Задачи, средства и методы физического воспитания дошкольников

Воспитательные задачи по физическому воспитанию дошкольников направлены на развитие качеств личности ребенка и потребности в физическом совершенстве (формирование нравственно — физических навыков; формирование потребности в физическом совершенстве; воспитание культурно — гигиенических навыков).

Основные средства: деятельность детей, игры, художественные средства.

Формы: физкультурно-оздоровительная работа в режиме дня (утренняя гимнастика, подвижные игры, физические упражнения на прогулке и т.п.), самостоятельная двигательная деятельность детей, активный отдых.

Методы: упражнения, беседы, игры, создание проблемных ситуаций, анализ физических и нравственных качеств, специальное обучение на занятиях физической культурой, знакомство со знаменитыми спортсменами, личный опыт детей.

Оздоровительные задачи имеют жизнеобеспечивающий смысл (охрана и укрепление здоровья, закаливание, развитие движений). От их успешного решения зависит здоровье, а зачастую и жизнь человека.

Основные средства: гигиенические и социально бытовые факторы, полноценное питание, оздоровительные силы природы, рациональный режим жизни, физические упражнения.

Условия: знание особенностей функционирования детского организма, профессионально грамотный подход к оборудованию материальной среды, внимательное отношение к выбору программы оздоровления, постоянство и систематичность в работе по охране и укреплению здоровья детей.

Образовательные задачи, связаны с формированием у ребенка осознанного отношения к своему здоровью (формирование представлений о своем организме, о здоровье; формирование навыков выполнения основных движений; формирование представлений ребенка о режиме, об активности и отдыхе).

Основные средства: образец взрослого, собственная деятельность детей, художественные средства.

Формы: физкультурные занятия и повседневная жизнь.

Методы: экспериментирование, упражнения, беседы, рассматривание картин и иллюстраций, просмотр фильмов.

Анализ содержания современных программ для дошкольных учреждений позволяет сделать выводы о том, что несмотря на различия в концепциях, подходах, методах и средствах решения проблемы оздоровления детей дошкольного возраста, в содержании каждой программы авторами проблема сохранения здоровья детей признается приоритетной и ей уделяется первостепенное значение. Программы предлагают быть активными в работе не только педагогам, но и самим детям, родителям. Можно выделить общие задачи сохранения здоровья детей, характерные для большинства программ по физическому воспитанию дошкольников:

- научить детей определять свое состояние и ощущения;

- сформировать активную жизненную позицию;

- сформировать представления о своем теле, организме;

- учить укреплять и сохранять свое здоровье;

- понимать необходимость и роль движений в физическом развитии;

- обучать правилам безопасности при выполнении физических упражнений и различных видов деятельности;

- формировать представления о том, что полезно и что вредно.

Кандидат педагогических наук, доцент Н. Н. Ефименко (Украина) в 1999 году выпустил программу «Театр физического развития и оздоровления» для детей дошкольного и младшего школьного возраста. В ней автор сформулировал основные принципиально новую систему физического воспитания и оздоровления детей первых 10 лет жизни. Данная система опирается на объективные законы развития человеческого организма. Основной идеей является — превратить однообразные занятия в занятия — спектакли, дарящие детям радость и приносящие пользу их физическому, интеллектуальному развитию, формированию межличностных отношений.

Десть профессиональных заповедей:

  1. Следуй логике природы.
  2. Педагогика должна быть естественной.
  3. Физическое воспитание дошкольников должно происходить по развивающей спирали.
  4. «Педагогический спидометр, или о так называемых общеразвивающих упражнениях», подбирай подготовительную часть занятия в соответствии с «эволюционной гимнастикой».
  5. Деление занятия на 3 части должно быть не формальным, а по физиологической сути.
  6. Играя — оздоровлять, играя — воспитывать, играя — обучать.
  7. Физическое воспитание должно заряжать детей положительными эмоциями.
  8. Двигательный портрет дошкольника «рисует» методика игрового тестирования «Создавай тренажеры сам».
  9. Здоровье здоровых требует профилактики и коррекции.
  10. «Через движение и игру — к воспитанию Человека будущего: комплексная педагогика жизни».

Вопросы для обсуждения:

1. Понятие «физическое развитие» и «физическое воспитание».

2. Задачи, средства, формы и методы физического воспитания дошкольника.

3. Основные требования организации:

— режима дня;

— питания;

— закаливания.

4. Современные программы по физическому воспитанию дошкольников.

Задание для самостоятельной работы:

Составить сравнительную таблицу трех программ по физическому воспитанию дошкольников (по выбору) по следующим вопросам: задачи, средства, методы физического воспитания.

Литература:

1. Богина Т. Л., Терехова Н. Т. Режим дня в детском саду. — М., 1987.

2. Вавилова Е. Н. Укрепление здоровья детей. — М., 1986.

3. Глазырина Л. Д. Физическая культура — дошкольникам. Программа, программные требования. — М., 1999.

4. Змановский Ю. Ф. Здоровый дошкольник // Дошкольное воспитание. 1995 — № 6.

5. Козлова С. А., Куликова Т. А. Дошкольная педагогика. — М., 1998.

6. Лазарев М. Л. Здравствуй. — М., 1999.

7. Маханева М. Новые подходы к организации физического воспитания // Дошкольное воспитание. 1992 — № 2.

8. Осокина Т. И. Физическая культура в детском саду. — М., 1986.

9. Харитонова Н. Лечебная физкультура // Дошкольное воспитание. 2005 — № 11.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: