double arrow

Взаимодействие организации с государственными, региональными и муниципальными органами

На практике менеджерам приходится иметь дело с муници­пальными органами, органами субъекта Федерации и системой федеральных органов исполнительной власти.

Информацию об органах власти, объединениях, предприятиях и организа­циях, выполняющих важные экономические функции в народном хозяйстве, а также о межгосударственных органах управления, добровольных объединени­ях (ассоциациях) экономического взаимодействия субъектов РФ, органах ме­стного самоуправления можно получить в Общероссийском классификато­ре органов государственной власти и управления (ОКОГУ), введенном в действие Госкомстатом РФ.

Взаимодействие с государством. Эффективное взаимодействие организации с государством возможно только в области пересече­ния их целей и интересов.

С точки зрения руководителя организации, государство должно создавать условия, в которых он сможет эффективно достигать своих целей:

максимизации результатов деятельности;

эффективности инвестиций;

минимизации риска;

• собственного благополучия;

• защиты собственности и личности:

• правовой определенности;

• разумной налоговой политики и др.

С точки зрения государства, руководитель организации призван обеспечивать реализацию целей и интересов более высокого по­рядка:

• рост общественного благосостояния населения;

• занятость населения;

социально-политическую стабильность;

• укрепление национальной безопасности;

• увеличение налоговых поступлений;

• другая экономическая помощь.

Ниже приводится перечень проблем руководителя, которые практически не могут быть решены без поддержки государства. Проведите анализ этих проблем с точки зрения их учета и, может быть, разрешения в вашей практической деятельности.

• Неблагоприятные перспективы и ослабленность российской эко­номики в связи с сырьевой направленностью внешнеэкономи­ческой деятельности, убыточностью производства, господством теневой экономики, «проеданием» основных фондов и сырье­вых ресурсов.

• Отсутствие условий для инновационной деятельности.

• Неустойчивость и незавершенность законодательной базы.

• Неразвитость инфраструктуры для серьезной предпринимательс­кой деятельности.

• Высокая себестоимость продукции.

• Устаревание технологии производства.

• Жесткая налоговая политика.

• Преимущественное положение государственных и муниципаль­ных служащих во взаимодействии с организациями и их субъек­тами как при создании организации, так и при ее функциони­ровании.

• Низкая культура взаимодействия в деловой среде организации (напряженность во взаимоотношениях «богатых» и «бедных», незащищенность руководителей не только от криминальных структур, конкурентов, но и от самого государства).

• Неплатежи, отсутствие денег, их скачкообразная девальвация, т.е. отсутствие нормальной предпринимательской среды. Хозяйственная деятельность организаций регулируется государ­ственными и местными органами на всех этапах жизненного цик­ла — от их учреждения до ликвидации.

Регистрация организаций. Юридические лица подлежат государ­ственной регистрации в органах юстиции. Регистрацию коммерчес­ких организаций, как правило, осуществляют органы местного самоуправления и государственной власти субъектов Федерации. В большинстве регионов действуют регистрационные палаты. Ком­мерческие банки и кредитные учреждения регистрируются Банком России. Предприятия с иностранными инвестициями проходят ре­гистрацию в Государственной регистрационной палате при Мини­стерстве экономики РФ.

Регистрация товарных знаков. Товарный знак вводится для того, чтобы товары и услуги одних производителей можно было отли­чить от сходных товаров и услуг других производителей. Для его регистрации юридическое или физическое лицо подает заявку во Всероссийский научно-исследовательский институт государствен­ной патентной экспертизы (ВНИИГПЭ) Российского агентства по патентам и товарным знакам (Роспатент).

Лицензирование осуществляется в целях защиты жизненно важ­ных интересов личности, общества и государства, а также повыше­ния качества обслуживания населения, соблюдения градостроитель­ных, экологических, санитарных норм и других условий и правил. Лицензия является официальным документом, который разрешает осуществлять указанный в нем вид деятельности в течение уста­новленного срока. Она может выдаваться на конкурсной основе или на льготных условиях органами территориально-отраслевого управления администраций краев, областей, автономных образова­ний, городов федерального значения или специальными уполномо­ченными органами федерального значения.

Стандартизация устанавливает нормы, правила и характеристи­ки в целях защиты интересов потребителей и государства. Сред­ствами защиты выступают обеспечение безопасности продукции, работ, услуг; их качество в соответствии с уровнем развития науки и техники; единство измерений; экономия ресурсов. Руководитель вступает во взаимодействие по вопросам стандартизации с государ­ственными инспекторами, осуществляющими контроль и надзор за соблюдением государственных стандартов от имени Госстандар­та РФ.

Сертификация. Продукция, услуги и другие объекты подлежат обязательной и добровольной сертификации; в целях подтвержде­ния соответствия установленным требованиям. Госстандарт РФ устанавливает общие правила и рекомендации по сертификации, проводит государственную регистрацию систем сертификации и знаков соответствия.

Для производства отдельных видов продукции требуется получить гигиенический сертификат, выдаваемый органами и учреждениями санитарно-эпидемиологимеской службы РФ.

Экологический контроль. Министерством природных ресурсов РФ утверждается Перечень видов и объектов хозяйственной и иной деятельности, которые в обязательном порядке подлежат оценке их воздействия на окружающую среду. Кроме рассмотренных выше аспектов взаимодействия существуют и другие.

Способы взаимодействия. Способы взаимодействия руководителя любой организации с различными органами деловой среды зависят от множества факторов: самой ситуации, вида взаимодействия (вынужденного или инициативного), от длительности и периодичности взаимодействия и т.п.

Специфика взаимодействия с органами власти состоит в том, что чаще всего используются административные методы. Однако это не исключает использование и других способов: достижение компромисса, переговоры, соглашения.

Все большую роль во влиянии руководителей организаций на органы государственной власти приобретает лоббизм.

Лоббизм как способ влияния руководителей на органы государственной власти. Руководители, реализуя свои интересы, пытаются влиять на органы государственной, региональной и местной власти, на депутатский корпус различных уровней. Это влияние пронизывает работу государственных органов и осуществляется в многообразных формах — от внесения предложений, различных проектов в эти органы до коррупции. Надо признать объективный характер лоббизма. Проект Федерального закона «О регулировании лоббистской деятельности в федеральных органах государственной власти» находится в стадии парламентской подготовки.

Субъектами лоббизма становятся пресса, профсоюзы, социальные лоббистские формы: консалтинговые и рекламные агентства, аналитические центры. Руководителю организации важно входить в различные объединения по интересам, ибо у этих объединений большая возможность лоббирования: это союзы, ассоциации, лиги, бизнес-клубы, клиенты, общественно-государственные фонды, общественные структуры при органах законодательной и исполнительной власти, специальные лоббистские фирмы. Лидирующие позиции в этой сфере занимают Федерация товаропроизводителей России, Российский союз промышленников и предпринимателей, Ассоциация руководителей предприятий, Конфедерация промышленников и предпринимателей, Торгово-промышленная палата России.

Лоббирование, осуществляемое подобными организациями, состоит в решении задач общеотраслевого кредитования и субси­дирования, формирования экономической политики государства, региона, в отстаивании интересов определенных групп спонсирова­ния избирательных компаний, в защите деловых людей от корруп­ции, поддержке руководителей в борьбе с бюрократизмом, в пере­даче достоверной информации о рыночной конъюнктуре и политических прогнозах, в поиске партнеров и т.д.

Одной из социально значимых проблем постсоветских реформ являет­ся муниципализация объектов социальной сферы, когда происходит мас­совый «сброс» муниципалитетам десятков тысяч таких объектов, находя­щихся на балансе прежде всего промышленных предприятий. Проблемы усугубляются для градообразующих организаций (см. «Конкретная ситуа­ция ОАО «Производственно-мебельное объединение Шатура"»). В про­цессе такого взаимодействия Шатурский комбинат передал основную часть своей социальной сферы муниципалитету и вместо половины чистой при­были, уходившей на ее содержание, стал платить 1,5% дохода от реализа­ции в виде социального налога. Такое взаимодействие оказалось, по словам генерального директора, взаимовыгодным: «Я городским властям все вре­мя говорил, что, если они не будут держаться за сумму, которая идет на содержание этих учреждений, они получат от комбината в два раза больше денег в виде социального налога». В результате в 1997 г. социальный налог в местный бюджет превысил указанную сумму более чем втрое.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: