double arrow

ИЗМЕНЕНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ УСТАНОВОК



определяют отношения V мых теорий соответствия

со


Понятие, которое в определенной степени объясня­ет выбор мотива, побуждающего личность к деятель­ности, есть понятие социальной установки. Проб­лема установки была предметом исследования в школе Д. Н. Узнадзе.

Д. Узнадзе определил установку целостным динами­ческим состоянием объекта, состоянием готовности к определенной активности. Это состояние обусловли­вается факторами потребности субъекта и соответству­ющей объективной ситуацией. Настроенность на пове­дение для удовлетворения данной потребности и в данной ситуации может закрепляться в случае по­вторения ситуации, тогда возникает фиксированная ^ ус-тановка в отличие от ситуативной. Установка в контек­сте концепции Л- Узнадзе касается вопроса реализации простейших физиологических потребностей человека.

Идея выявления особых состояний личности, пред­шествующих ее реальному поведению, присутствует у многих исследователей. Этот круг вопросов рас­сматривался И. Н. Мясищевым в его концепции от­ношений человека. Отношение, понимаемое «как система временных связей человека как личности-субъекта со всей действительностью или с ее отдель­ными сторонами», объясняет направленность буду­щего поведения личности.

Традиция изучения социальных установок сложи­лась в западной социальной психологии и социоло­гии. Для обозначения социальных установок исполь­зуется термин «аттитюд».

6 1918 г. У. Томас и Ф. Знанецкий установили две зависимости, без которых нельзя было описать процесс адаптации: взаимозависимость индивида и социальной организации. Они предложили характе­ризовать обе стороны вышеприведенного отношения


Стереотип - это чрезмерное обобщение какого-либо явления, переходящее в устойчивое убеждение и влияющее на систему отношений человека, спосо­бы поведения, мыслительные процессы, суждения и т. д. Процесс формирования стереотипов называ­ется стереотипизацией.

В результате стереотипизации формируется со­циальная установка - предрасположенность чело­века воспринимать что-то определенным образом и действовать тем или иным способом. Особенности формирования социальных установок связаны с тем, что они обладают некоторой устойчивостью и несут в себе функции облегчения, алгоритмизации, позна­ния, а также инструментальную функцию (приобще­ние индивида к системе норм и ценностей данной социальной среды). Установка может помогать вос­принимать образ другого человека более правильно, действуя по принципу увеличительного стекла при ат­тракции, а может и блокировать нормальное воспри­ятие, подчиняясь принципу искажающего зеркала.

Д. Н. Узнадзе полагал, что установка лежит в ос­нове избирательной активности человека, а значит, является показателем возможных направлений дея­тельности. Зная социальные установки человека, можно прогнозировать его действия. Изменения установок зависят от новизны информации, инди­видуальных особенностей субъекта, порядка поступ­ления информации и системы установок, которые уже имеются у субъекта.

Поскольку установка определяет избирательные направления поведения индивида, она регулирует деятельность на трех иерархических уровнях: смыс­ловом, целевом и операциональном.

На смысловом уровне установки носят наиболее V обобщенный характер и


Любая из диспозиций, которыми обладает конкрет-.ный субъект, может изменяться. Степень их изменяе­мости и подвижности зависит от уровня той или иной диспозиции: чем сложнее социальный объект, по от­ношению к которому существует у личности опреде­ленная диспозиция, тем более устойчивой она явля­ется.

Выдвинуто много различных моделей объяснения про­цессам изменения социальных установок. Большинство исследований социальных установок осуществляется в русле двух основных теоретических ориентации - би­хевиористской и когнитивистской.

В бихевиористски ориентированной социальной психологии (исследования социальных установок К. Ховланда в качестве объяснительного принципа для понимания факта изменения аттитюдов (обозна­чение «социальной установки» в западной социаль­ной психологии)) используется принцип научения: ат-титюды человека изменяются в зависимости от того, каким образом организуется подкрепление той или иной социальной установки. Меняя систему вознаг­раждений и наказаний, можно влиять на характер со­циальной установки.

■Если аттитюд формируется на основе предшест­вующего жизненного опыта, то изменение возможно лишь при условии «включений» социальных факторов. Подчиненность самой социальной установки более высоким уровням диспозиций обосновывает необхо­димость при исследовании проблемы изменения ат-титюда обращаться ко всей системе социальных фак­торов, а не только к «подкреплению».

В когнитивистской традиции объяснение изменению социальных установок дается в терминах так называе-

Ф. Хайдера, Г. Ньюкома,


Л. Фёстингера, Ч. Осгуда. Изменение установки происходит в том случае, когда в когнитивной струк­туре индивида возникает несоответствие, например сталкивается негативная установка на какой-либо ■объект и позитивная установка на лицо, дающее это­му объекту позитивную характеристику. Стимулом для изменения аттитюда является потребность индивида в восстановлении когнитивного соответствия, упоря­доченного восприятия внешнего мира.

Феномен социальных установок обусловлен как фактом его функционирования в социальной систе­ме, так и свойством регуляции поведения человека как существа, способного к активной, сознательной, преобразующей производственной деятельности, включенного в сложное переплетение связей с дру­гими людьми. Поэтому в отличие от социологическо­го описания изменения социальных установок недостаточно выявить только совокупность социаль­ных изменений, предшествующих изменению аттитю-дов и объясняющих их.

Изменение социальной установки должно быть про­анализировано как с точки зрения содержания объек-тивных социальных изменений, затрагивающих данный уровень диспозиций, так и с точки зрения изменений активной позиции личности, вызванных не просто в ответ на ситуацию, но в силу обстоятельств, порож­денных развитием самой личности. Выполнить эти тре­бования анализа можно при одном условии: при рас­смотрении установки в контексте деятельности. Если социальная установка возникает в определенной сфе­ре человеческой деятельности, то понять ее измене­ние можно, проанализировав изменения в самой дея­тельности.


личности к объектам, имеющим личностное значение для индивида. Целевые установки связаны с конкрет­ными действиями и стремлением человека довести начатое дело до конца. Они определяют относитель­но устойчивый характер протекания деятельности. Если действие прервано, то мотивационное напря­жение все равно сохраняется, обеспечивая.человеку соответствующую готовность к его продолжению. Эффект незавершенного действия был открыт К. Ле­виным и более основательно изучен в исследовани­ях. В. Зейгарника (эффект Зейгарника). На операциональном уровне установка обусловлива­ет принятие решения в конкретной ситуации, способ­ствует восприятию и интерпретации обстоятельств на основе прошлого опыта поведения субъекта в подоб­ной ситуации и соответствующего прогнозирования возможностей адекватного и эффективного поведе­ния.

Ж. Годфруа выделил три основных этапа в форми­ровании социальных установок у человека в процес­се социализации. Первый этап охватывает период детства до 12 лет. Установки, развивающиеся в этот период, соответствуют родительским моделям. С 12 до 20 лет установки приобретают более конкрет­ную форму, их формирование связано с усвоением социальных ролей. Третий этап охватывает период от 20 до 30 лет и характеризуется кристаллизацией со­циальных установок, формированием на их основе системы убеждений, которая является весьма устой­чивым психическим новообразованием. К 30 годам ус­тановки отличаются значительной стабильностью, изменить их крайне трудно.


при помощи понятий «социальная ценность» (для ха­рактеристики социальной организации) и «социальная установка», «аттитюд» (для характеристики индивида). Впервые было внесено понятие аттитюда- «состоя­ние сознания индивида относительно некоторой со­циальной ценности».

После открытия феномена аттитюда начался бум в его исследовании. Возникло несколько различных толкований аттитюда: определенное состояние созна­ния и нервной системы, выражающее готовность к реакции, организованное на основе предшест­вующего опыта, оказывающее направляющее и дина­мическое влияние на поведение. В качестве основ­ного метода были использованы различные шкалы, предложенные Л. Терн стоуном.

Функции а т т и тюдов:

1) приспособительная (адаптивная) - аттитюд нап­равляет субъекта к тем объектам, которые служат ^ достижению его целей; 2

2) функция знания - аттитюд дает упрощенные указа­ния относительно способа поведения по отноше­нию к конкретному объекту

3) функция выражения (функция саморегуляции) -аттитюд выступает как средство освобождения субъекта от внутреннего напряжения, выражения себя как личности;

4) функция защиты - аттитюд способствует разреше-нию внутренних конфликтов личности.

В 1942 г. М. Смитом определена структура атти­тюда:

1) когнитивный компонент (осознание объекта со­циальной установки); 2)аффективный компонент (эмоциональная оценка

объекта); 3) поведенческий компонент (последовательное по­ведение по отношению к объекту).


       
   

Предубеждение - это отношение (обычно негатив- отношению к данному человеку, выступающие в фор-
Формы социального контроля - мно гообразные спо- Большинство социальных норм - это неписаные
но фокусируют внимание на его эмоциональных или \/мен и и тем отличается от традиции, которая носит V

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями: