Студопедия
Обратная связь


Авиадвигателестроения Административное право Административное право Беларусии Алгебра Архитектура Безопасность жизнедеятельности Введение в профессию «психолог» Введение в экономику культуры Высшая математика Геология Геоморфология Гидрология и гидрометрии Гидросистемы и гидромашины История Украины Культурология Культурология Логика Маркетинг Машиностроение Медицинская психология Менеджмент Металлы и сварка Методы и средства измерений электрических величин Мировая экономика Начертательная геометрия Основы экономической теории Охрана труда Пожарная тактика Процессы и структуры мышления Профессиональная психология Психология Психология менеджмента Современные фундаментальные и прикладные исследования в приборостроении Социальная психология Социально-философская проблематика Социология Статистика Теоретические основы информатики Теория автоматического регулирования Теория вероятности Транспортное право Туроператор Уголовное право Уголовный процесс Управление современным производством Физика Физические явления Философия Холодильные установки Экология Экономика История экономики Основы экономики Экономика предприятия Экономическая история Экономическая теория Экономический анализ Развитие экономики ЕС Чрезвычайные ситуации ВКонтакте Одноклассники Мой Мир Фейсбук LiveJournal Instagram


Факторы совокупного спроса и совокупного предложения

  На реальном рынке встречаются не два контрагента – продавец и покупатель, а их множество, и цены устанавливаются на основе многих, массовых сделок. Совокупный  спрос выступает не как спрос отдельных покупателей или групп населения, а  представляет собой совокупный, платежеспособный спрос в масштабе национального хозяйства.

Взаимосвязь между совокупным спросом и уровнем цен – обратная, то есть такая же, как между спросом на отдельный товар и его ценой. Зависимость между совокупным предложением и уровнем цен – прямая: с ростом цен растет и предложение.

Однако агрегирование, то есть объединение показателей позволяет увидеть проблемы общества в целом. Например, если взаимодействие единичного спроса и предложения приводит к равновесию, т.е. рынок автоматически выравнивает то и другое, то  агрегированные показатели автоматически не выравниваются. Например, рост доходов влияет на совокупный спрос, но не строго пропорционально, потому что не все доходы направляются на потребление, частично они откладываются как сбережение. В результате не все произведенное реализуется и рынок затоваривается, то есть равновесие между совокупным спросом и предложением нарушается.

Это было замечено Джоном Кейнсом, который доказал, что для того, чтобы производство развивалось нормально,   надо стимулировать спрос населения.
Возможна и другая картина, как было в командной экономике СССР, где совокупный спрос опережал предложение, в результате был всеобщий дефицит товаров.

В экономической теории выделяют типичные и нетипичные факторы равновесия совокупного спроса и предложения. К типичным факторам относятся не только доходы, влияющие на  совокупный спрос, но и состояние денежного обращения (инфляция), налогообложение, возможности и условия получения кредита, демографические процессы, национальные и исторические традиции. На совокупное предложение влияют цены на сырье, топливо, комплектующие, налоги,  дотации и другие факторы.  В целом рыночный механизм действует успешно, когда нет резкого колебания цен и опасного воздействия внешних факторов (кризисов, войн, политических потрясений).

Среди нетипичных факторов можно выделить три причины резкого нарушения равновесия совокупного спроса и предложения.

Первая причинна -резкое изменение цен на некоторые товары (нефть, металл, рубль), в том числе из-за перенасыщения рынка, например, из-за необычно высокого урожая – падают цены, сокращается производство, нарушается устойчивость рынка в целом.

Вторая причина - международная политика монополий, например,  в 70-х годах в результате резкого повышения цен на нефть странами  ОПЕК (международного картеля нефтедобывающих стран Ближнего Востока) пострадала экономика ряда стран, в частности США. За короткий срок цены выросли в 3-4 раза. Вздорожал импорт, ухудшились платежные балансы, обострилась конкуренция, усилилась инфляция. В США была срочно разработана программа снижения энергоемкости и материалоемкости.

Третья причина - включение механизмов спекуляции, которые повышают  цены.  

ВЫВОД: чем сложнее хозяйство, тем больше посредников, тем больше потери  общества из-за несбалансированности.





 

Читайте также:

Олигополия как форма несовершенного рынка

Механизм функционирования кредитного рынка

Виды инфляции

Роль Центрального Банка России в регулировании процессов на денежном рынке

Развитие отношений собственности в условиях перехода к рынку

Вернуться в оглавление: Экономическая теория

Просмотров: 4509

 
 

© studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам. Ваш ip: 54.161.8.205