Предмет, система и источники административного права российской федерации
- АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВО В СИСТЕМЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.
- СПЕЦКУРС АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВА И ЕГО ЗНАЧЕНИЕ В ПОДГОТОВКЕ СОТРУДНИКОВ ФСБ РОССИИ
- ИСТОЧНИКИ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВА.
1.АДМИСТАТИВНОЕ ПРАВО В СИСТЕМЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.
Понимается:
- как отрасль права
- как наука
- как учебная дисциплина
Административное право – это самостоятельная часть системы правы Российской Федерации, состоящая из юридических норм, регулирующих общественные отношения в сфере государственного управления (или в сфере деятельности ФОИВ).
В России в начале было полицейское право, потому что именно полиция осуществляла функции государственного управления. Только в начале 20 века выделилось административное право.
ПРЕДМЕТ административного права – это урегулируемые нормами административного права общественные отношения в сфере государственного управления.
Управленческие отношения :
- В ЗАВИСИМОСТИ ОТ СУЪЕКТА
а. ОИВ (ОГУ) – орган исполнительной власти (орган государственного управления).
Между двумя равнозначными или неравными органами исполнительной власти. (Пример: МВД-ФСБ; ПРАВИТЕЛЬСТВО – МИНИСТЕРСТВО).
б. ОИВ (ОГУ) – администрация государственного предприятия, организации, учреждения
в.ОИВ (ОГУ) – администрация негосударственного предприятия, организации, учреждения
г. ОИВ (ОГУ) – орган местного самоуправления. (Мэр Москвы – глава управы).
д.ОИВ (ОГУ) – общественное объединение (Министерство Юстиции – партия)
е. ОИВ (ОГУ) – гражданин. (Сотрудник милиции – лицо, совершившее административное правонарушение).
2. ПО СФЕРАМ
а. В сфере управления экономикой
б.В социально – культурной сфере
в. В административно – политической сфере
3. ПО ЦЕЛИ ВОЗНИКНОВЕНИЯ
а. Внутриорганизационные ( Наличие служебной подчинённости; формирование управленческих структур; основы взаимодействия внутри аппарата).
б. Внешнеорганизационные ( Отсутствие служебной подчинённости; воздействие на объект, не входящей в администрацию).
ФУНКЦИИ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВА
1.Подзаконное нормотворчество
2.Правоисполнительная
3. Правоохранительная
МЕТОДЫ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВА
Методы административного права – это совокупность правовых средств, способов, приёмов регулирующего воздействия на управленческие отношения.
Административное право использует 3 юридических возможности:
- предписание
- запрет
- дозволение
Предписание –это возложение прямой юридической обязанности совершать те или иные действия в определённых условиях.
Запрет – это возложение прямой юридической обязанности не совершать те или иные действия в определённых условиях.
Дозволение – юридическое разрешение совершать определённые действия, либо не совершать их по своему усмотрению.
Административное право взаимодействует с другими отраслями права:
1.ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПРАВО – ведущая отрасль права.
2. Многие отрасли используют административные нормы .
3. Административное право и Уголовное право предусматривают нарушения за схожие правонарушения; некоторые административные проступки могут перерасти в уголовное преступление.
СИСТЕМА АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВА
Система административного права – это его внутреннее строение, которое выражается в единстве и согласованности административных норм, но вместе с тем разделением административного права на отдельные институты.
С 1935г. в России:
- Административное право как наука исследует закономерности развития административного права. (теоретики: Козлов, Алёхин)
- Административное право как учебная дисциплина, важнейшая составляющая юридического образования.
Система административного права как отрасли права
1.Общая часть
- предмет
- формы и методы
- субъекты административного права
- ответственность по административному праву
- административный процесс
2. Особенная часть
- экономическая сфера
- социально-культурная сфера
административно-политическая сфера
2. СПЕЦКУРС АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВА И ЕГО ЗНАЧЕНИЕ В ПОДГОТОВКЕ СОТРУДНИКОВ ФСБ РОССИИ
Система административного права как спецкурса
1.Общая часть
- предмет
- формы и методы
- субъекты административного права
- ответственность по административному праву
- административный процесс
2. Особенная часть
- административно – политическая сфера.
3. Административно – правовой режим
3. ИСТОЧНИКИ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВА.
Источники административного права – это внешняя форма выражения административно-правовой нормы.
Нормативно-правовой акт является источником административного права, если он содержит административно-правовые нормы (регулирует общественные отношения в сфере государственного управления).
Источники административного права на федеральном уровне
I. Законодательные
1. Конституция Российской федерации
2. Федеральные Конституционные законы
3. Федеральные законы
4. Законы РСФСР; законы Российской Федерации; законы СССР
II. Подзаконные
1. Указы президента
2. Постановления правительства
3. Акты министерств и ведомств
Источники административного права на уровне субъектов
I. Законодательные
1. Конституции и уставы субъектов Российской Федерации
2. Законодательство субъектов
II. Подзаконные
1. Президентские акты, акты глав администраций
2. Акты правительств субъектов
3. Акты министерств и ведомств субъектов
Источники административного права на уровне местного самоуправления (в случае наделения органами местного самоуправления необходимыми государственными полномочиями)
- Акты представительных органов самоуправления
- Акты исполнительных органов самоуправления
Источники административного права на межгосударственном уровне
Межгосударственные соглашения
Источники административного права внутриорганизационного характера
Акты руководителей государственных предприятий, организаций, учреждений (или акты их коллективных органов).
|