double arrow

Этапы подготовки и проведения наблюдения

I. Установление объекта и предмета наблюдения, опреде­ление целей, постановка задач. Разработка плана и програм­мы наблюдения.

При составлении программы наблюдения внимание уделяется:

1) терминам и уровню ведения наблюдения (решается вопрос о научных рамках соотнесения понятий);

2) определению (фиксации) условий деятельности наблюдаемого объекта:

- ситуации, устанавливающей вид наблюдаемой деятельности;

- эмоциональных состояний, при которых протекает деятельность объекта исследования;

- характера ситуаций, обычных и проблемных;

3) выбору признаков. Определение признаков представляет собой преобразование непрерывного процесса деятельности в доступные непосредственному наблюдению и регистрации акты поведения, сводимые в систему, отражающую значимые свойства наблюдаемой ситуации;

4) определению понятий и разработке категорий. Понятия должны соответствовать следующим требованиям:

- каждое из них должно быть четко определено;

- не пересекаться с другими понятиями;

- иметь ту же степень общности, что и другие понятия;

- выражать какой-либо определенный аспект решаемой задачи.

Программа наблюдения (пример)

Тема: собрание коллектива как выражение общественного мнения.

Объект наблюдения — совокупность собраний различных типов, уровней и тематики в определенный период на конкретном предприятии.

Предмет наблюдения— вербальное и невербальное поведение людей и групп (президиум собрания; большинство или меньшинство аудитории; несколько человек; один-два человека)в период подготовки и проведения собрания.

Задачи наблюдения

I) фиксация характеристики:

- собрания, объектов наблюдения;

- информации, содержащейся в докладах и выступлениях;

2) получение данных:

- о поведении участников собрания;

— выступлениях на собрании и отношении к ним аудитории;

— временной структуре собрания.

Документ сбора первичной информации — карточка наблюдения, состоящая из 11 отдельных бланков, названия которых совпадают с этапами проведения собрания:

ситуация непосредственно перед началом собрания;

— организационный период;

— карточка докладчика, выступающего;

— реакция участников собрания на выступление докладчик

— реакция участников собрания на выступление участников собрания;

— общая ситуация в ходе обсуждения повестки дня;

— общая ситуация во время принятия решения;

— ситуация во время проверки решения;

— ситуация во время проверок и дополнений к проверке решения;

— ситуация по окончании собрания;

— общая характеристика собрания.

II. Обеспечение доступа к среде. Получение соответствующих разрешений, установление контактов с людьми.

III. Выбор способа (вида) наблюдения.

IV. Подготовка технических средств и оборудования.

V. Проведение наблюдения, сбор данных, накопление информации.

Запись результатов наблюдений выполняется в виде:

а) кратковременной записи, проводимой по горячему следу, насколько позволяют условия, время и место;

б) карточки наблюдения для регистрации информации, касающейся наблюдаемых лиц и явлений. Признаки регистрации, как правило, строго формализованы в закодированном виде, содержат шкалу оценки (табл. 2);

в) протокола наблюдения, предназначенного для комбинированной регистрации результатов наблюдения (табл. 3) и используемого, как правило, на начальной стадии исследования для выявления сущностных признаков психолого -педагогического явления;

г) дневника наблюдений, в который систематически день за днем заносятся все необходимые сведения, высказывания, поведение отдельных лиц, собственные размышления трудности;

д) видео-, фото-, кино-, звукозаписи.

Таблица 2


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: