I. Установление объекта и предмета наблюдения, определение целей, постановка задач. Разработка плана и программы наблюдения.
При составлении программы наблюдения внимание уделяется:
1) терминам и уровню ведения наблюдения (решается вопрос о научных рамках соотнесения понятий);
2) определению (фиксации) условий деятельности наблюдаемого объекта:
- ситуации, устанавливающей вид наблюдаемой деятельности;
- эмоциональных состояний, при которых протекает деятельность объекта исследования;
- характера ситуаций, обычных и проблемных;
3) выбору признаков. Определение признаков представляет собой преобразование непрерывного процесса деятельности в доступные непосредственному наблюдению и регистрации акты поведения, сводимые в систему, отражающую значимые свойства наблюдаемой ситуации;
4) определению понятий и разработке категорий. Понятия должны соответствовать следующим требованиям:
- каждое из них должно быть четко определено;
- не пересекаться с другими понятиями;
|
|
- иметь ту же степень общности, что и другие понятия;
- выражать какой-либо определенный аспект решаемой задачи.
Программа наблюдения (пример)
Тема: собрание коллектива как выражение общественного мнения.
Объект наблюдения — совокупность собраний различных типов, уровней и тематики в определенный период на конкретном предприятии.
Предмет наблюдения— вербальное и невербальное поведение людей и групп (президиум собрания; большинство или меньшинство аудитории; несколько человек; один-два человека)в период подготовки и проведения собрания.
Задачи наблюдения
I) фиксация характеристики:
- собрания, объектов наблюдения;
- информации, содержащейся в докладах и выступлениях;
2) получение данных:
- о поведении участников собрания;
— выступлениях на собрании и отношении к ним аудитории;
— временной структуре собрания.
Документ сбора первичной информации — карточка наблюдения, состоящая из 11 отдельных бланков, названия которых совпадают с этапами проведения собрания:
— ситуация непосредственно перед началом собрания;
— организационный период;
— карточка докладчика, выступающего;
— реакция участников собрания на выступление докладчик
— реакция участников собрания на выступление участников собрания;
— общая ситуация в ходе обсуждения повестки дня;
— общая ситуация во время принятия решения;
— ситуация во время проверки решения;
— ситуация во время проверок и дополнений к проверке решения;
— ситуация по окончании собрания;
— общая характеристика собрания.
II. Обеспечение доступа к среде. Получение соответствующих разрешений, установление контактов с людьми.
|
|
III. Выбор способа (вида) наблюдения.
IV. Подготовка технических средств и оборудования.
V. Проведение наблюдения, сбор данных, накопление информации.
Запись результатов наблюдений выполняется в виде:
а) кратковременной записи, проводимой по горячему следу, насколько позволяют условия, время и место;
б) карточки наблюдения для регистрации информации, касающейся наблюдаемых лиц и явлений. Признаки регистрации, как правило, строго формализованы в закодированном виде, содержат шкалу оценки (табл. 2);
в) протокола наблюдения, предназначенного для комбинированной регистрации результатов наблюдения (табл. 3) и используемого, как правило, на начальной стадии исследования для выявления сущностных признаков психолого -педагогического явления;
г) дневника наблюдений, в который систематически день за днем заносятся все необходимые сведения, высказывания, поведение отдельных лиц, собственные размышления трудности;
д) видео-, фото-, кино-, звукозаписи.
Таблица 2