Студопедия
Обратная связь


Авиадвигателестроения Административное право Административное право Беларусии Алгебра Архитектура Безопасность жизнедеятельности Введение в профессию «психолог» Введение в экономику культуры Высшая математика Геология Геоморфология Гидрология и гидрометрии Гидросистемы и гидромашины История Украины Культурология Культурология Логика Маркетинг Машиностроение Медицинская психология Менеджмент Металлы и сварка Методы и средства измерений электрических величин Мировая экономика Начертательная геометрия Основы экономической теории Охрана труда Пожарная тактика Процессы и структуры мышления Профессиональная психология Психология Психология менеджмента Современные фундаментальные и прикладные исследования в приборостроении Социальная психология Социально-философская проблематика Социология Статистика Теоретические основы информатики Теория автоматического регулирования Теория вероятности Транспортное право Туроператор Уголовное право Уголовный процесс Управление современным производством Физика Физические явления Философия Холодильные установки Экология Экономика История экономики Основы экономики Экономика предприятия Экономическая история Экономическая теория Экономический анализ Развитие экономики ЕС Чрезвычайные ситуации


Историческая типологизация культур: формационный и цивилизационный подходы

В истории человечества многими исследователями выделяются определённые типы культур, характеризовавшие жизнь общества на конкретном этапе его развития. В рамках исторического подхода сложились формационная и цивилизационная концепции. К основным установкам формационного подхода воможно отнести следующие:

1. Одной из главных сфер деятельности общества является экономика. Основа экономической жизни – частная собственность.

2. Жизнь и мышление человека обуславливается его экономическим уровнем жизни.

3. Основу развития человека составляет труд и социальные отношения.

4. История развивается путём смены формаций, каждая из которых характеризуется определённым способом производства и преобладающим значением в жизни общества того класса, который владеет средствами производства. Выделяются такие формации:

– Первобытнообщинный строй.

– Рабовладельческий.

– Феодализм.

– Капитализм.

– Социализм.

– Коммунизм.

Общие недостатки формационной теории:

1. Схематизация и стандартизация. В таком подходе трудно учесть национальные особенности, предусмотреть альтернативные возможности в развитии общества и культуры.

2. Формационный подход дегуманистичен. Более того, обращённость к экономике, как основной сфере деятельности человека, перенесла сферу утверждения человеческого существа из его внутреннего мира во внешний, то есть в область производственных отношений. Труд на производстве во благо экономического роста государства был поставлен во главу угла. Несмотря на то, что значимость духовных ценностей в формационной концепции не отвергается, она всё же вытесняется принципами экономической целесообразности. Вся трагичность такого подхода отражена в стихотворении А. Блока «Холодный день»:

Мы встретились с тобою в храме Мы проходили все ворота

И жили в радостном саду, И в каждом видели окне,

Но вот зловонными дворами Как тяжело лежит работа

Пришли к проклятью и труду. На каждой согнутой спине.

И вот пришли туда, где будем Стараясь не запачкать платья,

Мы жить под низким потолком, Ты шла меж спящих на полу;

Где прокляли друг друга люди, Но самый сон их был проклятье,

Убитые своим трудом. Вон там – в заплёванном углу…

Ты оглянулась, заглянула Нет! Счастье – праздная забота,

Доверчиво в мои глаза… Ведь молодость давно прошла.

И по щекам моим скользнула, Нам скоротает век работа –

Блеснула пьяная слеза. Мне – молоток, тебе – игла.

Сиди, да шей, смотри в окошко, Я близ тебя работать стану,

Людей повсюду гонит труд, Авось ты не припомнишь мне,

А те, кому трудней немножко, Что я увидел дно стакана,

Те песни длинные поют. Топя отчаяние в вине.

Цивилизационный подход был разработан в XIX в. Однако наибольшее развитие он получил во второй половине ХХ века благодаря трудам английского историка, социолога Арнольда Джозефа Тойнби (1889–1975). В соответствии с подходом Тойнби, отдельные цивилизации различаются по следующим критериям: историческое время (античная, средневековая цивилизация), географическое пространство (европейская, азиатская цивилизации), ведущая технология производства (традиционное, индустриальное, постиндустриальное общества), межсоциальные отношения (рабовладельческое, феодальное общества), религиозный характер (христианская, буддийская цивилизации). В рамках этого подхода считается, что основой для общечеловеческого развития являются взаимоотношения между разнообразными культурами.

Учёный был убеждён, что носителями исторической жизни могут быть замкнутые, автономные общности, характер которых обуславливается различными факторами (религиозный, географический, языковой…). Каждое такое общество является цивилизацией, которая проходит пять стадий: рождение, рост, надлом, распад и гибель.





 

Читайте также:

Зарождение древних цивилизаций

Искусство в Древнем Шумере

Православие и образование в России

Общие особенности культуры ислама

Суфизм

Вернуться в оглавление: КУЛЬТУРОЛОГИЯ

Просмотров: 815

 
 

© studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам