Студопедия
Обратная связь


Авиадвигателестроения Административное право Административное право Беларусии Алгебра Архитектура Безопасность жизнедеятельности Введение в профессию «психолог» Введение в экономику культуры Высшая математика Геология Геоморфология Гидрология и гидрометрии Гидросистемы и гидромашины История Украины Культурология Культурология Логика Маркетинг Машиностроение Медицинская психология Менеджмент Металлы и сварка Методы и средства измерений электрических величин Мировая экономика Начертательная геометрия Основы экономической теории Охрана труда Пожарная тактика Процессы и структуры мышления Профессиональная психология Психология Психология менеджмента Современные фундаментальные и прикладные исследования в приборостроении Социальная психология Социально-философская проблематика Социология Статистика Теоретические основы информатики Теория автоматического регулирования Теория вероятности Транспортное право Туроператор Уголовное право Уголовный процесс Управление современным производством Физика Физические явления Философия Холодильные установки Экология Экономика История экономики Основы экономики Экономика предприятия Экономическая история Экономическая теория Экономический анализ Развитие экономики ЕС Чрезвычайные ситуации


Направления экономического использования интеллектуальной собственности

Экономическая функция интеллектуальной собственности состоит в возможности ее использования в качестве актива, приносящего доход. Экономическое использование интеллектуальной собственности позволяет покрыть издержки, связанные с интеллектуальным производством и стимулирует новое производство. Рассмотрим направления этого использования:

1. Экономическое использование интеллектуальной собственности связано с реализацией как личных, так и имущественных прав. Хотя личные права и называют неимущественными, они затрагивают финансовые интересы авторов и патентообладателей, во-первых потому, что требуют защиты и в случае их нарушения например, если имя автора не упоминается при использовании произведения или искажается, если произведение обнародовано (впервые исполнено) без разрешения автора, влекут за собой судебные санкции, компенсирующие моральный вред, причиненный автору нарушением его прав (размер материальной компенсации устанавливается судом). Во-вторых, репутация автора – один из важнейших факторов формирования цены произведения, оценки объекта ИС. Например, при оценке произведений живописи учитывается популярность имени художника, известность его широкому кругу потребителей и специалистов, количество публикаций об авторе и его выставках, факты его биографии и, наконец, жив художник или умер. В-третьих, имя автора или исполнителя может быть использовано в качестве товарного знака при условии согласия этого лица или его наследника на регистрацию такого знака (например, имя Аллы Пугачевой использовано при выпуске духов под товарным знаком «Алла Пугачева» и женской обуви и аксессуаров под торговой маркой Alla Pugachova). Все эти случаи связаны с финансовыми интересами создателей ОИС.

2. В отличие от неотчуждаемых личных неимущественных прав, имущественные права могут передаваться другим лицам. В этом состоит способ их экономического использования. Передача прав интеллектуальной собственности закрепляется в договоре, о видах которого сказано в §1.

Одним из пунктов договора являются условия, размер и порядок авторского вознаграждения (в перечне авторских прав не выделено право на вознаграждение (гонорар) в связи с тем, что оно является составной частью каждого из имущественных прав: права на воспроизведение, права на распространение и т.д.).

Размер и порядок исчисления вознаграждения устанавливаются в договоре и определяются сторонами свободно, без каких-либо внешних ограничений: основной принцип авторского права – свобода творчества – распространяется и на порядок вознаграждения автора. Исключением является лишь минимальные границы ставок вознаграждения, устанавливаемые государством и имеющими цель защитить материальные интересы автора.

На размер вознаграждения влияет ряд факторов, наиболее важные из которых: художественная ценность самого произведения, объем передаваемых на него прав и характер рынка, на котором продается объект интеллектуальной собственности. Покупка исключительных авторских прав создает их владельцу определенное монопольное положение, возможность установления на рынке цены и контроля над ней, а значит, более эффективна как источник извлечения прибыли, чем приобретение неисключительных прав.

Однако объем монопольной прибыли зависит, в свою очередь, от емкости рынка – возможного количества продаж, определяемого платежеспособностью покупателей и степенью их потребности в благе. Поэтому на емком рынке заключение нескольких договоров о продаже неисключительных прав дадут автору возможность более эффективно компенсировать творческие издержки за счет общей суммы гонораров, суммарной величины авторского вознаграждения, а покупателям неисключительных прав и в условиях свободы рынка и конкуренции (ведь на нем не будет монополиста – обладателя исключительных прав) удастся освоить весь совокупный спрос на культурный продукт. На узком рынке с небольшим возможным объемом продаж эффективнее продажа исключительных прав в связи с тем, что конкуренция обладателей неисключительных прав снизит цены, а следовательно, объем вознаграждения.

Между объемом и характером передаваемых прав, с одной стороны, и ценой договора, с другой стороны, существует, как правило, прямая зависимость: плата за монопольное положение, которое дает покупка исключительных прав, или полная покупка прав, выше, чем плата за вход на конкурентный рынок.

Величина вознаграждения зависит и от механизма взаимодействия авторов (обладателей авторских прав) и их пользователей. Баланс интересов авторов и пользователей может быть установлен с учетом посредников – организаций, коллективно управляющих правами авторов. Такие функции посредников на рынке авторских прав оказывают Российское авторское общество (РАО), Российская фонографическая организация (РФО), Российская ассоциация музыкальных продюсеров (РАМП), Российское общество по смежным правам (РОСП), Российское общество по управлению правами исполнителей (РОУПИ) и др.

Взимая определенный процент за свои услуги, подобные организации контролируют процесс использования прав авторов многочисленными организациями – потребителями: издательствами, радио- и телекомпаниями, киностудиями, концертными организациями, театрами. Контроль за «собираемостью авторских вознаграждений», осуществляемый такими посредниками, обеспечивает экономические стимулы творческой деятельности авторов.

В договоре устанавливается форма размеравознаграждения. И закон и практика определяют следующие из них:

- паушальный1 платеж – общая сумма без дифференциации на составляющие ее части и слагаемые, твердо установленная цена договора. Может применяться при заключении договора (договора-заказа) на создание произведения. Например, когда киностудия, галерея, издательство заказывают будущее произведение киносценаристу, художнику, писателю. Или при продаже (полной передаче исключительных прав) созданного произведения художником – галерее, сценаристом – киностудии, писателем – издательству;

- роялти – авторский гонорар в форме фиксированного процента. В качестве базы определения роялти могут использоваться: объемы продаж (например, при продаже книжного тиража как процент с цены проданного экземпляра книги), валовые сборы (например, от продажи театральных билетов);

- сочетание обеих форм платежа (например, сценарист передает театру право на публичное исполнение (постановку и прокат) своей пьесы, за что театр выплачивает ему фиксированную сумму вознаграждения, а также обязуется выплачивать роялти от валового сбора от продажи билетов на спектакль).

3. К интеллектуальным правам помимо личных, неимущественных и исключительных (имущественных) относится право следования. Оно связано с часто встречающимися в практике ситуациями, когда авторы произведений изобразительного искусства продают оригиналы своих произведений за бесценок (ведь для продвижения искусства на рынок нужны иные, чем художественные, предпринимательские способности), а затем такие оригиналы перепродаются по цене многократно превышающей первоначальную. В связи с этим Кодекс предусматривает право автора требовать вознаграждение в виде процентных отчислений от цены каждой публичной перепродажи (через аукцион, галерею, художественный салон, магазин и т.д.).

4. Развитие музыкальной индустрии основано на использовании ОИС (произведений кино, музыки) прежде всего в домашних условиях и связанно прежде всего с частным копированием ОИС, распространением их на носителях (аудио- и видеокассетах, компакт-дисках и т.д.) и использованием аудио и видеотехники. Разрешение или запрещение копирования произведения в таких условиях крайне затруднено. В связи с этим во многих странах и в России введены особые сборы с изготовителей и импортеров такого оборудования и носителей. Вознаграждение для правообладателей (музыкантов, исполнителей и проч.) должно быть включено в цену продаваемой изготовителями и импортерами техники и оборудования, и в результате «переложено» на частных лиц, которые осуществляют воспроизведение фонограмм и аудиовизуальных произведений в домашних условиях. Сборщиком вознаграждения является организация коллективного управления правами (например РАО). Доли вознаграждения между каждой категорией правообладателей распределены следующим образом: 40% – авторам, 30% – исполнителям, 30% – изготовителям фонограмм или аудиовизуальных произведений.

5. В процессе создания организаций первоначальным и самым главным этапом является формирование её имущества. От структуры, стоимости и размеров имущества зависит успешность, эффективность работы предприятия и, поскольку полученная прибыль должна распределяться между участниками организации, их личная заинтересованность в предприятии. В качестве вклада в имущество организации при её создании можут быть использованы объекты интеллектуальной собственности.

Использование ОИС в качестве вклада в имущество предприятия с целью вовлечения этих объектов в процесс производства товаров и услуг и извлечение на этой основе прибыли означает, что объект ИС становится средством производства, активом предприятия. Специфический характер такого актива в отсутствии у него «материально-вещественной (физической) структуры» (Положение по бухгалтерскому учету №14/2007).

К нематериальным активам относятся права на произведения науки, литературы и искусства, программы для ЭВМ, изобретения, полезные модели, селекционные достижения, секреты производства, товарные знаки и знаки обслуживания, т.е. нематериальные активы – это стоимость прав на перечисленные ОИС, имеющиеся у предприятия. Нематериальные активы предприятия формируются в процессе: 1) приобретения прав, возникающих из патента, свидетельства, договора об отчуждении исключительного права на результат интеллектуальной деятельности, лицензионного договора; 2) в процессе создания объекта интеллектуальной собственности самим предприятием.

Помимо ОИС к числу нематериальных активов относится деловая репутация предприятия. Нематериальные активы – один из важных факторов конкурентоспособности организации и её инвестиционной привлекательности. Однако в организациях культуры они недооценены (или оценены неправильно) или вообще не учитываются. Примером этого являются объекты культурного наследия, которые учитываются в балансе предприятий в большинстве случаев не в денежной, а в натуральной форме, в связи с отсутствием их экономической оценки. Это же касается средств индивидуализации предприятий культуры (об этом – в следующем параграфе).

6. Объем и стоимость (ценность) нематериальных активов определяет возможность получения кредитов предприятием. Исключительные права на объекты интеллектуальной собственности и средства индивидуализации могут быть предметом залога при получении кредита, равно как и объектом обращения взысканий. К примеру, если у киностудии недвижимость сдана в аренду, оборудование устарело, а денег на счете нет, то взыскание по уплате долгов киностудии может быть обращено на её авторские права. Эта новация Четвертой части Гражданского кодекса способствует коммерциализации интеллектуальной собственности.

7. Экономическое использование средств индивидуализации. Этому направлению посвящен отдельный параграф 4.

8. Основные условия использования объектов интеллектуальной собственности третьими лицами заключаются в том, что последние должны получить на это согласиеавтора и выплатить ему вознаграждение. В случае нарушения исключительного права нарушители по решению суда обязаны:

- возместить убытки, включая упущенную выгоду;

- либо выплатить компенсацию в любой из двух форм:

· в размере от 10 тыс. руб. до 5 млн. руб, определяемом по решению суда;

· в двукратном размере стоимости экземпляров произведения или в двукратном размере стоимости права использования произведения, определяемого исходя из цены, которая при сравниваемых обстоятельствах взимается за правомерное использование произведения.

В случае неоднократного и грубого нарушения исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности введена мера в виде ликвидации юридического лица или прекращения деятельности индивидуального предпринимателя.

Поскольку объекты интеллектуальной собственности обладают свойствами общественного блага, закон предусматривает возможность свободного, т.е. без соблюдения названных условий, использования ОИС в ряде определенных случаев, например, в целях цитирования, учебных, судебных и информационных целях, для публичного исполнения и др.

Однако практика свободного использования ОИС гораздо шире предусмотренных законом случаев. Она связана с незаконным использованием объектов интеллектуальной собственности в виде плагиата и пиратства. Рынок нелегального использования интеллектуальной собственности, огромный по масштабам, – это сфера ущемления прав создателей интеллектуальной собственности, их экономических и моральных интересов.





 

Читайте также:

Отраслевая структура культуры

Музеи-заповедники

Организационная структура культуры

Характеристика предложения

Вернуться в оглавление: Введение в экономику культуры

Просмотров: 1234

 
 

© studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам