Одним из важнейших условий достижения целей организации является обеспечение заинтересованности всех участников процесса управления в эффективности их действий. Для успешного достижения целей необходимо осуществить:
Мотивация – процесс, с помощью которого менеджер активизирует работу людей и побуждает их эффективно трудиться для достижения целей организации, как средства удовлетворения их собственного желания.
Основные составляющие мотивации:
Потребности могут разделяться на:
Вознаграждения могут быть:
Все теории мотивации подразделяются на 2 категории:
Содержательные теории мотивации1. Теория мотивации потребностей А. Маслоу Согласно этой теории успех побуждения работников к производительному зависит от того, на сколько правильно учтены актуальные потребности человека. Все потребности человека согласно теории А. Маслоу делятся на 5 категорий. Заслуга Маслоу состоит в том, что он все потребности человека расположил в виде строгой иерархической структуры. Рис. 3 Иерархия потребностей Маслоу
2. Теория ERG Альдерфера. В отличие от Маслоу, Клейтон Албдерфер считает, что существует три группы потребностей:
Отличие между теориями Маслоу и Альдерфера состоящее в том, что по теории Маслоу движение потребностей происходит только снизу вверх, а Альдерфер считал, что движение возможно в обе стороны. Если каждый раз, когда потребность не удовлетворяется, происходит переключение на более конкретную потребность. И этот процесс определяет наличие обратного хода сверху вниз.
3. Теория потребностей МакКлелланда. Теория Дэвида МекКлелланда представляет собой как бы усеченный вариант модели мотивации Маслоу. Его модель мотивации делает основной упор на потребности высших уровней. Он исходил из того, что людям присущи три потребности:
Вывод: менеджер, располагая данными о преобладающих потребностях своих подчиненных, должен избрать тот вариант мотивации, который в наибольшей мере будет способствовать достижению целей работника и организации.
4. Двухфакторная теория Герцберга Мотивация связана с характером и содержанием работы и зависит от:
Вывод: для того чтобы добиться мотивации, руководитель должен обеспечить наличие не только гигиенических факторов, но и этих мотивирующих факторов. Все 4 теории мотивации основное внимание уделяют анализу факторов, лежащих в основе мотивации, в то же время практически не уделяют внимание анализу процесса мотивации.
Процессуальные теории мотивации1. Теория ожидания Виктора Врума. В соответствии с этой теорией мотивация зависит от трёх факторов:
Схематично эту теорию можно представить формулой: Вывод: менеджер должен представлять потребности работников и предлагать им адекватное вознаграждение. причем для эффективной мотивации менеджер должен установить четкое соотношение между достигнутым результатом и вознаграждением. 2. Теория справедливости Стейса Адамса (теория равенства) Эта теория, объясняя мотивацию, утверждает, что люди субъективно оценивают справедливость вознаграждения за затраченные ими усилия и сопоставляет его с вознаграждением других людей. Практический вывод из теории справедливости состоит в том, что до тех пор, пока человек не начнет считать, что его вознаграждение справедливо, он будет стремится уменьшить интенсивность труда. 3. Модель Портера-Лоулера Эдвард Лоулер и Лайман Портер предложили расширенную комплексную версию модели Врума, в которой объединили теорию ожидания и теорию справедливости. Согласно этой модели уровень приложенных усилий определяется ценностью вознаграждения и степенью уверенности в том, что данный уровень усилий действительно повлечет за собой определенный уровень вознаграждения. Они рассматривали вознаграждение и их воспринимаемую справедливость в качестве недостающего звена в модели Врума между производительностью и удовлетворенностью. Причем внутренние награды, реализующие потребности высшего уровня, изображаются как более вероятная причина удовлетворенности и дальнейшей мотивации по сравнению с внешними наградами. Вывод: результативный труд ведет к удовлетворению, а не наоборот, как было принято считать. Процесс мотивации раскрывается в теориях, пытающихся объяснить, почему люди готовы, осуществлять определенные действия, затрачивая большие или меньшие усилия. |
Лидерство в менеджменте. Стили лидерства и его типы Адаптивное управление в менеджменте Программно-целевые и проблемно-ориентированные методы Вернуться в оглавление: Менеджмент |