб-ственных действий, направленный на изобличение их самих в совершении преступлений, с постановкой соответствующих вопросов по сути своей амо-рален. Такого "свидетеля" допрашивают с предупреждением об уголовной ответственности за отказ давать показания и за заведомо ложные показания. Но привлечь его к ответственности невозможно, как в случае, если он потом станет обвиняемым, так и при ошибочности подозрения. Таким образом, до-прос в приведенных ситуациях сопровождается фактически обманом со сто-роны допрашивающего. Аморальность рассматриваемой практики состоит и в том, что человека принуждают свидетельствовать против самого себя. В настоящее время это приходит в прямое противоречие с конституционным запретом требовать самоизобличения.

Привлечение к уголовной ответственности за лжесвидетельство сопря-жено с решением определенных нравственных вопросов. Лжесвидетельство, как и все другие преступления, аморально. Но нравственные оценки его в общественном сознании различаются в зависимости от того, каково содержа-ние заведомо ложных показаний. Если свидетель дает заведомо ложные по-казания с целью обвинить в преступлении невиновного, то такие действия однозначно признаются аморальными, низкими. Но в случаях, когда ложные показания направлены на освобождение от ответственности виновного, оценки могут различаться. Здесь приобретает значение мотив, которым руко-водствовался свидетель (жалость к виновному, особые с ним отношения, уг-роза со стороны мафиозных структур, подкуп и т. п.). Обобщение практики привлечения к ответственности за лжесвидетельство показывает, что в пре-обладающем большинстве случаев оно имеет место с целью избавить от от-


ветственности действительно виновных. Это приводит к тому, что такие пре-ступления все чаще остаются безнаказанными. Между тем подобная практи-ка способствует распространению в нравственном сознании не только без-различного, но едва ли не положительного отношения ко лжи, которую гра-жданин сообщает представителям власти, будучи обязан по закону говорить правду. В конечном счете, это может повлиять и на оценку в обществе такого нравственного качества, как правдивость, честность вообще.

До последнего времени в законодательстве и практике производства по уголовным делам не получали должного решения вопросы свидетельского иммунитета. Действовавшее длительное время законодательство исходило из приоритета интересов установления истины и изобличения виновного перед охраной нравственных ценностей. Запрет допроса в качестве свидетеля рас-пространялся только на защитника обвиняемого, причем лишь по поводу об-стоятельств дела, которые стали ему известны в связи с выполнением обя-занностей защитника.

Многие ученые длительное время доказывали необходимость расши-рения круга лиц, не подлежащих допросу в качестве свидетелей, именно вследствие этических соображений, когда обязанность свидетельствования на следствии и суде для определенных категорий людей может оказаться со-пряженной с попранием моральных ценностей. К настоящему времени в за-конодательном порядке приняты принципиально верные решения: никто не обязан свидетельствовать против себя самого, своего супруга и близких род-ственников; охраняется тайна исповеди; расширены пределы адвокатской тайны. Предстоит облечь в конкретные процессуальные формы на уровне УПК России процедуру реализации этих важных положений, как и охрану врачебной тайны, тайны личной жизни и других нравственных ценностей при производстве по уголовным делам.

При использовании показаний потерпевшего следует учитывать нрав-ственную сторону его процессуального положения и специфику отношений его с обвиняемым. Потерпевший вправе дать показания, но одновременно обязан дать показания, причем правдивые. Он находится не только в процес-суальных, но и в нравственных отношениях с обвиняемым. Потерпевший при общении с подозреваемым, обвиняемым может испытывать дополнительные стрессовые ситуации во время очных ставок, допросов на суде и при иных следственных и судебных действиях. Потерпевший может быть тем, кто сво-им поведением определенным образом спровоцировал преступление. Пока-зания потерпевшего могут содержать преувеличения и неточности, естест-венные для человека, ставшего жертвой преступления. Потерпевший нередко в первую очередь подвергается негласному воздействию со стороны пре-ступников и их окружения.

Все эти обстоятельства обязывают при получении, исследовании и оценке показаний потерпевшего проявлять особую чуткость к нему как чело-веку, оберегать потерпевшего от дополнительных нравственных страданий, не допускать унижения его достоинства с чьей бы то ни было стороны, про-


являть разумную снисходительность при возможных заблуждениях и ошиб-ках потерпевшего, дающего показания.

Вопрос о нравственных аспектах использования других видов доказа-тельств (заключения экспертов, вещественные доказательства, документы) здесь рассматриваться не будет, хотя в дальнейшем определенные сведения на этот счет будут изложены применительно к анализу конкретных процес-суальных действий.

Вопросы для самопроверки:

1. Какие обстоятельства подлежат доказыванию по уголовному делу?

2. С каким принципом связан нравственный аспект доказывания?

3. В чем состоит нравственное значение свободной оценки дока-зательств?

4. Охарактеризуйте основные аспекты оценки доказательств по внут-реннему убеждению.

5. Обоснуйте нравственные основы использования отдельных видов доказательств.

Рекомендуемая литература:

1. Конституция Российской Федерации: Комментарий / Под общ. ред. Б.Н. Топорнина, Ю.М. Батурина, Р.Г. Орехова. - М., 1994.

2. Кобликов А.С. Юридическая этика. Учебник для вузов. – М.: НОР-

МА, 2004. – 176 с.

3. Москалъкова Т.Н. Этика уголовно-процессуального доказывания.-

Гл. 2.-М., 1996.

4. Уголовно-процессуальный кодекс РФ. - М.: «ЭЛИТ-2002», 2002.-448

с.

5. Халиулина В.П. Профессиональная этика юриста: Учебное пособие – М.: Изд-во РУДН, 2004. – 161 с.

6. Юношев С. Укрепление правового статуса потерпевшего и его пред-ставителя // Российская юстиция. - 1998. - № 11. - С. 21.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: