По общему правилу, установленному в ч. 1.1 ст. 29.6 КоАП, дела об административных правонарушениях в области дорожного движения рассматриваются судьями в двухмесячный срок со дня получения протокола об административном правонарушении и других материалов дела. Исключение из этого правила предусмотрено ч. 4 названной статьи, согласно которой дела об административных правонарушениях, влекущих административный арест, рассматриваются в день получения протокола об административном правонарушении и других материалов дела, а в отношении лица, подвергнутого административному задержанию, не позднее 48 ч. с момента его задержания. Положения данной нормы разъяснены в п. 11 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.12.2007 N 52 "О сроках рассмотрения судами Российской Федерации уголовных, гражданских дел и дел об административных правонарушениях", в котором обращено внимание на то, что течение срока, названного в ч. 4 ст. 29.6 КоАП в отношении лица, подвергнутого административному задержанию, следует исчислять с момента административного задержания, указанного в протоколе применения данной меры обеспечения производства по делу. Важным уточнением является также следующее: в том случае, когда на основании п. 4 ч. 1 ст. 29.4 КоАП протокол об административном правонарушении и другие материалы дела были возвращены в орган, должностному лицу, которые составили протокол, при исчислении сроков рассмотрения дела днем получения судьей протокола об административном правонарушении и других материалов дела следует считать дату поступления ему материалов дела с устраненными недостатками.
|
|
В течение какого срока должно быть рассмотрено дело об административном правонарушении, за совершение которого предусмотрен административный арест в качестве альтернативного наказания (например, ч. 2 ст. 12.27 КоАП)?
Согласно ч. 4 ст. 29.6 КоАП "дело об административном правонарушении, совершение которого влечет административный арест,...рассматривается в день получения протокола об административном правонарушении и других материалов дела".
Исходя из буквального толкования данной нормы, можно сделать вывод о том, что установленный в ней суточный срок рассмотрения дела применяется лишь в том случае, когда речь идет об административном правонарушении, за совершение которого не может быть назначено никакое иное наказание, кроме административного ареста.
Однако подобное толкование закона не согласуется с положениями тех статей Особенной части КоАП, в которых административный арест предусматривается в качестве альтернативного наказания. Кроме того, может сложиться ситуация, когда из-за особенностей личности правонарушителя, существа совершенного им деяния и других обстоятельств дела данная мера наказания вообще не может быть применена. В этом смысле формулировка ч. 4 ст. 29.6 КоАП представляется не совсем удачной, поскольку не обеспечивает четкого понимания того, что действие указанной нормы распространяется на дела об административных правонарушениях, совершение которых может повлечь (а не влечет!) административный арест.
|
|
На первый взгляд отмеченные недостатки юридической техники могут показаться не такими уж и значимыми. Однако на практике они нередко приводят к ошибкам в правоприменении. Так, рассматривая дела об административных правонарушениях, за совершение которых предусмотрен административный арест, некоторые судьи исходят из того, что установленный в ч. 4 ст. 29.6 КоАП срок рассмотрения таких дел необходимо соблюдать лишь в том случае, если будет вынесено постановление о назначении именно этого наказания, в то время как в случае применения альтернативной санкции следует руководствоваться общим двухмесячным сроком рассмотрения дела. В конечном счете это приводит к тому, что в целях соблюдения требований ст. 29.6 КоАП судьи заранее предрешают судьбу дела, исключая возможность применения административного ареста, если в день получения протокола об административном правонарушении дело не может быть рассмотрено, например, в связи с уклонением лица, привлекаемого к административной ответственности, от явки в суд.
Очевидно, что приведенная позиция не является правомерной, поскольку, как уже отмечалось, положения ч. 4 ст. 29.6 КоАП распространяются на все составы административных правонарушений, за совершение которых предусмотрен административный арест, независимо от того, является ли он единственным основным или альтернативным наказанием, установленным в санкции статьи, подлежащей применению. Так, например, за оставление места дорожно-транспортного происшествия предусмотрена административная ответственность в виде лишения права управления транспортными средствами или административного ареста (ч. 2 ст. 12.27 КоАП). Следовательно, дело о таком правонарушении должно быть рассмотрено в день поступления протокола об административном правонарушении и других материалов дела в суд, независимо от того, какое именно наказание будет назначено.