double arrow

Предупреждение преступности несовершеннолетних и молодёжи

Вопросам предупреждения преступности несовершеннолет­них посвящены минимальные стандартные правила ООН (1985 г.), касающиеся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних, известные под названием «Пекинские правила», и Руководящие принципы ООН для предупреждения преступности несовершеннолетних (Эр-Риядские принципы (1990 г.), а также Правила ООН, касающиеся защиты несовер­шеннолетних, лишенных свободы (1990 г.).

Среди множества российских законодательных актов необ­ходимо прежде всего сказать о Федеральном законе от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнад­зорности и правонарушений несовершеннолетних».

Профилактика преступности несовершеннолетних —сис­тема социальных, правовых, педагогических и иных мер, на­правленных на выявление и устранение причин и условий, спо­собствующих безнадзорности, беспризорности, правонаруше­ниям и антиобщественным действиям несовершеннолетних, осуществляемых в совокупности с индивидуальной профилак­тической работой с несовершеннолетними и семьями, находя­щимися в социально опасном положении.

Под социально опасным положением понимается обстановка, представляющая опасность для жизни несовершеннолетних, либо не отвечающая требованиям к его воспитанию или содержанию, либо способствующая совершению правонарушения или иного ан­тиобщественного действия.

Предупреждение преступности несовершеннолетних имеет две особенности: 1) большая роль общественной системы про­филактики; 2) исключительно важное значение специальных мер (раннее предупреждение правонарушений).

Общественная система профилактики включает: а) приня­тие и исполнение законодательства о молодежи: б) решение семейных проблем; в) сокращение подростковой и молодеж­ной преступности; г) материальное обеспечение детского спорта; д) нравственно-духовную работу с подростками; е) усиление позитивной работы с подростками, имеющими психические аномалии; ж) прекращение пропаганды культа насилия.

Основными направлениями совершенствования профилакти­ки преступности несовершеннолетних являются:

1)гуманизация превентивной практики, преобладание за­щитных мер над мерами наказаний;

2)введение ювенальной юстиции (специального правосудия для несовершеннолетних);

3)подготовка специальных кадров социальных работников, педагогов для работы с трудными подростками, профессиона­лизация работников специальных правоохранительных струк­тур;

4)усиление роли медико-психологической помощи и под­держки, а также коррекции отклоняющегося поведения подро­стков, реабилитация несовершеннолетних с различными фор­мами социальной дезадаптации;

5) признание семьи в качестве ведущего института социали­зации детей, осуществление социальных мер социально-право­вой, социально-педагогической и медико-психологической по­мощи, прежде всего семьям из группы риска;

6) строгое разграничение воспитательной и профилактиче­ской компетенции между государственными социальными служ­бами, правоохранительными органами, общественными объеди­нениями при их тесном взаимодействии и максимальном уча­стии в реализации государственной молодежной политики.

Таким образом, в программе борьбы с преступностью несо­вершеннолетних должно быть предусмотрено: разработка юве- нальной юстиции; нормативные документы, запрещающие пе­редачу коммерческим структурам помещений для обучения не­совершеннолетних; разработка и внедрение спецкурса по методике работы с детьми, входящими в группу риска; методи­ка выхода несовершеннолетних из кризисных ситуаций (потеря работы, уход из семьи, употребление наркотиков, любовные неудачи).

Субъекты предупредительной деятельности представляют со­бой единую, связанную общностью целей и задач систему, включающую комиссии по делам несовершеннолетних и защи­те их прав, органы управления социальной защитой населения, органы управления образованием, органы управления здраво­охранением, органы опеки и попечительства, органы службы занятости, органы внутренних дел.

К сожалению, положение о комиссиях по делам несовер­шеннолетних не пересматривалось более 20 лет, и в современ­ных условиях оно явно устарело и трудно применимо.

Координацию действий осуществляет Межведомственная комиссия по делам несовершеннолетних при Правительст­ве РФ. Впрочем, взаимодействие продолжается и на конкрет­ном, более низком уровне. Так, на практике действует приказ Минздрава России и МВД России от 20 августа 2003 г. № 414/633 «О взаимодействии учреждений здравоохранения и органов внутренних дел в оказании медицинской помощи не­совершеннолетним, доставленным в органы внутренних дел».

Специализированные субъекты призваны целенаправленно противодействовать преступности несовершеннолетних.

Специализированными учреждениями для несовершенно­летних являются:

-социально-реабилитационные центры, осуществляющие профилактику безнадзорности и социальную реабилитацию;

-социальные приюты для детей, обеспечивающие времен­ное проживание и социальную реабилитацию нуждающимся в экстренной социальной помощи;

-центры помощи детям, оставшимся без попечения роди­телей;

-специальные учебно-воспитательные учреждения откры­того и закрытого типа органов управления образованием;

-центры временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей органов внутренних дел.

К другим органам и учреждениям, осуществляющим профи­лактику преступности несовершеннолетних, относятся:

- органы и учреждения культуры, досуга, спорта и туризма;

- уголовно-исполнительные инспекции;

- федеральные органы исполнительной власти.

Неспециализированными субъектами предупреждения преступ­ности несовершеннолетних являются: общественные и религи­озные организации, политические партии и движения, уличные домовые комитеты, товарищества собственников жилья и т. п. Главное направление деятельности таких субъектов — это орга­низация досуга несовершеннолетних. Например, религиозные организации активно создают воскресные школы.

Необходимо разумно сокращать формальные правила пове­дения и развивать позитивную инициативу у несовершеннолет­них, поскольку обилие жестких правил лишь увеличивает веро­ятность их нарушения и способствует эскалации насилия. Законодательством, например, предусматривается более 130 ви­дов преступлений, за которые несовершеннолетние могут нести уголовную ответственность. Из них подростками совершается примерно 23—25 составов преступлений.

Особую роль играют подразделения по делам несовершенно­летних органов внутренних дел. Их работа проводится по сле­дующим направлениям:

1)ограничение влияния негативных социальных факторов;

2)позитивное воздействие на причины и условия преступ­ности несовершеннолетних;

3)непосредственное воздействие на несовершеннолетних с отклоняющимся поведением;

4) воздействие на группы антиобщественной направленно­сти.

В последнем случае методами воздействия на антиобщест­венные группы несовершеннолетних являются: расформирова­ние группы, изоляция группы, переориентация группы. Ре­шающее значение при этом принимает выявление взрослых участников группы и привлечение их к ответственности.

Органы внутренних дел организуют взаимодействие с госу­дарственными, общественными и иными организациями и уч­реждениями, проводят комплексные проверки, рейды и другие мероприятия.

Меры индивидуальной профилактики должны воздейст­вовать как на саму личность несовершеннолетнего правонару­шителя, так и на окружающую его среду. Индивидуальная профилактика включает: выявление потен­циально неустойчивых несовершеннолетних, изучение и устра­нение источников негативного влияния на них, включая преж­де всего семью, находящуюся в социально опасном положении, исследование возможностей создания благоприятной обстанов­ки, осуществление контроля, анализ полученных результатов и коррекцию методов и способов проведения работы по преду­преждению совершения преступлений. Особое внимание уде­ляется несовершеннолетним: ведущим антиобщественный об­раз жизни, входящим в группировки криминальной направлен­ности, вернувшимся из специальных школ и профтехучилищ, осужденным условно или к наказаниям, не связанным с лише­нием свободы, освобожденным из мест лишения свободы.

В каждом конкретном случае индивидуальной профилактики должна предшествовать психолого-педагогическая экспертиза.

Прямое отношение к предупреждению имеет быстрое и ка­чественное расследование преступлений, совершенных несовер­шеннолетними, и соразмерное, справедливое наказание, пра­вильное в тактическом отношении применение мер пресечения на стадии расследования уголовного дела в отношении несо­вершеннолетнего.

Использовать наказание в виде лишения свободы следует в минимальной степени. При этом о каждом таком случае необ­ходимо широко оповещать несовершеннолетних, вовлеченных в антиобщественную деятельность, в целях их устрашения и удержания от совершения преступлений.

Требуется целенаправленное улучшение качества подготовки сотрудников, отвечающих за профилактику преступности несо­вершеннолетних. Необходима ротация сотрудников, примене­ние современных обучающих методик.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: