Вопрос 4. Общие правила назначения административного наказания

В ст. 4.1 КоАП РФ указаны общие правила наложения административного наказания, которыми должны руководствоваться судья, орган, уполномоченное должностное лицо, рассматривающее дела об административных правонарушениях.

К ним относятся:

1. Административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с настоящим Кодексом.

2. При назначении административного наказания физическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

3. При назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

4. Назначение административного наказания не освобождает лицо от исполнения обязанности, за неисполнение которой административное наказание было назначено.

5. Никто не может нести административную ответственность дважды за одно и то же административное правонарушение.

При этом следует обязательно учитывать обстоятельства, смягчающие административную ответственность, лица совершившего административное правонарушение. К таким обстоятельствам законодатель относит следующие:

ОБСТОЯТЕЛЬСТВАМИ, СМЯГЧАЮЩИМИ И АДМИНИСТРАТИВНЫУЮ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ, ПРИЗНАЮТСЯ (ст. 4.2):

При наложении взыскания в рамках санкции нормы следует учитывать обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность.

В соответствии со ст. 34 обстоятельствами, смягчающими ответственность за административное правонарушение, признаются:

а) чистосердечное раскаяние виновного. Оно предполагает осознание им противоправности содеянного, его отрицательное отношение к правонарушению, добровольное заявление о нем органу (должностному лицу), рассматривающему дело, объяснение обстоятельств и причин правонарушения;

б) предотвращение виновным вредных последствий правонарушения, добровольное возмещение ущерба или устранение причиненного вреда. Это означает реальные действия виновного по устранению или уменьшению таких последствий. Оно, как правило, осуществляется сразу же после совершения правонарушения. Добровольное возмещение ущерба означает, что виновный после правонарушения без каких-либо напоминаний со стороны потерпевшего, органа (должностного лица), рассматривающего дело, выплачивает стоимость поврежденного имущества потерпевшему или передает ему равноценное имущество. Следует иметь в виду, что добровольное возмещение ущерба и устранение причиненного вреда могут быть полными и частичными, что необходимо учитывать при наложении взыскания;

в) совершение правонарушения под влиянием сильного душевного волнения либо при стечении тяжелых личных и семейных обстоятельств. Оно признается смягчающемся обстоятельством, если лицо является вменяемым. В тех случаях, когда сильное душевное волнение носит болезненный характер, вследствие которого лицо не может отдавать отчет в своих действиях или руководить ими, оно является обстоятельством исключающим административную ответственность. Стечение тяжелых личных и семейных обстоятельств - это материальные и иные затруднения личного или семейного характера под влиянием которых виновный совершает административное правонарушение;

г) совершение правонарушения несовершеннолетним. При этом законодатель исходит, что лица в возрасте 16 - 18 лет могут совершить правонарушения из-за недостатка жизненного опыта или под влиянием взрослых;

д) совершение правонарушения беременной женщиной или женщиной, имеющей ребенка в возрасте до одного года. Совершение правонарушения беременной женщиной признается смягчающим обстоятельством, поскольку такое состояние сопровождается повышенной чувствительностью, вспыльчивостью, может отражаться на поведении, а иногда приводить к административному правонарушению. Закон признает также смягчающим обстоятельством совершение правонарушения женщиной, имеющей ребенка в возрасте одного года.

Кроме того, орган (должностное лицо), решающий дело об административном правонарушении, может признать смягчающими и другие обстоятельства, не указанные в законодательстве. На практике юрисдикционные органы относят к таким обстоятельствам возраст, состояние здоровья, инвалидность, положительное поведение в быту и т.д.

Законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях могут быть предусмотрены и иные обстоятельства, смягчающие административную ответственность.

Судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело об административном правонарушении, могут признать смягчающими обстоятельства, не указанные в настоящем Кодексе или в законах субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях (принцип целесообразности).

Одновременно субъектом, уполномоченным рассматривать дела об административных правонарушениях, должны учитываться обстоятельства, отягчающие административную ответственность лица, совершившего административное правонарушение (ст. 4.3 КоАП РФ).

ОБСТОЯТЕЛЬСТВАМИ, ОТЯГЧАЮЩИМИ АДМИНИСТРАТИВНУЮ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ, ПРИЗНАЮТСЯ:

В соответствии мо ст. 35 обстоятельствами, отягчающими ответственность за административные правонарушения, признаются:

а) продолжение противоправного поведения, несмотря на требование уполномоченных на то лиц прекратить его. Оно свидетельствует, во-первых, о злостном характере правонарушения, о нежелании виновного отказаться от противоправного поведения и, во-вторых, об игнорировании правомерных требований уполномоченных на то лиц о прекращении совершенного правонарушения. При этом следует иметь в виду, что неисполнение законных требований отдельных должностных лиц и представителей общественности о прекращении правонарушения образует самостоятельный состав административного проступка (ст. 165 КоАП);

б) повторное в течение года совершение однородного правонарушения, за которое лицо уже подвергалось административному взысканию. Оно свидетельствует об устойчивой противоправной установке нарушителя, в отношении которого не оказало своего воспитательного и предупредительного воздействия административное взыскание, наложенное за первое правонарушение. Во-первых, это должно быть однородное правонарушение. Если данное лицо, ранее подвергавшееся административному взысканию, совершает после этого иные административные правонарушения, то такой рецедив (общий рецедив) административное законодательство не принимает в качестве отягчающего ответственность обстоятельства. Во-вторых, законодатель в соответствии со ст. 39 Кодекса устанавливает годичный срок, в течение которого правонарушение может быть признано повторным. В третьих, за однородное правонарушение были применены меры административного взыскания. В-четвертых, отягчающим признается повторное совершение правонарушения, если оно не является квалифицированным признаком состава правонарушения;

в) совершение правонарушения лицом, ранее совершавшим преступления, является отягчающим обстоятельством независимо от того, привлекалось ли оно за него к уголовной ответственности или нет. Сам факт преступного поведения свидетельствует о повышенной общественной опасности лица, совершившего после преступления еще и административное правонарушение;

г) вовлечение несовершеннолетнего в правонарушение отягчает ответственность независимо от того, в какой форме оно совершалось (подстрекательство, обман, уговоры, использование зависимого положения и др.) при этом вовлечение несовершеннолетнего предполагает в данном случае его вовлечение в совершение правонарушения. Учитывая особую опасность вовлечения несовершеннолетнего в пьянство, законодатель предусмотрел административную ответственность за доведение этих лиц до состояния опьянения. (ст. 163 Кодекса);

д) совершение правонарушения группой лиц всегда представляет большую опасность. При этом имеется в виду объединение усилий для совершения одного и того же административного правонарушения. Самостоятельное совершение однородных правонарушений несколькими лицами не является отягчающим ответственность обстоятельством;

е) совершение правонарушения в условиях стихийного бедствия или при других чрезвычайных обстоятельствах. Под условиями стихийных бедствий понимаются землетрясение, обвалы, сели, пожары, наводнения и т.п. обстоятельства. К другим чрезвычайным обстоятельствам относятся военное положение и другие условия, резко осложняющие обстановку и создающие повышенную опасность для населения;

ж) совершение правонарушения в состоянии опьянения. Органа (должностное лицо), налагающее административное взыскание, в зависимости от характера административного правонарушения может не признавать данное обстоятельство отягчающим. Такое состояние должно быть установлено материалами дела (акт медицинского освидетельствования, показание свидетелей и др.). Для некоторых видов административных правонарушений состояние опьянения является одним из неотъемлемых признаков состава. Например, ответственность за появление в общественных местах в состоянии опьянения, управление транспортом водителями в состоянии опьянения. Закон предоставляет право должностному лицу (органу), налагающему административное взыскание, не признавать состояние опьянения отягчающим обстоятельством в зависимости от характера административного правонарушения.

Перечень указанных в данной статье обстоятельств, отягчающих ответственность за административное правонарушение, является исчерпывающим, т.е. орган (должностное лицо), решающий дело, не вправе признать отягчающим обстоятельство, не названное в ст. 35.

Судья, орган, должностное лицо, налагающие административное взыскание, в зависимости от характера совершенного административного правонарушения могут не признать данное обстоятельство отягчающим.

Обстоятельства, предусмотренные ч. 1 настоящей статьи, не могут учитываться как отягчающие в случае, если указанные обстоятельства предусмотрены в качестве квалифицирующего признака административного правонарушения соответствующими нормами об административной ответственности за совершение административного правонарушения.

Порядок наложения административных взысканий за совершение нескольких административных правонарушений определен статьей 4.4 КоАП РФ.

При совершении лицом двух и, более административных правонарушений административное взыскание налагается за каждое совершенное административное правонарушение.

Если лицо совершило несколько административных правонарушений, дела о которых рассматриваются одним и тем же органом, должностным лицом, взыскание налагается в пределах только одной санкции.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: