Студопедия
Обратная связь


Авиадвигателестроения Административное право Административное право Беларусии Алгебра Архитектура Безопасность жизнедеятельности Введение в профессию «психолог» Введение в экономику культуры Высшая математика Геология Геоморфология Гидрология и гидрометрии Гидросистемы и гидромашины История Украины Культурология Культурология Логика Маркетинг Машиностроение Медицинская психология Менеджмент Металлы и сварка Методы и средства измерений электрических величин Мировая экономика Начертательная геометрия Основы экономической теории Охрана труда Пожарная тактика Процессы и структуры мышления Профессиональная психология Психология Психология менеджмента Современные фундаментальные и прикладные исследования в приборостроении Социальная психология Социально-философская проблематика Социология Статистика Теоретические основы информатики Теория автоматического регулирования Теория вероятности Транспортное право Туроператор Уголовное право Уголовный процесс Управление современным производством Физика Физические явления Философия Холодильные установки Экология Экономика История экономики Основы экономики Экономика предприятия Экономическая история Экономическая теория Экономический анализ Развитие экономики ЕС Чрезвычайные ситуации ВКонтакте Одноклассники Мой Мир Фейсбук LiveJournal Instagram


Культура эпохи Просвещения

Для того чтобы понять эпоху Просвещения, важно выделить её предпосылки:

— Духовный надлом эпохи Возрождения.

— Эпоха Реформации и научно-технический прогресс Нового времени породили острую потребность в научно-технических кадрах, способных приносить успех в экономике.

— Складывание протестантизма.

— Появление класса буржуазии, то есть класса, заинтересованного в присутствии научно-технических кадров.

— Складывание основных черт науки (методология, идея обоснованности и доказуемости знаний, интерсубъективность).

— Стремление объяснить жизнь человека и общества на основе логики.

Характерной чертой эпохи Просвещения является обращение к рассудку как к главному инструменту познания. Соответственно, появилась необходимость в просвещении и образовании общества. Ряд религиозных идей оказался отвергнутым, и была совершена попытка организовать общественное бытие на принципах рационализма. Основополагающие позиции эпохи Просвещения сложились в ходе английской революции 1640–1653 гг. Идейные воззрения философов-просветителей послужили существенной предпосылкой к началу французской революции 1789 года. Её начало, по идее, должно было ознаменовать зарождение жизни нового разумного общества, развитие которого, как предполагалось, основывалось бы на науке и принципах справедливости. Важнейшей предпосылкой к созданию нового общественного строя было культивирование идеи, что люди рождаются с равными естественными правами. Отсюда вытекал лозунг: «Свобода, равенство, братство». Финалом этой эпохи стало падение власти якобинцев в 1794 году. Многие мыслители эпохи Просвещения были казнены.

Рассмотрим воззрения некоторых представителей эпохи Просвещения. Вольтер выступал против церкви, но он признавал Бога как творца. Кроме того, он полагал, что, благодаря вере в Бога, люди могут наиболее разумно организовать свою жизнь. По этому поводу он говорил так: «Без Бога нельзя управлять народом». Этим он определял религию как компоненту общественного бытия, которая способствует укреплению власти. Само использование религиозных воззрений в политических целях было не новым для человечества, но в философии Вольтера и в гуманитарной мысли в целом этот способ упрочнения власти стал рационально осознан. Если ранее общество единодушно принимало религиозность как принцип жизненного уклада, то во второй половине XVIII века аристократия отвергла живую веру в Бога, но осознала и сохранила методы использования веры в своих прагматичных интересах. Результатом этих изменений стало расслоение общества не только по социальному и экономическому принципам, но и по религиозно-мировоззренческому. В период средневековья общество было единым в вере в Бога: короли так же молились Богу, как и простолюдины, ибо все перед Богом равны. В эпоху же Просвещения в обществе выделились атеисты, которые уповали лишь на собственный ум. Аристократия стала мыслиться не только как правящая верхушка общества, но и как сообщество людей, полагающихся не на веру в Бога, а на свой разум.

Конечно, в эпоху Просвещения были мыслители, признававшие бытие души. Так, Д. Дидро, несмотря на призыв к разумному (рассудочному) осознанию мира, утверждал, что душа – продукт единства организма. Знания же нужны человеку, чтобы он мог совершенствоваться и увеличивать своё могущество. Однако, согласно другому представителю Просвещения, П.А. Гольбаху, основой и первопричиной всего является материя. Материя – это объективная реальность, которая воздействует на наши чувства и вызывает ощущения. Материя состоит из атомов, а её атрибутом является движение. Всю эмоциональную и духовную жизнь человека он связывал с биологической и физиологической природой последнего. Гольбах в качестве цели истории видел освобождение людей, которое может произойти только тогда, когда человек поймёт свою природу. Однако познание природы человека осуществляется благодаря разуму, что и обосновывает необходимость в просвещении общества. Однако представления о разуме сводились к рассудочной деятельности человека, к законам логики.

В политической жизни Франции выделялись такие мыслители, как Жак Эбер, Жорж Жак Дантон и Максимильен Робеспьер.

Эбер выступал за перераспределение собственности на принципах равенства и ради осуществления этой цели оправдывал крайние меры, такие как террор. Эбер однозначно выступал против церкви. Дантон считал, что частная собственность неприкосновенна, отстаивал свободы в сфере религии и экономики, выступал против террора. Робеспьер боролся против поляризации общества. Именно яркое расслоение общества, по его мнению, порождает чувство попрания справедливости, толкает людей на преступления. Робеспьер предложил специальные налоги на богатых. Террор Робеспьером допускался, но он признавал то, что террор не может решить всех проблем и действенен лишь в исключительных случаях. В отношении религии он предложил идею верховного существа, которая не нашла распространения в обществе. Все три мыслителя в ходе внутренней борьбы за власть были осуждены Революционным трибуналом и казнены. Якобинцы правили со 2 июня 1993 по июль 1994 года.

Обратим внимание на складывание в эпоху Просвещения таких дисциплин, как педагогика (Ян Амос Каменский в 1654 г. издал фундаментальный педагогический труд «Великая дидактика»); эстетика (в 1750 г. А.Г. Баумгартен формулирует предмет эстетики как науки о чувственном познании и эстетической проблематике).

В эпоху Просвещения в искусстве сложились следующие направления:

1. Просветительский классицизм – исходит из признания существования объективных законов художественного творчества, в связи с чем отвергает стихийное вдохновение, поэтические вольности. Основные жанры – трагедия, ода.

2. Просветительский реализм – рассматривает роман как историю частной жизни; направлен на осмысление современности.

3. Сентиментализм. Берёт начало с выхода в свет в 1768 г. книги Лоренца Стерна «Сентиментальное путешествие по Франции и Италии». Главная тема – душевные переживания человека и противоречия между личностью и обществом. К сентименталистам относят Ж.Ж. Руссо, идеи которого оказали влияние на общественную мысль и литературу многих стран.





 

Читайте также:

Культура ислама в современном мире

Генезис культуры

Основные проблемы цивилизованного общества в XXI веке

Общие черты эпохи Возрождения

Культура арабских племён перед зарождением ислама

Вернуться в оглавление: КУЛЬТУРОЛОГИЯ

Просмотров: 2082

 
 

© studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам. Ваш ip: 54.196.24.102