double arrow

IV. Экономические методы

Экономические методы – это обязательства, принятые под влиянием очевидной материальной заинтересованности или опасения ущерба.

Все экономические методы государственного регулирования экономики можно классифицировать по инструменту:

  1. Денежно-кредитная политика

Цель денежно-кредитной политики – регулирование денежной массы и %-х ставок, которые, в свою очередь, воздействуют на потребительский и инвестиционный спрос. Инструменты:

  • эмиссия денег
  • регулирование учетной ставки рефинансирования
  • изменение нормы обязательных резервов
  • операции на открытом рынке с государственными ценными бумагами (эмиссия, торговля, погашение)
  • обменный курс национальной валюты
  • кредитование ЦБ РФ коммерческих банков, учет и переучет векселей (рефинансирование банков)
  1. Бюджетно-налоговая политика
  • Налоговая политика: налоги – это условие, исходя из которого организация принимает решение, как вести свою деятельность; это доходы государственного бюджета; оказывают стимулирующее воздействие на потребителей и производителей
  • Бюджетная политика – это расходы государственного бюджета, выраженные в социальных трансфертах, государственных заказах и кредитах

Кроме того, экономические методы государственного регулирования экономики можно классифицировать по характеру воздействия:

  1. Методы прямого регулирования (базируются на силе государственной власти):

эмиссия денег; операции на открытом рынке с государственными ценными бумагами; социальные трансферты; государственные заказы, кредиты, контракты, тендеры; разработка и реализация индикативных планов, прогнозов развития, целевых программ; лицензирование внешнеэкономической деятельности; правовые и административные ограничения и запреты по выпуску (импорту) определенных видов продукции.

  1. Методы косвенного регулирования (воздействуют на экономические интересы субъектов хозяйственной деятельности):

налогообложение, система налоговых льгот; регулирование цен (на государственные товары и услуги, а также на государственные закупки); платежи за ресурсы, ставка % за кредит, кредитные льготы; таможенное регулирование; валютные курсы; регулирование ставки рефинансирования; изменение нормы обязательных резервов.

Система государственных и муниципальных финансов: принципы, основные показатели государственного бюджета, модели бюджетного федерализма. Налоговая система: понятие, принципы оптимальности

Систему государственных и муниципальных финансов составляют:

· государственный бюджет, бюджеты субъектов Федерации и бюджеты муниципальных образований;

· система бюджетов государственных внебюджетных фондов;

· система государственных и муниципальных кредитов.

Государственные финансы являются главным комплексом средств (методов) государственного регулирования экономики. Через систему государственных финансов перераспределяется значительная часть ВВП. Основная часть перераспределения идет через государственный бюджет, поэтому он является одним из основных инструментов государственного регулирования экономики.

Бюджет – это форма образования и расходования фонда денежных средств в расчете на финансовый год, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государственного управления и местного самоуправления (для исполнения расходных обязательств РФ, субъекта РФ или МО).

Консолидированный бюджет – это свод бюджетов всех уровней бюджетной системы на соответствующей территории без учета межбюджетных трансфертов между ними и за исключением бюджетов государственных внебюджетных фондов (консолидированный бюджет муниципального района = бюджет муниципального района + бюджеты всех поселений на его территории; консолидированный бюджет субъекта РФ = бюджет субъекта РФ + бюджеты всех муниципальных образований на его территории; консолидированный бюджет РФ = федеральный бюджет + бюджеты всех субъектов РФ)

Бюджет расширенного Правительства – на федеральном уровне включает в себя федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов; на региональном уровне – бюджет субъекта РФ и бюджет территориального фонда обязательного медицинского страхования.

Принципы бюджетной системы РФ

1. Принцип единства бюджетной системы РФ – означает единство бюджетного законодательства РФ, принципов организации и функционирования бюджетной системы, форм бюджетной документации и отчетности, бюджетной классификации, санкций за нарушение бюджетного законодательства; единый порядок установления и исполнения расходных обязательств, формирования доходов и осуществления расходов бюджетов, ведения бюджетного учета и отчетности бюджетов и бюджетных учреждений, единство порядка исполнения судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов.

2. Принцип разграничения доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов между бюджетами разных уровней – означает закрепление в соответствии с законодательством РФ доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов за бюджетами, а также определение полномочий органов государственной власти (органов местного самоуправления) и органов управления государственными внебюджетными фондами по формированию доходов бюджетов, источников финансирования дефицитов бюджетов и установлению и исполнению расходных обязательств.

3. Принцип самостоятельности бюджетов означает:

− право и обязанность органов власти самостоятельно обеспечивать сбалансированность соответствующих бюджетов и эффективность использования бюджетных средств; самостоятельно осуществлять бюджетный процесс; устанавливать налоги и сборы, доходы от которых подлежат зачислению в соответствующие бюджеты; самостоятельно определять формы и направления расходования средств бюджетов; предоставлять средства из бюджета на исполнение расходных обязательств в форме межбюджетных трансфертов;

− недопустимость установления расходных обязательств, подлежащих исполнению за счет бюджетов других уровней, за счет средств консолидированных бюджетов; введения в действие в течение текущего финансового года изменений бюджетного и (или) налогового законодательства, приводящих к увеличению расходов и (или) снижению доходов бюджетов других уровней без внесения изменений в законы (решения) о соответствующих бюджетах, предусматривающих компенсацию увеличения расходов, снижения доходов; изъятия дополнительных доходов, экономии по расходам бюджетов, полученных в результате эффективного исполнения бюджетов.

4. Принцип равенства бюджетных прав субъектов РФ и муниципальных образований – означает определение бюджетных полномочий органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления в соответствии с едиными принципами и требованиями, установленными Бюджетным Кодексом.

5. Принцип полноты отражения доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов – означает, что все доходы, расходы и источники финансирования дефицитов бюджетов в обязательном порядке и в полном объеме отражаются в соответствующих бюджетах.

6. Принцип сбалансированности бюджета – означает, что объем предусмотренных бюджетом расходов должен соответствовать суммарному объему доходов бюджета и поступлений источников финансирования его дефицита.

7. Принцип результативности и эффективности использования бюджетных средств – означает, что при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств или достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств.

8. Принцип общего (совокупного) покрытия расходов бюджетов – означает, что расходы бюджета не могут быть увязаны с определенными доходами бюджета и источниками финансирования дефицита бюджета, если иное не предусмотрено законом (решением) о бюджете в части, касающейся: субвенций и субсидий, полученных из бюджетов других уровней; средств целевых иностранных кредитов (заимствований); добровольных взносов, пожертвований, средств самообложения граждан; расходов бюджета, осуществляемых в соответствии с международными договорами.

9. Принцип прозрачности (открытости) означает:

− обязательное опубликование в средствах массовой информации утвержденных бюджетов и отчетов об их исполнении;

− обязательную открытость для общества и средств массовой информации проектов бюджетов, процедур рассмотрения и принятия решений по проектам бюджетов, в том числе по вопросам, вызывающим разногласия либо между законодательным и исполнительным органом государственной власти;

− стабильность и (или) преемственность бюджетной классификации, а также обеспечение сопоставимости показателей бюджета отчетного, текущего и очередного финансового года (очередного финансового года и планового периода).

10. Принцип достоверности бюджета – означает надежность показателей прогноза социально-экономического развития соответствующей территории и реалистичность расчета доходов и расходов бюджета.

11. Принцип адресности и целевого характера бюджетных средств – означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.

12. Принцип подведомственности расходов бюджетов – означает, что получатели бюджетных средств вправе получать бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств только от главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств, в ведении которого они находятся.

13. Принцип единства кассы – означает зачисление всех кассовых поступлений и осуществление всех кассовых выплат с единого счета бюджета, за исключением операций по исполнению бюджетов, осуществляемых за пределами соответствующей территории, а также операций, осуществляемых в соответствии с валютным законодательством РФ.

Важнейшие показатели, характеризующие государственный бюджет

    1. % (доля) ВВП, перераспределяемого через бюджет

% =

    1. Покрывание расходов доходами (дефицит или профицит бюджета)

Если запланирован дефицит бюджета, то прописываются источники покрытия дефицита бюджета:

· внутренние (выпуск ценных бумаг, средства внебюджетных фондов)

· внешние (займы и кредиты у нерезидентов)

Если запланирован профицит бюджета, то прописываются направления расходования средств. Для снятия профицита бюджета можно увеличить расходы, а можно сократить доходы.

    1. Структура государственного бюджета

Расходы:

· 40-50% бюджетных средств должно идти на социальные расходы: образование, здравоохранение, культура, спорт, межбюджетные трансферты (финансовая помощь местным бюджетам).

· 10-20% - затраты на хозяйственные нужды: капитальные вложения (инвестиции государства), дотации государственным предприятиям, государственные программы, дотации сельскому хозяйству. Государственное управление сейчас строится на теории общественного сектора. «Доступное жилье» - это государственная программа, следовательно, отражается в статье «хозяйственные затраты», а не «социальные расходы». Сельское хозяйство отражается в статье «хозяйственные затраты», так как это обеспечение продовольственной безопасности.

· 10-20% – расходы на вооружение и материальное обеспечение внешней политики.

· 5-10% – расходы на административное управление: содержание органов государственной власти.

· 7-8% – расходы на обслуживание и погашение государственного долга.

Доходы:

· 90% - налоговые доходы

· 10% - неналоговые доходы (доходы от государственного имущества, находящегося в государственной собственности; доходы от продажи государственного имущества; доходы от оказания платных услуг; доходы целевых бюджетных фондов; штрафы, пени и т.п.) + безвозвратные и безвозмездные перечисления в бюджет (дотации, субсидии, субвенции; перечисления от юридических лиц и т.п.)

Модели бюджетного федерализма

Распределение средств из федерального бюджета осуществляется с целью экономического выравнивания территорий. Но в зависимости от уровня развития отдельных территорий и целей государственного регулирования экономики – бюджеты одних административных единиц получают дотации и субсидии, другие – нет. Справедливость выделения средств территориям зависит от типа (модели) бюджетного федерализма.

  1. Конкурентный тип бюджетного федерализма

Характеризуется высокой степенью децентрализации управления, финансовой независимостью местных властей, ослабленностью государственного сектора. По этой модели территория получает деньги только в том случае, если может их использовать эффективнее, чем другие территории – принцип рыночной экономики.

Такую модель реализуют Германия, Италия, США. В Европе муниципальная власть возможна как защита от федеральной власти. В России муниципальная власть идет от федеральной (то есть дается «сверху»).

  1. Кооперативный тип бюджетного федерализма (политика выравнивания)

Характеризуется ответственностью центра за поступление финансовых средств в регионы, тесным сотрудничеством органов государственной власти и органов местного самоуправления.

Преимуществами такой модели являются: экономичность централизованного сбора налогов ихорошие возможности по аккумулированию средств в целях горизонтального выравнивания территориальных бюджетов

Недостатками являются: рутинность процесса перераспределения (проект бюджета на следующий год должен быть подготовлен к середине текущего года) и сильная зависимость местных органов власти от центра

В России существует кооперативный тип бюджетного федерализма, недостатки которого: налоговые доходы определяет центр; методика трансфертов по показателю ВВП на душу населения еще более усиливает диспропорции между регионами; центр не имеет информации о налоговом потенциале территорий;); вертикальная несбалансированность – передача социальных функций, неподкрепленная передачей финансов.

Дотации – бюджетные средства, переданные на безвозвратной и безвозмездной основе для покрытия текущих расходов бюджетам других уровней, предприятиям, учреждениям.

Субвенции – бюджетные средства, переданные бюджетам других уровней или юридическим лицам на безвозвратной и безвозмездной основе для осуществления определенных целевых расходов.

Субсидии – бюджетные средства, переданные бюджетам других уровней, юридическим или физическим лицам на условиях долевого финансирования определенных целевых расходов.

Бюджетный кредит – бюджетные средства, переданные юридическим лицам на возвратной и возмездной основе.

Расходы бюджета осуществляются в форме: ассигнований на содержание бюджетных учреждений; средств на оплату товаров, работ и услуг по контрактам; трансфертов населению; ассигнований на осуществление отдельных гос. полномочий, передаваемых на другие уровни власти; бюджетных кредитов; субвенций и субсидий; инвестиций в уставные капиталы; межбюджетных трансфертов; кредитов иностранным государствам; средств на обслуживание долговых обязательств, в том числе гос. гарантий.

Государственный внебюджетный фонд – фонд денежных средств, образуемый вне федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ и предназначенный для реализации конституционных прав граждан на пенсионное обеспечение, социальное страхование, социальное обеспечение в случае безработицы, охрану здоровья и медицинскую помощь.

Внебюджетные фонды создаются за счет специальных выплат либо отчислений. В России внебюджетными фондами являются Пенсионный Фонд, Фонд обязательного медицинского страхования (федеральный и территориальные), Фонд социальной защиты населения.

Внебюджетные фонды имеют несколько функций, дополняя государственный бюджет в сфере государственного регулирования экономики:

а) Исполнение бюджета внебюджетного фонда не зависит от состояния и исполнения государственного бюджета. Внебюджетные фонды выполняют свою роль и при дефиците государственного бюджета. Расходы внебюджетного фонда нельзя сократить.

б) Внебюджетные фонды позволяют манипулировать показателями исполнения государственного бюджета, в частности, укрывать часть или весь дефицит бюджета в специальных фондах, что было характерно для госбюджета РФ середины 1990-х годов.

г) Внебюджетные фонды не подотчетны парламенту, то есть исполнение бюджета внебюджетного фонда не контролируется законодательной властью, как, например, исполнение закона о федеральном бюджете. В результате внебюджетные фонды дают дополнительную возможность для маневра исполнительной власти, делают ее более независимой от парламентского, партийного давления.

Государственный долг – это накопленные обязательства государства. Источниками погашения государственного долга являются золотовалютные резервы; консолидация долга и реструктуризация; конверсия долга, подразумевающая льготные условия для инвестиций либо передачу собственности; заём у мирового банка, подразумевающий обязательную эмиссию денег, поощрение конкуренции и сокращение инфляции.

Главным инструментом мобилизации ресурсов для покрытия государственных расходов являются налоги. Они используются также для воздействия на деятельность хозяйствующих субъектов. Налоги играют в экономике двоякую роль. С одной стороны, они формируют доходы государства, с другой – оказывают стимулирующее влияние на потребителей и производителей. Высокие налоги уменьшают совокупный спрос на рынке; в то же время низкие налоги снижают доходы государства – поэтому всегда стоит проблема определения разумных границ налоговых ставок применительно к конкретным условиям.

Налоговая система – это совокупность налогов, сборов, пошлин и других платежей, взимаемых государством, а также формы, методы и уровни их построения.

Налоговая система должна выполнять:

· фискальную функцию – обеспечение финансированием государственных расходов; налоги – основной источник доходов государства;

· регулирующую функцию – изменение системы налогообложения, налоговых ставок, налогового бремени; обеспечение реализации основных целей экономического развития;

· социальную функцию – поддержание социального равновесия, сглаживание резкого неравенства между доходами отдельных социальных групп.

Налог обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и муниципальных образований.

Сбор является условием предоставления определенных прав (в т.ч выдачи лицензий).

Налоги можно классифицировать по видам:

· прямые – взимаются с доходов или имущества налогоплательщика (НДФЛ, налог на прибыль);

· косвенные – взимаются с товаров и услуг; включаются в цену продукции; оплачиваются потребителями продукции (акцизы, таможенные пошлины, НДС).

Также налоги можно классифицировать по уровням:

· федеральные налоги (характеризуются максимальной мобильностью налоговой базы) – НДС, налог на прибыль, НДФЛ, акцизы, ЕСН, налог на добычу полезных ископаемых, госпошлины, водный налог, сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов;

· региональные налоги – налог на имущество предприятий, транспортный налог, налог на игорный бизнес (только для определенных субъектов РФ);

· местные налоги (характеризуются минимальной мобильностью налоговой базы) – налог на имущество физических лиц, земельный налог.

Принципы оптимальности налоговой системы


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: