Студопедия
Обратная связь


Авиадвигателестроения Административное право Административное право Беларусии Алгебра Архитектура Безопасность жизнедеятельности Введение в профессию «психолог» Введение в экономику культуры Высшая математика Геология Геоморфология Гидрология и гидрометрии Гидросистемы и гидромашины История Украины Культурология Культурология Логика Маркетинг Машиностроение Медицинская психология Менеджмент Металлы и сварка Методы и средства измерений электрических величин Мировая экономика Начертательная геометрия Основы экономической теории Охрана труда Пожарная тактика Процессы и структуры мышления Профессиональная психология Психология Психология менеджмента Современные фундаментальные и прикладные исследования в приборостроении Социальная психология Социально-философская проблематика Социология Статистика Теоретические основы информатики Теория автоматического регулирования Теория вероятности Транспортное право Туроператор Уголовное право Уголовный процесс Управление современным производством Физика Физические явления Философия Холодильные установки Экология Экономика История экономики Основы экономики Экономика предприятия Экономическая история Экономическая теория Экономический анализ Развитие экономики ЕС Чрезвычайные ситуации


Исторические сведения о личности

Вокруг вопроса о психологических особенностях личности идет острая, веками не прекращающаяся борьба между различными направлениями психологической науки. Остановимся на тех наиболее распространенных учениях о личности, которые имеют непосредственное отношение к медицине. Уже Гиппократ предлагал лечить больного с учетом его индивидуальных особенностей и в зависимости от окружающего человека мира. Как в эпоху феодализма, так и в период зарождения буржуазных отношений, создавались различные теории личности, доказывающие врожденные и неизменные психические особенности личности человека.

Биологический фатализм в различных учениях о качествах личности, начиная от "физиогномики" И.-К. Лафатера (1741-1801), френологии Ф.-И. Галля (1758-1828) и трансформируясь уже в наше время в психо-морфологическом локализационизме (К. Клайет, Э. Кречмер и др.), остается и поныне одной из широко распространенных теорий личности. Так, Э. Кречмер указывал, что свойства личности связаны с конституциональными особенностями в строении тела. Исходя из своих наблюдений, сделанных в психиатрической клинике, он выделял вначале две разновидности характера - шизотимический (сдержан, необщителен, туп, раздражителен и др.) и циклотимический (реалистичен.общителен, человеколюбив, любознателен и др.). По мнению Э. Кречмера, лицам пикнического телосложения соответствует циклотимический характер; атлетического, астенического и диспластического телосложения - ши-зотимический. В дальнейшем эта классификация была дополнена эпилептическим характером (гневливо-злобен, вязко-мелочен и др.).

Значительно более широкое распространение в мире получило другое направление - психоаналитическое. Создатель его Зигмунд (Сигизмунд) Фрейд (1856-1939) утверждал, что личность представляет собой проявление борьбы бессознательного (инстинктивного, главным образом сексуального влечения и влечения к смерти) с сознательным. Бессознательное, по 3. Фрейду, в разнообразных формах способно проявляться в той или иной деятельности человека, в его речи. Поэтому даже творчество рассматривается как проявление инстинкта самосохранения, в котором сексуальное влечение является главной движущей силой. Последователь Фрейда К. Холл в "Азбуке фрейдистской психологии" квалифицирует творческую деятельность В. Шекспира, П.И. Чайковского, У. Уитмена, М. Пруста как "сублимированное выражение их гомосексуальных стремлений". Другими словами, неудовлетворенность личности в сексуальной жизни периодически давала толчок, выражавшийся в стремлении к творческому самовыражению. Согласно данному мнению, современная цивилизация препятствует проявлению инстинктов, именно поэтому влечения вытесняются в подсознательную область.что и может проявиться в виде невроза. Учитывая относительное постоянство и непрерывность процессов вытеснения в психике любого человека, последователи 3. Фрейда приходят к заключению, что каждый человек в какой-то степени систематически страдает неврозом.

Современные психоаналитики пытаются оценить не только качества и свойства отдельных личностей, но и психический склад отдельных национальностей, рас и народов. Доктор медицины психиатр Д.К. Мо-лони (США) в своей книге "Понимание японской души", сосредоточивая внимание на отношениях между родителями и детьми в Японии, выделяет специфические черты "вытесненных комплексов", будто бы свойственные именно японской нации. На основе этих взглядов им характеризуется психический склад всего японского народа.

Идейными источниками учения 3. Фрейда послужили "философия бессознательного" Э. Гаргмана (1842-1906) и способность к интуиции, обосновывавшаяся другими авторами, например А Бергсоном. По мнению одного из ранних учеников Фрейда А Адлера, при формировании личности основные ее качества вытекают из врожденного чувства неполноценности и стремления каждого человека к самоутверждению, руководствуясь при этом идеалом сверхличности. До некоторой степени модифицированное психоаналитическое учение стало в настоящее время одной из медицинских и психодогических основ психосоматической медицины, психоанализ широко рекламируется в западной (да и нашей) медицине как единственно эффективный метод лечения, как панацея практически от всех заболеваний.

В последнее время психосоматическое направление в медицине получило в мире довольно широкое распространение. Оно возникло в противовес механистическим взглядам прошлого на патологический процесс (вехов-ская целдюлярная патология) как на локальный, ограничивающийся пределами конкретного органа или системы. Однако до сих пор нет единства в трактовке психосоматических взаимоотношений в условиях клинической патологии, представители различных направлений в психосоматике придерживаются различных взглядов.

Исследований, посвященных психосоматическим взаимоотношениям, выполнено много. Применение в большинстве из них объективных методов делает эти исследования с точки зрения клинической патологии в достаточной степени ценными. Однако трактовка полученных данных не всегда опирается на научные взгляды, сводясь в ряде случаев к умозрительным построениям.

В течение последних десятилетий в психологии и психиатрии многих стран становится все более заметным влияние экзистенциализма, родоначальником которого можно считать немецкого ученого-философа М. Хайдеггера (1927). В соответствии с его взглядами, дополненными и развитыми в дальнейшем А. Маньковским, Э. Штраусом, Л. Бинсванге-ром, человек живет в созданном его психикой определенном "эскизе" мира, имеет его собственную "концепцию", человек открывает для себя именно тот горизонт, то "окно", ту "брешь", которые наиболее приспособлены к природе его личности. Отдельные люди как бы смотрят на мир через "отверстие в их сознании", каждый через свое собственное. Поэтому любой индивидуум видит окружающее по-своему. Особенно своеобразными "брешами" и "окнами" являются "отверстия в сознании" выдающихся художников и музыкантов, поэтов и изобретателей. Свойственный личности "эскиз", горизонт определяет ее самосознание. В соответствии со взглядами экзистенциалистов самосознание подвержено непрерывному развитию - появлению и возникновению (лат. existere - возникать). Понимание внутреннего мира личности, а при необходимости восстановление и реконструкция его - основная задача экзистенциального анализа. При этом представителями данного направления анализируются не объективные свойства психики как отражения реальной действительности (времени, пространства и др.), а спонтанно возникающие индивидуальные психологические особенности личности.

Концепция единства духа и личности, корни которой идут к Платону, легла в основу философии и психологии персонализма. Персоналисты, начиная с его основоположника - американского философа Б. Боуэна (1847-1910), считают личность "надындивидуальной" субстанцией, нейтральной по отношению не только к физической, но и психической сущности человека. Непознаваемое "ядро личности" (этот бытующий у психиатров термин заимствован у персоналистов) окружено "сферами" темперамента, характера, способностей. В поисках методологических основ для трактовки особенностей личности больного, его переживаний многие западноевропейские и американские врачи в настоящее время обращаются к психоанализу, экзистенциализму и персонализму.

Из этого обзора можно видеть, что история учения о личности прошда сложный путь и претерпела разнообразные изменения. Одни исследователи говорили о непознаваемости психики человека вообще, другие пытались изучить личность с помощью интуиции, "вчувствовавшись" в переживания человека; усилия третьих были направлены на исследование только внешних проявлений психической деятельности. Представители отдельных направлений в психологии пытались изучать внутренний мир человека вообще, вне связи с социальной средой. Иногда придавалось некоторое значение влиянию факторов внешней среды, однако по сравнению с ролью врожденных качеств ей отводилось второстепенное место. Социальная среда, непрерывно совершающийся процесс общественного развития личности - то основное, что отличает человека в биологическом мире.

Следует различать понятия "человек" и "личность". Человек (родовое понятие) прежде всего биологическое существо, субъект общественно-исторической деятельности. Это понятие ("человек") включает в себя и соматическое, и психическое, а личность - только психическое проявление. Также и понятие "индивид" (от лат. individuum - неделимое, особь) указывает на единство, целостность организма как конкретного (человека, животного) с присущими ему особенностями, а понятие "индивидуум" (как единица общества) присуще только человеку. Понятие же "индивидуальность" означает оригинальность личности в интеллектуальной, эмоциональной, волевой сферах и поведении.

Личность проявляется в стиле жизни и поведения - в ее идейности, целеустремленности, моральной воспитанности, полноте и богатстве, активности и оригинальности. Если осознается значимая цель и возможность ее реализации, то говорят о перспективе личности, а при возникновении объективных или мнимых непреодолимых препятствий в достижении цели, то наступает состояние фрустрации, что может выразиться в грубости, фантазиях, замещающих деятельность, апатии, озлобленности, астении, депрессии и т.д. В зависимости от того, какие цели (трудные или легкие) ставит личность, это расценивается как уровень притязания личности: повышенный, пониженный, адекватный.

Станет ли личность гармоничной, односторонней, конфликтной, социально позитивной или социально опасной зависит не только от базаль-ной, но и программирующей части личности (К. Обуховский). Последняя включает систему задач трех уровней: конкретного уровня (что делать?), операционного уровня (как делать?) и ценностного уровня (зачем делать?). Когда развиваются все три задачи, то личность становится "эластичной", более адаптивной - если не стал хирургом, то стал терапевтом и т.д.; при этом важно, чтобы личная задача совпадала с внешней, общественной. При уменьшении задач и интеграции наступает бедность и деградация личности (например, у страдающих хроническим алкоголизмом).





 

Читайте также:

Утомление и усталость

Исторические сведения о эмоциях и чувствах

Психомоторика

Исторические сведения о сознании

Методы исследования воображения

Вернуться в оглавление: Медицинская психология

Просмотров: 2612

 
 

© studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам. Ваш ip: 54.145.179.90