Вопросам предупреждения преступности несовершеннолетних посвящены минимальные стандартные правила ООН (1985 г.), касающиеся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних, известные под названием «Пекинские правила», и Руководящие принципы ООН для предупреждения преступности несовершеннолетних (Эр-Риядские принципы (1990 г.), а также Правила ООН, касающиеся защиты несовершеннолетних, лишенных свободы (1990 г.).
Среди множества российских законодательных актов необходимо прежде всего сказать о Федеральном законе от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних».
Профилактика преступности несовершеннолетних —система социальных, правовых, педагогических и иных мер, направленных на выявление и устранение причин и условий, способствующих безнадзорности, беспризорности, правонарушениям и антиобщественным действиям несовершеннолетних, осуществляемых в совокупности с индивидуальной профилактической работой с несовершеннолетними и семьями, находящимися в социально опасном положении.
|
|
Под социально опасным положением понимается обстановка, представляющая опасность для жизни несовершеннолетних, либо не отвечающая требованиям к его воспитанию или содержанию, либо способствующая совершению правонарушения или иного антиобщественного действия.
Предупреждение преступности несовершеннолетних имеет две особенности: 1) большая роль общественной системы профилактики; 2) исключительно важное значение специальных мер (раннее предупреждение правонарушений).
Общественная система профилактики включает: а) принятие и исполнение законодательства о молодежи: б) решение семейных проблем; в) сокращение подростковой и молодежной преступности; г) материальное обеспечение детского спорта; д) нравственно-духовную работу с подростками; е) усиление позитивной работы с подростками, имеющими психические аномалии; ж) прекращение пропаганды культа насилия.
Основными направлениями совершенствования профилактики преступности несовершеннолетних являются:
1)гуманизация превентивной практики, преобладание защитных мер над мерами наказаний;
2)введение ювенальной юстиции (специального правосудия для несовершеннолетних);
3)подготовка специальных кадров социальных работников, педагогов для работы с трудными подростками, профессионализация работников специальных правоохранительных структур;
4)усиление роли медико-психологической помощи и поддержки, а также коррекции отклоняющегося поведения подростков, реабилитация несовершеннолетних с различными формами социальной дезадаптации;
|
|
5) признание семьи в качестве ведущего института социализации детей, осуществление социальных мер социально-правовой, социально-педагогической и медико-психологической помощи, прежде всего семьям из группы риска;
6) строгое разграничение воспитательной и профилактической компетенции между государственными социальными службами, правоохранительными органами, общественными объединениями при их тесном взаимодействии и максимальном участии в реализации государственной молодежной политики.
Таким образом, в программе борьбы с преступностью несовершеннолетних должно быть предусмотрено: разработка юве- нальной юстиции; нормативные документы, запрещающие передачу коммерческим структурам помещений для обучения несовершеннолетних; разработка и внедрение спецкурса по методике работы с детьми, входящими в группу риска; методика выхода несовершеннолетних из кризисных ситуаций (потеря работы, уход из семьи, употребление наркотиков, любовные неудачи).
Субъекты предупредительной деятельности представляют собой единую, связанную общностью целей и задач систему, включающую комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, органы управления социальной защитой населения, органы управления образованием, органы управления здравоохранением, органы опеки и попечительства, органы службы занятости, органы внутренних дел.
К сожалению, положение о комиссиях по делам несовершеннолетних не пересматривалось более 20 лет, и в современных условиях оно явно устарело и трудно применимо.
Координацию действий осуществляет Межведомственная комиссия по делам несовершеннолетних при Правительстве РФ. Впрочем, взаимодействие продолжается и на конкретном, более низком уровне. Так, на практике действует приказ Минздрава России и МВД России от 20 августа 2003 г. № 414/633 «О взаимодействии учреждений здравоохранения и органов внутренних дел в оказании медицинской помощи несовершеннолетним, доставленным в органы внутренних дел».
Специализированные субъекты призваны целенаправленно противодействовать преступности несовершеннолетних.
Специализированными учреждениями для несовершеннолетних являются:
-социально-реабилитационные центры, осуществляющие профилактику безнадзорности и социальную реабилитацию;
-социальные приюты для детей, обеспечивающие временное проживание и социальную реабилитацию нуждающимся в экстренной социальной помощи;
-центры помощи детям, оставшимся без попечения родителей;
-специальные учебно-воспитательные учреждения открытого и закрытого типа органов управления образованием;
-центры временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей органов внутренних дел.
К другим органам и учреждениям, осуществляющим профилактику преступности несовершеннолетних, относятся:
- органы и учреждения культуры, досуга, спорта и туризма;
- уголовно-исполнительные инспекции;
- федеральные органы исполнительной власти.
Неспециализированными субъектами предупреждения преступности несовершеннолетних являются: общественные и религиозные организации, политические партии и движения, уличные домовые комитеты, товарищества собственников жилья и т. п. Главное направление деятельности таких субъектов — это организация досуга несовершеннолетних. Например, религиозные организации активно создают воскресные школы.
Необходимо разумно сокращать формальные правила поведения и развивать позитивную инициативу у несовершеннолетних, поскольку обилие жестких правил лишь увеличивает вероятность их нарушения и способствует эскалации насилия. Законодательством, например, предусматривается более 130 видов преступлений, за которые несовершеннолетние могут нести уголовную ответственность. Из них подростками совершается примерно 23—25 составов преступлений.
|
|
Особую роль играют подразделения по делам несовершеннолетних органов внутренних дел. Их работа проводится по следующим направлениям:
1)ограничение влияния негативных социальных факторов;
2)позитивное воздействие на причины и условия преступности несовершеннолетних;
3)непосредственное воздействие на несовершеннолетних с отклоняющимся поведением;
4) воздействие на группы антиобщественной направленности.
В последнем случае методами воздействия на антиобщественные группы несовершеннолетних являются: расформирование группы, изоляция группы, переориентация группы. Решающее значение при этом принимает выявление взрослых участников группы и привлечение их к ответственности.
Органы внутренних дел организуют взаимодействие с государственными, общественными и иными организациями и учреждениями, проводят комплексные проверки, рейды и другие мероприятия.
Меры индивидуальной профилактики должны воздействовать как на саму личность несовершеннолетнего правонарушителя, так и на окружающую его среду. Индивидуальная профилактика включает: выявление потенциально неустойчивых несовершеннолетних, изучение и устранение источников негативного влияния на них, включая прежде всего семью, находящуюся в социально опасном положении, исследование возможностей создания благоприятной обстановки, осуществление контроля, анализ полученных результатов и коррекцию методов и способов проведения работы по предупреждению совершения преступлений. Особое внимание уделяется несовершеннолетним: ведущим антиобщественный образ жизни, входящим в группировки криминальной направленности, вернувшимся из специальных школ и профтехучилищ, осужденным условно или к наказаниям, не связанным с лишением свободы, освобожденным из мест лишения свободы.
В каждом конкретном случае индивидуальной профилактики должна предшествовать психолого-педагогическая экспертиза.
|
|
Прямое отношение к предупреждению имеет быстрое и качественное расследование преступлений, совершенных несовершеннолетними, и соразмерное, справедливое наказание, правильное в тактическом отношении применение мер пресечения на стадии расследования уголовного дела в отношении несовершеннолетнего.
Использовать наказание в виде лишения свободы следует в минимальной степени. При этом о каждом таком случае необходимо широко оповещать несовершеннолетних, вовлеченных в антиобщественную деятельность, в целях их устрашения и удержания от совершения преступлений.
Требуется целенаправленное улучшение качества подготовки сотрудников, отвечающих за профилактику преступности несовершеннолетних. Необходима ротация сотрудников, применение современных обучающих методик.