Студопедия
Обратная связь


Авиадвигателестроения Административное право Административное право Беларусии Алгебра Архитектура Безопасность жизнедеятельности Введение в профессию «психолог» Введение в экономику культуры Высшая математика Геология Геоморфология Гидрология и гидрометрии Гидросистемы и гидромашины История Украины Культурология Культурология Логика Маркетинг Машиностроение Медицинская психология Менеджмент Металлы и сварка Методы и средства измерений электрических величин Мировая экономика Начертательная геометрия Основы экономической теории Охрана труда Пожарная тактика Процессы и структуры мышления Профессиональная психология Психология Психология менеджмента Современные фундаментальные и прикладные исследования в приборостроении Социальная психология Социально-философская проблематика Социология Статистика Теоретические основы информатики Теория автоматического регулирования Теория вероятности Транспортное право Туроператор Уголовное право Уголовный процесс Управление современным производством Физика Физические явления Философия Холодильные установки Экология Экономика История экономики Основы экономики Экономика предприятия Экономическая история Экономическая теория Экономический анализ Развитие экономики ЕС Чрезвычайные ситуации ВКонтакте Одноклассники Мой Мир Фейсбук LiveJournal Instagram 500-летие Реформации

Загрузка...

Понятие органа государственного управления

Органы государственного управления – это разновидность органов государственной власти. Следовательно, им присущи основные черты, свойственные органам государственной власти. Исходя из этого, необходимо выяснить признаки государственного органа.

Государственный орган –это организованный коллектив, образующий самостоятельную часть государственного аппарата, наделенную собственной компетенцией, выполняющую публичные функции.

Таким образом, государственный орган можно характеризовать, прежде всего, как организацию, коллектив, управляемую группу людей. Но для органа государства характерно то, что он является организацией политической, т.е. наделенной государственной властью, призванной выступать от имени государства, выполнять его функции. Это предполагает наделение их специфического рода полномочиями, которые по своей природе являются государственно-властными. Наличие государственно-властных полномочий – главный юридический признак любого государственного органа.

В чем суть государственно-властных полномочий?

Прежде всего, в праве государственных органов государства издавать от имени государства юридические акты, обязательные для исполнения. Акты государственных органов могут быть адресованы другим органам государства, должностным лицам, учреждениям, организациям, предприятиям, гражданам, а также в ряде случаев и общественным организациям (если государственные органы осуществляют руководство ими).

Специфической особенностью государственно-властных полномочий органов государства является то, что они могут выходить за рамки данного государственного органа и распространяться на ту область или отрасль хозяйственного, социально-культурного или административно-политического строительства, с которой связано функционирование данного органа. При этом акты органов государства могут распространяться не только на непосредственно подчиненных должностных лиц, работающих в подведомственной данному органу области, но и на граждан. Этот внешний фактор не является универсальным, тем не менее, наиболее четко и ярко выражает сущность властных полномочий органов государства.

Сфера действия полномочий органов государства определяется конкретным местом, занимаемым каждым из них в системе государственного аппарата, и характером задач, стоящих перед соответствующим органом.

Органы государства вправе реализовывать принимаемые ими акты путем использования от имени государства соответствующих мер воспитания, убеждения, поощрения.

Для государственно-властных полномочий характерно также право на осуществление от имени государства надзора (наблюдения) за исполнением требований правовых актов. Это закономерно, ибо власть выражается не только в установлении определенных обязанностей и т.п., но и в обеспечении их реального выполнения и соблюдения государственными и общественными организациями, должностными лицами и гражданами.

В необходимых случаях и в целях обеспечения выполнения требований издаваемых ими правовых актов они имеют право применять установленные меры принуждения.

Все указанные действия органов государства обязательны, ибо подкрепляются авторитетом и силой государства.

Таким образом, основными признаками органа государства являются следующие:

· орган государства – это часть аппарата государства;

· орган государства есть организация, т.е. ячейка человеческого коллектива, оформленного в определенной степени;

· орган государства является политической организацией;

· он осуществляет от имени государства его задачи и функции;

· обладает государственно-властными полномочиями;

· имеет определенную компетенцию, структуру и территориальный масштаб деятельности;

· образуется в порядке, установленном законом, осуществляет возложенные на него задачи посредством одного из видов государственной деятельности;

· несет ответственность перед государством за свою деятельность.

Понятие органа государственного управления в основном совпадает с понятием органа государства, но это совпадение не является полным. Понятие органа государства является более широким.

Каждый орган государственного управления, как и любой орган государства, имеет свою компетенцию, организационную структуру, территориальный масштаб деятельности. В то же время органы государственного управления обладают и специфическими признаками, отличающими их от иных видов государственных органов. Эти признаки определяются своеобразием стоящих перед органами исполнительной власти задач и методов их осуществления, особым характером их государственной деятельности:

1) они осуществляют специфическую по своему содержанию и методам государственную деятельность – государственное управление;

2) являются субъектами исполнительной власти и в то же время специальными субъектами государственного управления. Их обычно именуют исполнительно-распорядительными органами; в этом смысле данные органы олицетворяют собой исполнительный аппарат государства. В Конституции Республики Беларусь термин «исполнительно-распорядительные органы» употребляются применительно к местным органам государственного управления (ст.117, 119, 120, 122). Но следует отметить, что эта деятельность однотипна, идет ли речь о Совете Министров, министерствах, ведомствах, исполкомах. Необходимо также уяснить, что орган исполнительной власти всегда орган государственного управления, в то же время не всякий орган государственного управления является органом исполнительной власти. Эта власть имеет разветвленный механизм, в том числе управленческие органы, действующие лишь в качестве звеньев этого механизма иного (второго) порядка, чем органы исполнительной власти. Так, администрация государственного объединения, предприятия, учреждения, выполняя управленческие функции, является органом внутреннего управления, или, как еще ее называют, внутреннего самоуправления, и к органам исполнительной власти не относится.

3) осуществляют свою деятельность на основе и во исполнение закона, используя в этих целях юридические средства нормотворческого, оперативно-исполнительного (юрисдикционного) характера;

4) деятельность органов государственного управления в пределах предоставленных государственно-властных полномочий направлена на осуществление общего, непосредственного, повседневного оперативного руководства объектами хозяйственного, социально-культурного и административно-политического строительства.

Таким образом: орган государственного управления (исполнительной власти)представляет собой такую организацию, которая, являясь частью государственного аппарата, призвана в порядке исполнительно-распорядительной деятельности осуществлять от имени государства и в объеме предоставленных ему государственно-властных полномочий повседневное и непосредственное руководство объектами хозяйственного, социально-культурного и административно-политического строительства.

Правовое положение органов управления находит свое конкретное выражение в их компетенции. В ней закрепляются цели, задачи, функции, права и обязанности, формы и методы деятельности этих органов, т.е. их административная правоспособность и дееспособность.

Компетенция органов государственного управления закрепляется в Конституции Республики Беларусь, законах, декретах и указах Президента Республики Беларусь, положениях о конкретных ведомствах.





 

Читайте также:

Система органов государственного управления, принципы ее построения

Сроки при осуществлении административных процедур

Правовая характеристика мер административного взыскания

Местные органы исполнительной власти

Надведомственный (внешний) контроль

Вернуться в оглавление: Административное право Беларуси

Просмотров: 11992

 
 

107.22.97.23 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам.