double arrow

Нации и межнациональные отношения

Доклассовое общество представлено такими формами общности людей как род и племя.

Род- группа кровных родственников, ведущих свое происхождение по одной линии.

Племя - объединение нескольких родов.

Народность -исторически сложившаяся общность людей, объединяемая общей территорией, языком, культурой, следует за племенем и предшествует нации.

Нации появляются в период развития капиталистических отношений.

Нация - исторически сложившаяся общность, характеризующаяся развитыми экономическими связями, общностью территории, языка, культуры, психологического склада, самосознания.

Признаки нации:

  1. единство территории
  2. единство языка
  3. общность исторической судьбы
  4. общая культура
  5. общее самосознание-знание истории своего народа, бережное отношение к нац. традициям, чувство нац. достоинства
  6. устойчивая государственность
  7. единство экономических связей
  8. развитая соц. структура

Национальность - принадлежность к определенной нации

Национальное меньшинство - значительная совокупность людей определенной национальности, проживающих на территории определенного государства, являющихся его гражданами, но не принадлежащих к коренной национальности.

Диаспора – пребывание значительной части населения вне пределов страны.

Этнос -совокупность людей, обладающих общностью культуры, осознающих эту общность как выражение общности исторических судеб. Является обобщающим понятием для племени, народности, нации.

Гумилев. Теории пассионарности. Избранная биохимическая энергия извергает на землю потоки энергетической лавы, что приводит к возникновению этноса. Когда пассионарность покидает этносы они умирают.

Межнациональные отношения:

  1. отношения между различными государствами
  2. отношения между различными национальностями в пределах одной страны

Формы межнациональных отношений:

  1. мирное сотрудничество

- этническое смешивание (межнац. браки)

- этническое поглощение-ассимиляция полное растворение одного народа в другом (ВПН, освоение Северной Америки)

  1. этнический конфликт

Основные направления в развитии межнациональных отношений:

  1. интеграция - стремление к взаимодействию, расширению связей, восприятию всего лучшего (ЕС)
  2. дифференциация - стремление нации к саморазвитию, суверенитету, противостояние различных этносов (протекционизм, экстремизм, сепаратизм.....). Сепаратизм - стремление нации к отделению, обособлению.

Межнациональный конфликт- крайняя форма противоречия между соперничающими национальными формированиями, созданными для защиты национальных интересов.

Причины межнациональных конфликтов:

  1. социально-экономические - неравенство в уровне жизни, допуске к благам
  2. культурно-языковые - недостаточное использование языка и культуры в общественной жизни
  3. этнодемографические - различие в уровне естественного прироста населения
  4. экологические
  5. экстерриториальные - несовпадение границ с границами расселения народов
  6. исторические - прошлые взаимоотношения народов
  7. конфессиональные

Типы межнациональных конфликтов:

  1. государственно-правовой — неудовлетворенность правовым положением нации (Чечня-Россия)
  2. этнотерриториальный (Нагорный Карабах)
  3. этнодемографический - ограничения для пришлых по сравнению с коренной национальностью (Конфедерация народов Кавказа и российские власти)
  4. социальнопсихологический — нарушение прав человека (права русских в прибалтике)

Дискриминация - принижение, умаление, ущемление прав

Национализм -идеология и политика, основанная на идее национального превосходства и национальной исключительности.

Шовинизм -крайняя степень национализма.

Геноцид - преднамеренное и систематическое уничтожение населения по расовым национальным или религиозным признакам.

Сегрегация -вид расовой дискриминации.

Способы решения межнациональных конфликтов:

  1. гуманистический подход к решению нац. проблем

- добровольный поиск согласия и отказ от насилия

- признание приоритета прав человека над правами государства, общества, народов

-уважение суверенитета народов

  1. переговоры между конфликтующими сторонами
  2. информационный путь- обмен сведениями между сторонами о возможных мерах по преодолению конфликтных ситуаций.

Применение правового механизма.

Культура Культура (лат) — возделывание, культивирование почвы. Культура- все виды преобразовательной деятельности, а так же её результаты. Культура в узком смысле - степень воспитанности человека. Элементы культуры: 1.Духовная-созданная в процессе духовного творчества (произведения искусства) 2.Материальная - созданная в процессе производственной деятельности(средства труда, культурно-бытовые сооружения) Культурный комплекс- совокупность культурных черт или элементов, возникших на базе исходного элемента и функционально с ним связанных(футбол- болельщики, символика, чемпионаты). Культурное наследие-часть материальной и духовной культуры, созданная прошлыми поколениями, выдержавшая испытание временем и передающаяся следующим поколениям как нечто ценное и почитаемое (творчество Пушкина) Культурные универсалии- нормы, ценности, традиции, присущие всем культурам, независимо от географического положения, исторического периода и социального устройства общества (мировая мода). Функции культуры:
  1. Познавательная - формирование представлений о народе, стране, эпохе
  2. Оценочная – определение системы ценностей
  3. Регулятивная – формирование системы норм и требований
  4. Информативная – передача опыта, ценностей
  5. Коммуникативная – тиражирование культурных ценностей
  6. Социализации – усвоение норм и культурных ролей.
Пути развития культуры:
  1. Накопление культурных ценностей
а) вертикальное- передача культурных ценностей от поколения к поколению (евклидова геометрия-геометрия Лобачевского) б) горизонтальное — наследование целого художественного произведения(сонеты Шекспира в 19 и 21 веке)
  1. Новаторство
Формы культуры:
  1. Элитарная. Создаётся привилегированной частью общества либо по заказу профессиональными творцами. Её девиз: «искусство для искусства». Трудна для восприятия неподготовленного человека, не имеет коммерческой выгоды. Стремится к новаторству.
Ортега-и-Гасет считал, что элитарная культура даёт возможность избранным художественным натурам противостоять толпе. Если вторжение массовой культуры будет продолжаться, мир возвратится в состояние варварства. Выделил черты «массового человека»: -рост жизненных запросов -врождённая неблагодарность -плывёт по течению
  1. Массовая. Сформировалась одновременно с обществом массового производства и потребления в индустриальном обществе. Не выражает изысканных вкусов или духовных поисков. Самая широкая аудитория. Утверждает простые и понятные представления. Демократична. Цель -получить коммерческую выгоду. Сленговое название- кич, китч(в переводе с нем.)- дешёвка. Занимательна. Серийна. Тиражируема.Пассивное потребление.
Фрейд считал, что при её потреблении действует механизм заражения. Мидкульт - соединение элитарной и массовой культуры (Бах в современной обработке)
  1. Народная. Создана анонимными творцами, не имеющими профессиональной подготовки. Может быть индивидуальной, групповой, массовой. Связана с религиозной субкультурой. Является частью мировой культуры.
  2. Экранная. Связана с компьютерной революцией. Выход в мир информации. Широкая аудитория. Большие возможности.
Доминирующая культура- совокупность норм и ценностных ориентаций, распространённых во всём обществе и обязательных для всех членов (типичное поведение, следование определённым обычаям и т. д.) Европоцентризм - течение, в основе которого идея избранности западной культуры, как наиболее цивилизованной. Американоизм - течение, в основе которого особая культурная миссия США как цивилизации, родившейся в борьбе за свободу. Афроизм(негритюд) - течение, в основе которого возвышение африканской культуры, в основе которой лежит эмоциональное отношение к миру. Диалог культур(Бахтин)- взаимопроникновение культур, духовное сближение больших культурных регионов. Разновидности культуры:
  1. Субкультура- часть общей культуры, присущей большой социальной группе (молодёжная, национальных меньшинств, профессиональная, криминальная)
  2. Контркультура- субкультура, которая противоречит доминирующей, находится в конфликте с господствующими ценностями (хиппи)
Мораль Мораль(лат) – нравственный, относящийся к характеру. Мораль- совокупность нравственных норм, регулирующих поведение людей. Моральные отношения связаны с представлениями о добре и зле. Этика- наука о морали. Признаки морали:
  1. всеобщность
  2. добровольность
Функции морали:
  1. познавательная
  2. регулятивная
  3. воспитательная
  4. мотивационная
  5. прогностическая
  6. аксиологическая (формирует ценности)
Моральная система включает в себя: - моральные нормы- должные образцы поведения, соответствующие ценностям общества - моральные ценности Ценность- положительная или отрицательная значимость объектов окружающего мира для человека, социальной группы, общества в целом. Существует 7 фундаментальных ценностей:
  1. польза- экономика
  2. господство-политика
  3. справедливость- социальная сфера
  4. истина
  5. красота
  6. добро- духовная сфера
  7. свобода- все сферы
Основные категории морали:
  1. Добро- положительные качества, которых придерживается общество в целом или отдельный человек. Антоним-зло.
Добродетель- совокупность положительных качеств и поступков. Антоним- порок.
  1. Долг- осознание личностью безусловной необходимости исполнения того, что заповедуется моральными идеалами.
  2. Стыд- осознание личностью своего несоответствия принятым нормам или ожиданиям окружающих.
  3. Совесть- способность человека, критически оценивая свои поступки, мысли, желания, осознавать и переживать несоответствие должному.
  4. Милосердие- сострадательное, доброжелательное отношение.
  5. Честь- внутреннее достоинство человека, благородство души.
  6. Счастье- эмоциональное состояние, при котором человек испытывает удовлетворённость условиями своего существования.
Золотое правило морали Канта (категорический императив) — поступай с другими так же, как ты хочешь, чтобы они поступили с тобой. Нравственность- степень усвоения личностью моральных ценностей общества и практическое следование им в повседневной жизни. Этапы нравственного поведения:
  1. человек не совершает дурных поступков, так как боится наказания
  2. ----------------------------------------------------, так как дорожит мнением других людей
  3. ----------------------------------------------------, так как его поведение определяется определёнными принципами.
Духовность-обращённость человека к высшим ценностям, идеалу, стремление усовершенствовать себя, приблизить свою жизнь к этому идеалу. Альтруизм- бескорыстные действия, направленные на благо и удовлетворение потребностей другого человека. Ввел понятие Конт. «Живи для других». Мировоззрение Мировоззрение- целостное представление о природе, обществе, человеке, находящее выражение в системе ценностей и идеалов. Оно может быть присуще как отдельному человеку, так и общностям людей. Оно всегда исторично. Роль мировоззрения:
  1. даёт ориентиры для практической и теоретической деятельности.
  2. позволяет понять какие методы нужно использовать для достижения цели. Декарт: «хромой с фонарём быстрее достигнет цели, чем всадник, блуждающий в темноте».
  3. позволяет определить истинные ценности жизни.
Исторические типы мировоззрения:
  1. мифологическое
  2. религиозное
  3. философское
  4. научное
Формы мировоззрения:
  1. мироощущение - эмоциональный опыт человека
  2. мировосприятие - интеллектуальный опыт человека
Уровни мировоззрения:
  1. жизненно-практический - не систематичен, базируется на здравом смысле и повседневном опыте
  2. теоретический - опирается на достижения наук и оперирует логическими доказательствами
Типы мировоззрения:
  1. обыденное (житейское) и научное
  2. прогрессивное и реакционное
  3. оптимистическое и пессимистическое
  4. религиозное и атеистическое
  5. теоцентризм(приоритет Бога), природоцентризм, антропоцентризм(человека), социоцентризм, наукоцентризм. Фундаментализм- религиозный фанатизм.
  6. 6. Гуманистическое
- человек, как часть природы ответственен за её сохранность - бережное отношение к человеческой жизни - физическое и нравственное здоровье человека - признание равноправия различных мировоззрений - достоинство личности - созидательный труд на благо общества - доброжелательные отношения между людьми Наука и образование Наука- особая система знаний - система специфических организаций с работающими в них людьми (НИИ) - особый вид деятельности, система научных исследований. Цель науки:описание, объяснение и предсказание процессов и явлений действительности. Функции науки:
  1. теоретико- познавательная - проникновение в сущность вещей, накопление научных знаний
  2. культурно-мировоззренческая
  3. практически –деятельностная -участие в преобразующей деятельности
  4. 4. социальная
-исследование жизни и деятельности человека, достижение наиболее благоприятных условий для развития -управление процессами социального развития(разработка концепций, формулирование законодательных актов) - определение путей и способов практического использования добытых знаний - превращение науки в производительную силу общества
  1. производственная
  2. прогностическая
Классификация наук: по предмету познания
  1. естественные - позволяют раскрыть структуру материального мира (физика, химия, математика)
  2. общественные - поведенческие науки, изучающие взаимодействие людей(социология, экономика, обществознание)
  3. гуманитарные - дают описательно-оценочные характеристики(философия, история)
  4. технические - служат практическим целям(радиоэлектроника, химия полимеров)
по удалённости от практики 1. фундаментальные – отсутствует прямая ориентация на практику 2. прикладные – ориентация на применение результатов научного познания для решения производственных и социально – практических проблем Этические нормы науки:
  1. социальная ответственность учёного (клонирование)
  2. бескорыстный поиск и отстаивание истины, объективность
  3. общечеловеческие требования и запреты (плагиат)
Черты современной науки: - всеохватность - не ограничена временем, пространством, объёмом - незавершённость - дифференцированность- различные направления и школы - интегрированность- синтез знаний, комплексный анализ Инновация - нововведение. Парадигма- система идей и теорий, которая служит эталоном мышления в конкретный период. Образование - целенаправленная познавательная деятельность по получению знаний, умений и навыков, их совершенствованию. Образование- целенаправленный процесс воспитания и обучения, ориентированный на интересы человека, общества, государства. Цели образования: приобщение индивида к достижениям цивилизации, сохранение культурного достояния. Функции образования:
  1. трансляция культуры в обществе.
  2. Формирование у молодого поколения ценностных ориентаций, господствующих в данном обществе.
  3. Социальная селекция (размещение в социальной структуре)
  4. проведение социальных и культурных изменений в обществе
  5. обеспечение человека системой знаний и умений, необходимых для успешной деятельности.
Обязательным является полное среднее образование. Основные направления в развитии образования:
  1. демократизация
  2. компьютеризация
  3. интеграция — компетентностный подход
  4. интернационализация - единая система образования
  5. гуманизация -особое внимание уделяется личности, её интересам
  6. гуманитаризация - усиленное внимание к гуманитарным и общественным дисциплинам
  7. профилизация
Тенденции в развитии образования: - должно быть адекватным мировому уровню общей и профессиональной культуры - переход к непрерывному образованию (самосовершенствование на протяжении всей жизни, ликвидация пробелов, переподготовка в связи с меняющимися условиями) - развитие компетентности, являющейся основой конкурентноспособности, усиление практической направленности образования - возрастание роли образования в формировании гражданской позиции - повышение роли образования в развитии творческого потенциала личности Уровни образования: Общее образование -дошкольное -начальное -основное общее -среднее (полное) общее -дополнительное Профессиональное образование -начальное -среднее (лицей) -высшее (колледж) а) бакалавриат б) магистратура Искусство. Искусство в широком смысле- художественное творчество в целом Искусство в узком смысле - изобразительное искусство(живопись, скульптура, графика), высокая степень умения, мастерства Искусство- специализированная профессиональная деятельность, построенная на способности человека выражать свои ощущения в художественно-образных средствах. Эстетика- наука о красоте. Платон - «искусство- подражание миру чувственных предметов, тень теней». Возникновение искусства связано с магией и религиозными верованиями. Особенности искусства:
  1. эмоционально-чувственное постижение мира
  2. локальность- отражение только тех компонентов, которые вызывают эстетическую реакцию автора
  3. субъективность-отражение мира автора
  4. компенсаторность- стремление преодолеть узость стеореотипного восприятия окружающей действительности
Функции искусства:
  1. познавательная
  2. информационная
  3. ценностно-ориентирующая
  4. коммуникативная
  5. эмоционально-рефлекторная (эстетическое отражение действительности)
  6. гедонистическая. Гедонизм- система взглядов, в основе которой лежит стремление к удовольствию и отвращению от страданий как смыслу жизни
  7. эстетическая
  8. утешительно -компенсаторная – восстанавливает утраченную гармонию.
Вид искусства- конкретный способ художественного освоения мира, воплощающий образы в определённом материале (литература, живопись, графика, скульптура, архитектура, декоративно-прикладное искусство, музыка, театр, балет, кино, цирк, фотоискусство). Виды видов искусства:
  1. простое — в основе одно средство художественного выражения(поэзия-слово)
  2. сложное (театр, балет)
    1. изобразительное — отражение действительности как она есть (фотография)
    2. выразительное- образ не аналогичен действительности (фотошоп)
  3. реальное (Шеллинг) — музыка, живопись, архитектура, скульптура
  4. идеальное- литература
1. пространственное- пластичное- архитектура, фото, скульптура 2. временное- динамичное- литература, музыка
  1. пространственно -динамичное — синтетические зрелища - театр
Жанр искусства - специфические свойства художественной формы и содержания произведений искусства какой-либо эпохи, народа или мира в целом(эпос, драма в литературе, пейзаж, натюрморт в живописи, вокал, инструментальная в музыке). Подлинность произведений искусства определяют только специалисты и культурно подготовленная публика. Религия Религия- вера в сверхъестественные силы и поклонение им. Возникает так как человек был не в состоянии объяснить явления природы и действительности. Роль религии в жизни общества: «+»
  1. один из компонентов духовной культуры
  2. один из институтов общества
  3. специфический тип мировоззрения
  4. совокупность моральных принципов
  5. активно участвует в жизни общества
  6. одно из средств социального контроля
  7. сообщество людей, связанных единой верой
  8. компенсаторная функция - утешение
«-»
  1. способствует развязыванию войн
  2. страх как фактор поддержания религиозности
  3. догматичность.
Конфессиональный - религиозный В малых культурах существовало 2 основных религии - тотемизм и анимизм. Тотемизм(Лонг)— вера в животных и растения, обладающих сверхъестественной силой. Обычно каждый род имел свой тотем. На него накладывалось табу при употреблении в пищу, за исключением специально предусмотренных обрядов. Содержание тотемных животных в храмах. Подражание тотему в плясках. Партогенезис- вера в возможность зачатия от тотема. Фетишизм- поклонение неодушевлённому предмету, имеющему божественные свойства. Может иметь форму идолопоклонства. Анимизм(Шталь, Тайлор) — вера в одушевлённость природы, существование души и духов. Спиритизм- общение с духами. Магия – набор обрядов, с помощью которых пытаются установить контакт с сверхприродными сущностями. Шаманизм – комплекс представлений о способах взаимодействия с потусторонним миром. Виды религий: по количеству богов
  1. монотеистические
  2. политеистические
по решению проблем спасения
  1. через собственную деятельность (буддизм)
  2. через посредника-спасителя
по степени легализации
  1. институциональная- верующие связаны системой отношений, единство вероучения, догмы — секта, церкви
  2. внеинституциональные- модернистские объединения — культы, неустойчивые секты, субъективная религия индивида
по степени распространения
  1. национальные (локальные)
  2. мировые
Вебер: бюрократ-конфуцианство, маг-индуизм,монах-буддизм, воин-ислам, бродячий ремесленник- христианство. Особенности мировых религий:
  1. распространены на всех континентах
  2. вера в единого бога
  3. эгалитарность -проповедование равенства
  4. прозелитизм-стремление обратить в свою веру людей другого вероисповедания
Буддизм. Возник в 6 веке до н.э. В Индии. В основе легенда о принце Гаутаме. Выйдя за пределы дворца, увидел покрытого язвами больного, сгорбленного годами старца. Похоронную процессию, погружённого в раздумия аскета. Дерево бодха - древо познания. Будда - просветлённый. Смысл буддизма:
  1. страдания правят миром.
  2. Причиной страданий является жизнь с её страстями и желаниями.
Танха -желание. -жажда чувственных удовольствий -жажда процветания -жажда к уничтожению
  1. уйти от страданий можно погрузившись в нирвану. Нирвана- покой, блаженство. Сансара- круговорот рождения и смерти.
  2. Есть путь погружения в нирвану.
Заповеди буддизма:
  1. Ахинса - непричинение вреда живому
  2. не брать чужой собственности
  3. не касаться чужой жены
  4. не говорить неправды
  5. не пить вина
Реинкарнация - учение о перерождении душ. Священная книга - Типитака (3 корзины) Направления буддизма:
  1. Махаяна - Большая колесница- широкий путь спасения
  2. Хинаяна- Малая колесница- узкий путь для монахов-отшельников.
Верховный жрец - Далай-лама, столица — тибетский город Лхаса. Христианство. Возникло в 1 веке, в Палестине, в части Римской империи. В основе легенда о великом мессии Христе. 1054- разделение на православие и католицизм. 16 век, реформация в германии, появление протестантизма. Православие- правильное учение. - идея центризма - Бог- центр мироздания - идея творения - идея откровения (любое знание - божественное) - идея грехопадения - идея конца света и страшного суда - идея спасения и воскресения для вечной жизни - 10 заповедей - священная книга- Библия Ветхий завет (история сотворения мира, еврейского государства, Нагорная проповедь Христа) Новый завет(предания о жизни и деятельности Христа). Евангелие -благая весть, от Марка, Матфея, Луки, Иоанна. Католицизм- всемирная. - догмат о непорочном зачатии Девы Марии, и её широкое почитание - дух-эманация - производная Бога-отца - учение о чистилище - централизованность церковной организации - безошибочность папы в вопросах веры и нравственности - нерасторжимость таинства брака - целибат-безбрачие духовенства - крестное знамение слева направо - богослужение на латыни - крещение через возлияние воды на голову Протестантизм- публично доказывающий. - спасение личной верой - священство всех верующих - исключительный авторитет Библии - церковь не посредник между Богом и людьми - молитвенные дома без пышности - из таинств только крещение и причастие Основные формы протестантизма:
  1. Лютеранство. Критерий веры – Библия. Отрицают роль свободы. Богочеловеческая природа Христа.
  2. Цвинглианство. Отменён целибат. Приход сам выбирает проповедника.
  3. Кальвинизм. Недоверие к мистике. Суверенитет Бога – главная власть во всём. Трактовка Библии с позиций Библии. Нет монашества. Нет обрядов, музыки, свечей, икон.
  4. Англиканство. Основа – учение отцов Церкви. Непризнание Папы. Руководство веры – молитвенники.
  5. Анабаптизм. Против церковного авторитета. Крещение не младенцев, а взрослых, так как это осознанная вера в пророческий дар. Каждый судья над самим собой.
Ислам- предание себя Богу, покорность. Возник в 7 в. на Аравийском полуострове. В основе легенда о пророке Мухаммеде. Хиджра- переселение из Мекки в Медину, начало мусульманского летоисчисления. Заповеди ислама:
  1. исповедание. Нет Бога кроме Аллаха и Мухаммед пророк его.
  2. Молитва. Ежедневная 5-кратная. С 7 лет.
  3. Пост 1 раз в год 1 месяц. Рамазан. С рассвета до заката.
  4. Милостыня 1 раз в 1 год.
  5. Хадж- 1 раз в жизнь посетить святые места. Мекка, 7 раз обойти и поцеловать Каабу.
Мюридизм- воинственное течение ислама, подразумевающее подчинение духовному вождю-имаму и газават - священную войну против неверных. Теократическое государство- государство в котором духовенство играет значительную роль. А глава государства является одновременно главой духовной и светской власти. Священная книга- Коран. Сура-глава. Шариат- система мусульманского права. Течения ислама: - суннизм- власть не в руках потомков пророка - шиизм- власть в руках потомков пророка, имамов Типы религиозных организаций:
  1. церковь. Четкая иерархия. Догматика. Прочная.
  2. Секта. Упрощённая структура. Харизматический лидер. Протест против официальной церкви. Вербовка членов особыми средствами.
  3. Деноминация- секта, которая прошла пик социальной активности и имеет устойчивую организационную структуру(кальвинизм)
  4. культ. Свободен и неустойчив. Главное внимание индивидуальному опыту.Разновидности культа:
- магия (колдовство)- комплекс ритуальных обрядов с целью воздействовать на скрытые от человека силы -умилостивительный культ- комплекс ритуальных обрядов, обращенных к духу или Богу. Депривация - положение человека в обществе, которое приводит к субъективному ощущению им собственной обездоленности, ограниченного доступа к социальным благам. Одна из причин религиозности. Локальные религии. Конфуцианство. Китай. Правитель получает божественный мандат -мин на право управления страной. Государь-сын Неба, общество- Поднебесная. Куль старших. «24 примера сяо».Идеал совершенного человека- цзюнь -цзы. Он гуманен и имеет чувство долга. Даосизм. Китай. Дао-путь. Человек- посредник, «передаю, но не творю». Лучшее поведение- принцип у вэй - соблюдение естественного хода вещей. 2 начала- Инь - темное, Ян -светлое. Иудаизм. Палестина. Бог Яхве. Зороастризм. Иран. Культ огня и чистоты. Синтоизм. Япония. Обожествление природных сил и явлений. Ками -дух, который есть у каждой вещи. Жизнь в согласии с природой. Синтай - тело, в которое воплощён божественный дух. Почитание душ умерших. Талисманы. Индуизм. Индия. Брахманы - белый цвет, кшатрии -красный, вайшьи –желтый, шудры -черный. Ясперс- теория осевого времени- 8-3 век до н. э., когда одновременно существовали античная философия и достижения восточных религий, послужило толчком для развития культур востока и запада.
 
Человек. Индивид. Личность Человек- биопсихосоциальное существо. Индивид- единичный представитель человеческого рода, конкретный носитель всех социальных и психологических черт человечества. - всякий, любой - один из нас Индивидуальность- специфические черты человека, которые отличают его от других людей. В понятие индивидуальность включается: интеллект, характер, темперамент, социальные отличия. Интеллект. Задатки- природные предпосылки способностей (свойства нервной системы- повышенная чувствительность, предрасположенность к восприятию пространственных форм и др.).Задатки необходимо развивать, чтобы они превратились в способности. Способности- индивидуально-психологические особенности человека, которые выражают его готовность к овладению определёнными видами деятельности и к их успешному осуществлению. Способности бывают общие и специальные. Талант- выдающиеся способности, высшая степень развития одарённости. Гениальность- высшая степень развития таланта. Характер- совокупность устойчивых свойств индивида, в которых выражаются способы его поведения и эмоционального реагирования. Характер не врождённый, он меняется в течение всей жизни. На него оказывают влияние: - наследственность - социальная среда - самовоспитание Темперамент- врождённое и неизменное свойство психики, определяющее реакции на других людей и обстоятельства. Темперамент не меняется в течение жизни. Виды темперамента: (Гиппократ)
  1. холерик (желтая желчь)
  2. флегматик (лимфа)
  3. сангвиник (кровь)
  4. меланхолик (черная желчь)
Личность- субъект сознательной деятельности, обладающий совокупностью социально-значимых черт, которые он реализует в общественной жизни. Аномальная (патологическая) личность. Асоциальная личность. Три подхода к трактовке личности:
  1. антропологический (Фейербах)-личность как носитель общечеловеческих свойств, приравнивается к индивиду.
  2. Социологический (Дюркгейм, Леви-Брюль, Пиаже)- личность как объект и продукт социальных отношений.
  3. Персоналистический (Хайдеггер, Сартр, Ясперс)- личность абсолютно самостоятельна и уникальна.
Индивидом рождаются, личностью становятся, а индивидуальность отстаивают. Факторы, влияющие на формирование личности:
  1. генетический
  2. индивидуальный опыт человека
  3. социальное окружение
  4. культурная среда
Личность - имеет активную жизненную позицию - имеет систему ценностей - воздействует на развитие других людей. Этапы становления личности:
  1. адаптация- усвоение действующих в обществе норм, приспособление
  2. индивидуализация
  3. интеграция
Типы личности:
  1. социабельная(легко идущая на контакты)
  2. эскейпик
    1. нигилист
    2. реакционер
    3. реформатор
    4. революционер
Черты личности:
  1. устойчивые
а) направленность - общественная -эгоистическая -деловая (художник рисует картину так как ему нравится сам процесс) б)жизненные установки -когнитивные (знания) -эмоциональные -поведенческие (готовность к осуществлению деятельности) в) убеждения
  1. изменчивые
а) поведение б) настроение в) эмоции г) жизненный опыт Смысл жизни - наиболее ценное, высшая цель жизни, которой должны быть подчинены частные цели. - здоровье - самореализация - материальная обеспеченность - социальный статус - личностные отношения Концепции смысла жизни:
  1. Аскетизм – жизнь – это отречение от мира, умерщвление плоти ради искупления грехов.
  2. Гедонизм – жизнь – наслаждение
  3. Прагматизм – цель жизни оправдывает любые средства для её достижения.
  4. Утилитаризм – жизнь – это извлечение из всего пользы.
  5. Эвдемонизм – жизнь – стремление к счастью как к подлинному назначению человека.
  6. Альтруизм – жизнь – пожертвование собой во имя других.
Фрустация- безразличие, подавленность, связанные с препятствиями к достижению цели. Мышление. Сознание Психика- совокупность душевных процессов и явлений (память, воля и пр.). Память- процесс сохранения прошлого опыта, делающий возможным его повторное использование. Воля- сознательное стремление к осуществлению чего-либо. Мышление- обобщающее отражение действительности, вид умственной деятельности, заключающийся в познании сущности вещей и явлений, закономерных связей между ними. Роль мышления:
  1. позволяет познать окружающий мир
  2. развивает способность к творчеству
  3. целеполагание
  4. накопление опыта
  5. развитие способностей человека
  6. преобразование окружающего мира(изобретения0
Виды мышления:
  1. наглядно-образное
  2. абстактно-логическое
  3. предметно-действенное
1. теоретическое (познание мира) 2. практическое (постановка целей, выработка планов)
  1. логическое
  2. интуитивное
  3. репродуктивное (воспроизводство)
  4. продуктивное (творчество)
Сознание- высшая, присущая только человеку и связанная речью функция мозга, целенаправленное и обобщенное отражение действительности. Первым исследовал структуру сознания Фрейд. Он выделил:
  1. Ид- Подсознательное или Оно- биологические потребности+ вытесненные желания, является строительным материалом для личности.
  2. Эго- Сознание или Я — внутренний ограничитель человека, ответственно за контакты с окружающим миром.
  3. Суперэго- Сверхсознание или Сверхя — нормы поведения, стереотипы, нравственные чувства человека.
Либидо - сексуальный или половой инстинкт. Сублимация - переключение либидо на другую деятельность. Свойства сознания:
  1. идеальность (независимость от существующей действительности- 2*2=4)
  2. интенциональность (направленность на какой-либо предмет, никогда не думаем ни о чем)
  3. идеаторность(творческое начало)
  4. субъективность
Бессознательное- совокупность психических процессов, функций, операций, представленных в структуре сознания. Бессознательное: - не отделяет себя от объекта - не обладает механизмом психических связей -не производятся причинно-следственные связи -проявляется в простых психических реакциях. Виды бессознательного:
  1. никогда не осознаваемое (инстинкты, влечения, реакции)
Инстинкт- целесообразное поведение без осознания цели, ситуация при которой осуществление одного рефлекса приводит к осуществлению другого. Рефлекс- реакция, не поддающаяся сознательному контролю, бессознательный ответ организма на раздражение.
  1. ранее осознанная деятельность, которая в процессе воспитания превратилась в стереотипы поведения.
Стереотип- принятый в обществе образец.
  1. сверхиндивидуальное бессознательное (типичные образцы поведения, которые не оспариваются)
Юнгразличал личное (детские впечатления) и коллективное (мифы, фольклор, сновидения) бессознательное. Человек и природа Человек-биопсихосоциальное существо. Платон - «человек -двуногое без перьев животное» Протагор - «человек - есть мера всех вещей» Лосев- «человек есть постоянная проблема для самого себя» Антропогенез- появление человека. Теории антропогенеза:
  1. теологическая - человек сотворён Богом
  2. трудовая - человек произошёл от обезьяны благодаря изготовлению и использованию орудий труда. Гексли «Роль человека в природе»- сходство человека с шимпанзе и гориллами. Дарвин «Происхождение человека и половой отбор»- доводы в пользу этой гипотезы. Энгельс «Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека».
  3. Космическая - Эрих фон Дэникен «Воспоминания о будущем»- НЛО внесли изменения в наследственный аппарат гоменид - теория палеозивита.
  4. Аномальная - Мечников «Этюды о природе человека»- человек- обезьяний урод.
Сходства человека с животными:
  1. биологическое существо (клеточное строение)
  2. инстинкт самосохранения
  3. необходимые условия обитания
  4. ограничен во времени существования
  5. приспособление к окружающей среде (адаптация)
Отличие человека от животных:
  1. способность создавать и использовать орудия труда
  2. речь
  3. мышление
  4. целеполагание
  5. преобразование окружающего мира
  6. способность к творчеству
  7. самореализация в процессе деятельности
  8. прямохождение
Феральные люди- существа, выросшие в изоляции от людей и воспитанные в сообществе животных. Социогенез- процесс становления общества. Факторы социогенеза:
  1. усложнение трудовой деятельности, усовершенствование орудий труда
  2. переход от присваивающего хозяйства к производящему
  3. переход к оседлому образу жизни
  4. увеличение численности населения, необходимость управлять жизнью общества
  5. усложнение человеческих коллективов (Ч.С.-Р.О.-С.О)
  6. естественный отбор
  7. речь
  8. переход к моногамии
  9. формирование определенных психологических качеств
  10. складывание системы табу
  11. создание системы ценностей
Социогенез- 40 тыс лет назад с появлением человека разумного. Природа в широком смысле-весь мир во всем многообразии. Природа в узком смысле- естественные условия существования человеческого общества. Человек и природа- взаимосвязаны. Роль природы: «+»
  1. ресурсы
  2. выживание
  3. эстетическое наслаждение
«-»
  1. стихийные бедствия
Детерминизм- учение о предопределённости общества природными факторами. Основатель Монтескье. Антропоморфизм -система верований и обрядов, связанных с убеждением в кровном родстве человека и природы. Роль человека: «+»
  1. преобразование
  2. облагораживание
  3. защита
«-»
  1. загрязнение
  2. уничтожение
Тойнби сформулировал «теорию вызова-ответа»: природная среда самим фактом своего существования посылает вызов человеку, который создает искусственную среду, борясь с природой и приспосабливаясь к ней. Глобальные проблемы- совокупность социоприродных проблем от решения которых зависит развитие человечества и сохранение цивилизации. Причины проблем:
  1. огромные масштабы человеческой деятельности
  2. неспособность человека рационально распорядиться этой деятельностью
Особенности:
  1. имеют планетарный характер (затрагивают интересы всех людей)
  2. угрожают гибелью всей цивилизации
  3. требуют коллективных усилий
  4. нуждаются в эффективных и неотложных решениях
Виды проблем:
  1. возникающие в результате отношений между различными государствами
- войны и мира - север-юг (развитые и развивающиеся страны)
  1. возникающие в результате взаимодействия человека и природы
- экологические - энергетические - продовольственные - освоение космоса и мирового океана
  1. связанные с системой человек-общество
- демографические. Мальтус- человеческое население растёт быстрее чем возможность обеспечить его продовольствием (мальтузианство) -терроризм -здравоохранения -бездуховности Алармизм - учение, утверждающее, что развитие общества приведет к полному разрушению природной среды и гибели человечества. Основные направления разрешения глобальных проблем:
  1. формирование нового планетарного сознания
  2. изучение причин и противоречий, приводящих к возникновению глобальных проблем, система международного прогнозирования
  3. концентрация усилий всех стран, широкое международное сотрудничество.
Общество Страна- территория, имеющая определённые границы и пользующаяся государственным суверенитетом. Общество- обособившаяся от природы, но тесно с ней связанная часть материального мира, совокупность всех способов взаимодействия и форм объединения людей. Узкое значение: - определённая группа людей - этап развития общества - совместная деятельность - всё человечество в целом - определенная страна Широкое значение: - часть материального мира - динамичная система - совокупность способов взаимодействия и объединения Общее с природой. - эволюция. Эволюция (лат) — развёртывание.Эволюция - медленное постепенное изменение предшествовавшего состояния. - определенные законы развития Различие: природа- стихийна, долговечна, нет направленности развития общество - первичный элемент — человек, который обладает разумом, недолговечно, преобразует мир и природу, направленность развития. Признаки общества (Шилз):
  1. это объединение не является частью какой-либо более крупной системы
  2. браки заключаются между представителями данного объединения
  3. пополняется преимущественно за счёт детей тех людей, которые уже являются его признанными представителями
  4. имеет свою территорию
  5. имеет своё название название и историю
  6. обладает своей системой управления
  7. существует дольше продолжительности жизни отдельного индивида
  8. общая система ценностей
Сферы общественной жизни (подсистемы):
  1. экономическая
  2. политическая
  3. социальная
  4. духовная
Общество - сложная динамическая система: - единая - взаимосвязь элементов - способность к развитию Элементы общества: 1. материальное производство
  1. люди
  2. система организации управления, право
  3. общественные отношения.
Общественные отношения- относительно устойчивые отношения, затрагивающие важные стороны общественной жизни. Не все отношения являются общественными (когда спрашивают как пройти к метро). Это могут быть отношения между индивидами и социальными группами.
  1. социальные институты - устойчивые нормы, механизмы, которые регулируют определённую сферу общественных отношений
Виды социальных институтов: - семья - удовлетворяет потребность в воспроизводстве рода - производство - в добывании средств существования - государство - в безопасности и социальном порядке - образование - в передаче знаний, подготовке кадров. Социализации - религия - в решении духовных проблем
  1. общественное сознание
Типология обществ: по наличию письменности
  1. дописьменные
  2. письменные
по степени социальной дифференциации
  1. простые
  2. сложные
по способу добывания средств существования
  1. охотников и собирателей
  2. огородников
  3. скотоводов
  4. земледельцев
  5. индустриальное
по способу производства и формам собственности(Маркс)
  1. первобытное - первичная (архаическая)
  2. рабовладельческое - вторичная (экономическая)
  3. феодальное
  4. капиталистическое
  5. коммунистическое - третичная
синтетическая модель Даниеля Белла
  1. доиндустриальное
  2. индустриальное
  3. постиндустриальное
Три исторических типа общества
Доиндустриальное аграрное традиционное Индустриальное западное Постиндустриальное информационное  
1. основа производства - земля, сельское хозяйство, труд 1.промышленность 1.знания, информация, высокие технологии  
2. преобладание ручного труда 2. крупная машинная промышленность 2.компьютеризация, широкое применение машинной техники  
3.приспособление к окружающей среде, слияние с природой 3. преобразование окружающей среды 3. преобразование окружающей среды  
4. экстенсивный путь развития 4. интенсивный путь развития 4. интенсивный путь развития  
5. основной вид экспорта - сырьё 5. средства производства 5. интеллектуальные продукты (программы, изобретения)  
6.коллективные формы общежития 6. индивидуализм 6.индивидуализм  
7.высокая роль традиций, обычаев 7.снижение 7.снижение  
8.высокая роль религии 8. секуляризация 8. главное- образование, наука  
9.диктаторские режимы, низкая соцмобильность, слияние власти и собственности. 9. демократия, наличие соцмобильности 9. стремление к правовому государству и гражданскому обществу, отношения личности и государства строятся на взаимной ответственности, высокая мобильность  
10.неграмотность большинства населения 10. решаются задачи преодоления неграмотности 10. непрерывное образование  
11.средняя продолжительность жизни- около 40 лет 11. до 70 лет 11. более 70 лет  

Законы развития общества:

  1. закон ускорения истории: на каждую последующую стадию развития уходит времени меньше чем на предыдущую

закон неравномерного развития отдельных народов

Законы развития общества:

  1. закон ускорения истории: на каждую последующую стадию развития уходит времени меньше чем на предыдущую

закон неравномерного развития отдельных народов

Пути развития общества:

  1. Прогресс - переход от менее совершенного уровня развития к более совершенному.

Впервые выдвинул теорию прогресса Тюрго.

Критерии прогресса:

Тюрго, Кондорсе -разум

Гегель -свобода

Шеллинг -приближение к правовому государству

Маркс -развитие производства

Утописты -нравственное развитие

Виды прогресса:

  1. Реформа -частичные усовершенствования в какой-либо сфере жизни, не затрагивающие основ существующего строя.

Постепенные

сверху

частичные

не во всех сферах

Виды реформ:

1. экономические

2. политические

3. социальные

4. духовные

1. прогрессивные

2. регрессивные

  1. Революция - полное или комплексное изменение всех или большинства сторон общественной жизни, затрагивающие основы существующего строя.

Скачкообразные

снизу

полное

все сферы

Виды революций:

1. кратковременные

2. долговременные (промышленный переворот, неолитическая революция)

Маркс «революция- локомотив истории»

Минусы революции:

- не все изменения отвечают интересам широких слоев

- утверждение диктатуры

- зачастую связаны с гражданской войной

Поппер -прогрессирует не общество, а только отдельный человек

Универсальный критерий - развитие техники+возможность самореализации человека в различных сферах деятельности(гуманизм)

2. Регресс - движение от лучшего к худшему.

Гесиод «тезис о золотом веке»: золотой, серебряный, медный, бронзовый, железный со злом, алчностью, корыстью, отсутствием справедливости.

Доказательства регресса:

- проблема перенаселения

- экология

- убывающее плодородие почвы

- радиационная опасность

- падение нравственности

- рост заболеваний

В целом общество развивается по пути прогресса.

Модернизация (англ) - осовременивание.

Модернизация- изменение, усовершенствование, отвечающее современным требованиям.

Модернизация – процесс перехода от традиционного общества к индустриальному.

Виды модернизации:

  1. органическая. Подготовлена всем предшествующим ходом развития. Начинается с культуры и изменения общественного сознания.
  2. Неорганическая. Ответ на внешний вызов со стороны более развитых стран.Начинается в экономической. Политической и социальной сферах.

Глобализация - исторический процесс сближения народов, превращающий человечество в единую систему.

Факторы глобализации:

  1. экономический (транснациональные корпорации)
  2. политический (ООН)
  3. социальный (Интерпол)
  4. духовный (туризм).

Опасности глобализации:

- унификация национальных культур

- неравномерность процессов глобализации, дифференциация стран по уровню развития

-глобальные проблемы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: