Причины возникновения конфликтов между детьми в игровой деятельности

При выявлении причин возникновения конфликтов мы исходили из того, что игра, как и другие виды совместной деятельности, обладает определенной коммуникативно-органи­зационной основой. Сюда относится ряд организационных за­дач деятельности, таких, как выбор темы общей игры, опреде­ление состава ее участников, распределение ролей и др. Мы предположили, что конфликты между детьми будут возникать именно при решении подобных коммуникативно-организаци­онных задач.

Были выделены семь основных причин возникновения конфликтов:

1. «Разрушение игры» — сюда входили такие действия де­тей, которые прерывали или затрудняли процесс игры, — на­пример разрушение игровых построек, игровой обстановки, а также воображаемой игровой ситуации.

2. «По поводу выбора общей темы игры» — в этих случаях спор возникал из-за того, в какую именно совместную игру собирались играть дети.

3. «По поводу состава участников игры» — здесь решался вопрос о том, кто именно будет играть в данную игру, т. е. кого включить в игру, а кого исключить.

4. «Из-за ролей» — данные конфликты возникают главным образом в силу разногласий между детьми о том, кто будет выполнять наиболее привлекательную или, наоборот, мало­привлекательную роль.

5. «Из-за игрушек» — сюда отнесены споры из-за облада­ния игрушками, игровыми предметами и атрибутами.

6. «По поводу сюжета игры» — в этих случаях дети спорят из-за того, каким образом должна проходить игра, какие в ней будут игровые ситуации, персонажи и каковы будут действия тех или иных персонажей.

7. «По поводу правильности игровых действий» — это спо­ры о том, правильно или неправильно действует тот или иной ребенок в игре.

Количественные данные о видах конфликтов приведены в табл. 4.1. Как показывают эти данные, у детей 1-2 года жизни наибольшее количество конфликтов возникает из-за облада­ния игрушками — 75 %, а также из-за разрушения игры — 25 %. У детей следующей возрастной группы (2-3 года) это соотно­шение сохраняется примерно на том же уровне. Но здесь уже появляются и конфликты «из-за распределения ролей» — 6 %. В данном случае, конечно, название достаточно условно, по­скольку ролевые игры возникают у детей несколько позднее. Поэтому здесь речь идет, скорее, о так называемой «роли в действии».

Таблица 4.1 Причины возникновения конфликтов между детьми в игре, %

Причины конфликтов Возраст детей, г.
1-2 2-3 3-4 4-5 5-6
«Разрушение игры»          
«По поводу выбора общей темы игры»          
«По поводу состава участников игры»          
«Из-за ролей»          
«Из-за игрушек»          
«По поводу сюжета игры»          
«По поводу правиль­ности игровых дейст­вий»          

В 3-4 года причины конфликтов уже более разнообразны: больше всего конфликтов по-прежнему из-за игрушек — 38 %; на том же уровне остается количество конфликтов из-за раз­рушения игры; в то же время резко возрастает число конфлик­тов из-за ролей — до 23 %, т. е. почти в четыре раза, что как раз и отражает процесс становления сюжетно-ролевой игры в этом возрасте; здесь же отмечаются и новые виды конфликтов, такие, как конфликты при выборе общей темы игры — 2 %, при определении игрового сюжета — 3%, а также конфликты по поводу правильности игровых действий — 10 %.

В среднем дошкольном возрасте (4-5 лет) наибольшее чи­сло конфликтов составляют конфликты из-за ролей — 32 %. Затем идут конфликты по поводу правильности игровых дей­ствий — 26%, число которых возрастает более чем в два раза по сравнению с предыдущим возрастом. Одновременно более чем в два раза уменьшается количество конфликтов из-за иг­рушек — до 17%. Здесь же появляются конфликты по поводу состава участников игры — 10 % и увеличивается число кон­фликтов по поводу сюжета — до 8 %. Наконец, очень резко, по­чти в четыре раза, сокращается число конфликтов из-за разру­шения игры — до 6 %.

Примерно то же соотношение сохраняется у старших до­школьников (5-6 лет), за исключением того, что больше всего конфликтов здесь отмечено по поводу правильности игровых действии (26 %). Чуть меньше здесь конфликтов из-за ро­лей — 24 %, затем идут конфликты из-за игрушек, число кото­рых даже несколько повышается по сравнению с предыдущим возрастом — до 21 %. Это объясняется, по-видимому, измене--нием смысла подобных конфликтов: если раньше спор возни­кал из-за игрушки как таковой, то теперь игрушка чаще вы­ступает уже как атрибут определенной роли. Число остальных конфликтов остается в этом возрасте примерно на том же уровне.

Если рассмотреть отдельные виды конфликтов, в частно­сти наиболее часто встречающиеся, то их возрастная динами­ка будет выглядеть следующим образом (см. рис. 4.1). На рис. 4.1 видно, как с возрастом резко уменьшается количество кон­фликтов из-за игрушек. Так же существенно снижается число конфликтов из-за разрушения игры. Переломным здесь явля­ется возраст 4-5 лет. Одновременно этот возраст является пиковым для конфликтов по поводу распределения ролей, число которых здесь достигает своего максимума, а затем на­чинает снижаться. Наконец, конфликты по поводу правильно­сти игровых действий, появляясь позже других, неуклонно возрастают в общем числе конфликтов.

В целом можно отметить два особых возрастных периода: во-первых, это возраст 3-4 лет, когда дети начинают активно обсуждать такие вопросы, как распределение ролей, правиль­ность игровых действий, выбор общей темы игры, что свиде­тельствует, по нашему мнению, об интенсивном развитии игры как совместной деятельности; и во-вторых, это средний дошкольный возраст (4-5 лет), где, в добавление к предыду­щим, начинает специально обсуждаться и вопрос о том, - кто с кем будет играть, т. е. определяется состав участников игры. Это, в свою очередь, отражает дальнейшее развитие совмест­ной игры в направлении формирования определенных, доста­точно устойчивых взаимоотношений между детьми внутри дошкольной группы.

Необходимо также отметить и следующее обстоятельство: в свое время Д. Б. Эльконин высказал мнение о том, что у младших детей конфликты чаще всего возникают из-за игру­шек, у детей среднего дошкольного возраста — из-за ролей, а в более старшем возрасте — из-за правил игры (Эльконин, 1978). Как показали полученные нами данные, до 75 % кон­фликтов у младших детей возникает из-за игрушек, в среднем дошкольном возрасте наибольшее число конфликтов состав­ляют конфликты по поводу распределения ролей, а конфлик­ты по поводу правильности игровых действий возрастают к концу дошкольного возраста.

Вместе с тем полученные данные показывают и то, что кон­фликты по поводу игрушек и ролей не исчезают даже у стар­ших дошкольников. Они сосуществуют вместе с новыми вида­ми конфликтов: по поводу выбора общей темы игры, опреде­ления состава участников, уточнения игрового сюжета. Более того, в возрасте 5-6 лет наблюдается определенный регресс, т. е. новое повторное увеличение числа таких конфликтов, как конфликты из-за разрушения игры и из-за игрушек. Возмож­но, это связано с недостаточным уровнем развития игры, ос­лаблением внимания к ней в современной практике работы детских садов, что отмечается в соответствующей литературе («Игра и ее роль в развитии ребенка дошкольного возраста», 1975).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: