Система ГО организуется на всех объектах экономики. В мирное время ГО своими органами управления, специально уполномоченными на решение задач в области ГО (они же — органы повседневного управления РСЧС), сетью наблюдения и лабораторного контроля, отдельными службами и формированиями участвует в решении ряда задач РСЧС. К объектам экономики относятся производственные, сельскохозяйственные предприятия, учебные заведения и другие организации независимо от форм собственности. На объекте организуется комиссия по чрезвычайным ситуациям (ОКЧС). Начальником ГО — председателем КЧС объекта — является его руководитель (директор, управляющий, ректор и т. д.). Он несет ответственность за организацию работ по выявлению потенциальных опасностей, прогнозирование и предотвращение ЧС на предприятии, а также за постоянную готовность сил и средств к проведению спасательных и других неотложных работ. Он подчиняется в оперативном отношении председателю городского (районного) КЧС. Состав объектовой КЧС — председатель, три заместителя (главный инженер, зам. по производству и начальник штаба ГО). Члены КЧС (руководители — начальники служб):
Объектовое звено системы предупреждения и ликвидации ЧС предназначено для предупреждения ЧС в мирное и военное время, а в случае их возникновения — для ликвидации последствий, обеспечения безопасности рабочих, служащих и населения, защиты окружающей среды и уменьшения материального ущерба. Основные задачи объектовой КЧС:
Структура объектового звена предупреждений и ликвидации ЧС:
Силы и средства, привлекаемые КЧС (объектовые формирования):
Таким образом, в современной вооруженной борьбе ГО приобретает несколько иной характер и назначение, чем прежде. Сохраняя оборонную функцию, она все больше принимает социальную, гуманитарную направленность. По решаемым задачам она сегодня стоит значительно ближе к деятельности МЧС России, чем к деятельности Министерства обороны РФ. В условиях разгула терроризма, ведения необъявленных войн, частых вооруженных конфликтов, а в ходе войн — нанесения ударов по потенциально опасным объектам, задачи, решаемые по защите населения и территорий в мирное и военное время, стали более тесно сочетаться, что требует уже не участия, а полноценного функционирования ГО в мирное время. Наиболее реальный путь реформирования ГО — это создание на базе РСЧС и ныне действующей ГО единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций — Российской системы гражданской защиты (РСГЗ). Создание новой системы защиты позволит:
|