double arrow

Нравственное сознание социального работника, его структура, степень выраженности, формирование. Этические отношения в социальной работе

Фундамент личности социального работника, на котором строятся его личностные качества, составляет ее нравственность.

Нравственные качества социального работника неразрывно связаны с этическими ценностями социальной работы: человеческое достоинство и толерантность; социальная справедливость и гуманизм; компетентность; социальная активность и гибкость.

Нравственность (фундамент личности социального работника) – внутреннее, духовно-интеллектуальное качество человека, определяющее его возможность поступать в соответствии с законами этики и морали, диктующими потребность творить людям добро, приносить благо.

Нравственность социального работника обеспечивается нравственным сознанием, структура которого включает: нравственные знания, нравственные убеждения и нравственную потребность.

Нравственное сознание, вытекающие из убеждений, позволяет обеспечить нравственно-этический самоконтроль за этичностью социального действия в повседневной социальной работе. Но нравственное сознание базируется на основе нравственного знания.

Нравственные знания – комплекс знаний об этике, нравственности, действующих в обществе, обеспечивающих нравственно-этические устои общества.

Нравственные знания формируются в процессе изучения как общей этики, так и профессиональной, что позволяет освоить необходимые этические правила, используемые в повседневной работе. Такими правилами являются, например, известный Кантовский императив, где благом признается то, что составляет благо для большинства. Широко распространено Золотое правило нравственности.

Однако в информационный век иметь знания еще не означает пользоваться ими. В обществе широко распространены понятия – двойная мораль, двойной стандарт, двойное дно, двойное лицо и пр.

Поэтому вторым элементом в структуре нравственного сознания являются нравственные убеждения.

Нравственные убеждения – внутренняя убежденность в необходимости и правильности действующих в обществе норм морали, которая приобретается в процессе теоретического изучения этических законов и приобретения практического этического опыта в процессе жизни в аналогичной этической среде.

Нравственные убеждения являются, можно сказать, второй ступенью нравственного сознания, если знание принять за первую ступень. Здесь проявляется теоретическая и практическая подготовленность специалиста к использованию нравственного знания в практической работе. Однако даже нравственные убеждения не являются гарантией того, что как раз в соответствии с ними будет поступать конкретный специалист. Если он имеет нравственные убеждения, но располагает в ряду ценностей впереди этих убеждений другие, например, чисто материального прагматизма, последние окажутся более значимыми.

Избежать подобных нравственных отступлений в обществе можно через третью, высшую ступень нравственного сознания – нравственную потребность в этическом действии.

Нравственная потребность в этическом действии – наличие внутренней, подсознательной потребности действовать в соответствии с этическими нормами, сформированными на основе нравственного знания и убеждения. На этой, высшей ступени нравственного сознания человек, не задумываясь, поступает этично. Только в этом случае он чувствует себя в комфортных условиях в процессе своей деятельности. Без нравственного деяния человек с этической потребностью не может спокойно жить. Если специалист как личность оказывается в условиях давления внешних обстоятельств, вынуждающих поступать не в соответствии с нравственным убеждением и нравственной потребностью, он неизбежно вступает в видимый или невидимый конфликт с этими обстоятельствами. Именно эти люди активно защищают нравственные устои общества. Их убеждения и потребность являются той трудноуловимой, но невероятно значимой энергетической силой нравственности, которая дает силы и вдохновение для активных действий по защите нравственности, именно они выводят общество из нравственного тупика.

Таким образом, формирование нравственного сознания в этапах (или фазах) знания, убеждения, потребности в действии являются важнейшими этапами формирования этически зрелого специалиста по социальной работе. Наличие именно таких специалистов создает предпосылки для формирования нравственности в обществе через воздействие на клиентов, образование населения и разработку нормативных и законодательных документов социальной защиты населения на основе истинных, долговременно действующих нравственных ценностей.

Этическое сознание специалиста по социальной работе не формируется быстро, легко, без усилий. Этическое сознание социального работника – отражение его социального бытия и деятельности, возникающее и совершенствующееся в процессе профессиональной деятельности.

Этические отношения в социальной работе – совокупность зависимостей и связей, возникающих в процессе профессиональной этической деятельности. Они заключаются в достижении общественного и личного блага путем трансформации в системе «человек – среда», вызываемой социальными услугами.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: