double arrow

Философия истории Вольтера

С философских позиций осмысливает мировую историю и Франсуа Мари Аруэ (Вольтер - псевдоним) 1694-1788 г. Его кредо - единство Разума, Природы, Человечности.

Вольтер обращается к истории Франции, России, Индии, Персии и других стран. Результатом явились «Философия истории»-1765 г. и «Опыт о правах и духе народов» 1769 г. Кстати, Вольтер ввел в обиход термин «философия истории».

Свою задачу он видел в том, чтобы с позиции рационализма, выдержанном в духе деизма, очистить историю от искажений, критически переосмыслить прошлое, вскрыть подлинные причинно-следственные связи, опираясь только на факты.

История не собрание сказок и не статистика. Это наука, исследующая нравы народов, раскрывающая предрасудки, демонстрирующая последствия невежества и человеческих страстей. История призвана помочь нам освоить наши права и обязанности, обрести любовь к добродетелям и Родине, преодолеть невежество и тщеславие, обрести иммунитет против фанатизма и деспотии. Другими словами история имеет просветительный и дидактический характер.

С точки зрения Вольтера не божественное провидение определяет ход истории, а мнения людей. «Мнения людей правят миром». Это идеи, сумма которых образует идеологию. Мнения - это не субъективные сиюминутные интересы и пристрастия людей, даже очень значительных (правителей), а результат рефлексии жизненного опыта и убеждения в истинности идей как базовых ценностей, определяющих последующую деятельность людей.

Мнения (идеи) могут быть ложными, и тогда они являются источником бед. Истинные мнения не измышляются, а выводятся из опыта средствами философии (!).

Овладевая умами, идеи приводят в движение массы, становятся силой. Поэтому история - «это не история королей, а история людей», в первую очередь ученых, ремесленников, земледельцев, торговцев. Что касается «черни» - необузданной и невежественной части народа, то она легко продается и становится добычей фанатизма. Это разрушительная сила общества.

Насилие оправдано только в случае борьбы за свободу, ибо «свобода священна». Признавая революцию как средство радикальных перемен, Вольтер видел в ней и ее отрицательную сторону - разрушительность. В «Истории Российской империи» он отмечает с каким трудом выстраивается здание культуры, и как легко оно разрушается.

Ни одну из эпох Вольтер не идеализирует, но рассматривает как ступеньки исторического прогресса, который по своей сути является прогрессом человеческого разума, шаг за шагом преодолевающего невежество людей, утверждая их юридическую свободу и равенство перед законом. Основа прогресса - Труд.

Идеалом Вольтера была сильная государственная власть просвещенного короля, формирование взглядов которого может обеспечить философия. Убеждение в том, что история есть история народа, сочеталось с верой в особую миссию ученых, философов, призванных воспитать мудрого правителя, который своей деятельностью приблизит «царство Разума» как конечную цель человечества. P.S. Похоже, что эту идею Вольтер списал с тандема «Аристотель - Александр Македонский».

Итак, кульминационной точкой философии истории Просвещения была идея исторического прогресса как прогресса человеческого разума, который в своем развитии проходит ряд этапов, совпадающих с конкретными историческими эпохами.

Построение «лестницы» прогресса человеческого разума было обусловлено пониманием того, что сам человеческий разум нуждается в совершенстве. Он должен насытиться научными знаниями и очиститься от невежества.

Характерный пример даёт сочинение знаменитого французского просветителя ВОЛЬТЕРА (1694–1778) «Опыт о нравах и духе народов и о главных исторических событиях» (1756–1769).

В этом произведении Вольтер одним из первых попытался представить не только европейское прошлое, но историю всего человечества. Такой подход был противопоставлен теологической концепции, в которой излагалась история народов, упомянутых в Библии, а их единство рассматривалось как следствие происхождения от потомков Адама и Евы. Согласно «философской истории», люди не были изначально грешны, они обладали особым даром – разумом. В древности силы природы, а также инстинкты и страсти не позволяли людям в полной мере воспользоваться этой способностью. Но в новое время, по убеждению Вольтера и многих других просветителей, человечество достаточно повзрослело для того, чтобы определять свою судьбу.

В сочинении Вольтера положение о неизменности человеческой природы вступало в противоречие с идеей поступательного движения цивилизации – становления культуры, смягчения нравов и выработки «храбрости» народа. По мысли автора, человечеству удавалось всего четыре раза на короткий срок зафиксировать равновесие между высоким моральным духом и кротостью нравов – во времена Александра Македонского, римского императора Августа, правления Медичи во Флоренции и Людовика XIV во Франции.

Вольтер последовательно писал о цивилизациях Древнего Китая и Индии, Японии, Ближнего Востока, Африки, Америки и Европы. Приведенные примеры должны были свидетельствовать о непрерывности процесса цивилизационного развития. Однако у разных народов прогресс осуществлялся не одинаково; вот почему при единстве разума сохранялось многообразие традиций и укладов жизни Согласно Вольтеру, Запад опережал Восток, Америку и Африку в утверждении рационального взгляда на мир. Философы Просвещения представляли историю прогресса как постепенное освобождение разума от суеверий и ошибок на протяжении веков. «Отставание» неевропейских обществ было связано с тем, что в них ещё сохранялись предрассудки, законы, обычаи и верования, подавлявшие свободу мысли.

Большинство людей, как полагал Вольтер, едва ли станет полностью рациональным в своём поведении и способе рассуждать. Но тем, кто уже пришел к этому, следовало выработать правильные законы и дать народу разумных правителей. В результате все люди смогли бы прикоснуться к счастью как высшей цели прогресса. Такая «философская история» предлагала общие объяснительные модели для истории всего человечества, демонстрируя при этом небольшой интерес к деталям, разнообразию, которое вначале так завораживало философов. Вольтер писал о разных народах с сочувствием и интересом, но сохраняя большую дистанцию и ориентируясь на систему ценностей «своей» цивилизации.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: